Программа хорового пения «Созвездие»

Данная программа комплексная и включает изучение нескольких учебных предметов: хоровое пение, занимательное сольфеджио, беседы о музыке, музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор), сольное пение.

 

В процессе реализации данной программы ребенок получает возможность участия в коллективной творческой деятельности, а также расширить свой музыкальный кругозор, сформировать музыкальный и художественный вкус, развить певческие умения.

Педагоги

Зайцева Татьяна Николаевна – преподаватель по классу академического хорового и сольного пения, теоретических дисциплин высшей квалификационной категории, заведующая секцией преподавателей академического пения, руководитель хора "Созвездие".

Уровень образования: высшее, Красноярский государственный институт искусств, специальность «Дирижирование», квалификация "Хормейстер, преподаватель".

Общий / Педагогический стаж: 20 лет / 11 лет.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовки: «Проблема хорового и вокального исполнительства», удостоверение, 72 ч., ГАПОУ НСО «НОККиИ», 2016 г.; «Актуальные методики работы с академическим хором» в рамках федерального проекта «Творческие люди» Национального проекта «Культура», Санкт-Петербургский государственный институт культуры, октябрь 2019 г.

 

Пунько Наталья Анатольевна – преподаватель по классу академического хорового и сольного пения высшей квалификационной категории.

Уровень образования: высшее, Алтайский государственный институт культуры и искусств, специальность «Народное художественное творчество», квалификация "Художественный руководитель академического хора, преподаватель".

Общий / Педагогический стаж: 20 лет / 20 лет.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовки: КПК для хормейстеров академического направления, НОККиИ, удостоверение, 72 ч., 2018 г.

Содержание программы

Учебный план включает в себя следующие темы обучения:

 

1. Предметов исполнительской подготовки:

  • хор – 3 часа в неделю;
  • музыкальный инструмент – 1 час в неделю.

2. Предметов историко-теоретической подготовки:

  • занимательное сольфеджио – 1 час в неделю;
  • беседы о музыке – 1 час в неделю.

3. Учебный предмет по выбору – 1 час в неделю (сольное пение, другой музыкальный инструмент, сценическая речь).

 

Виды внеаудиторной работы:

  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно–просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты–лекции в общеобразовательных школах, в культурно–досуговых центрах и пр.), участие в смотрах–конкурсах, фестивалях, концертно–массовых мероприятиях.

За учебный год в хоровом классе хорового отделения должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младшая группа – 6–8; старшая группа – 8–10.

 

Основные принципы подбора репертуара:

  • художественная ценность произведения;
  • необходимость расширения музыкально–художественного кругозора детей;
  • решение учебных задач;
  • классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров);
  • создание художественного образа произведения, выявление идейно–эмоционального смысла;
  • доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам;
  • разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности.

Цели программы

Основная цель программы – развитие музыкально–творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности обучающихся: музыкальный слух, чувство ритма, вокальный диапазон, образное мышление, чистоту интонации, умение петь в хоре, дикция и артикуляция;
  • развивать художественно–эстетический вкус;
  • развивать способность к сопереживанию.

Обучающие:

  • сформировать важнейшие умения и навыки академической техники;
  • обучить навыкам самостоятельной, осмысленной работы над своим голосом и репертуаром.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к певческому искусству;
  • формировать музыкальную культуру на лучших образцах классической и современной музыки;
  • формировать навыки коллективного творчества, сценической культуры;
  • стимулировать самоопределение в социуме.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и понимать:

  • начальные основы хорового искусства, вокально–хоровых особенностей хоровых партитур, художественно–исполнительских возможностей хорового коллектива;
  • основные жанры хоровой музыки;
  • многообразие музыкальных образов и способов их развития.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органичного сочетания слова и музыки;
  • исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • уметь грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
  • владеть всеми видами вокально–хорового дыхания;
  • эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
  • владеть вокально–техническими умениями и навыками, в рамках индивидуальных возможностей.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • уважительное отношение к национальным традициям и культурным ценностям;
  • умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • формирование активной жизненной позиции.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

  • высокий уровень мотивации обучающихся к вокально–хоровому исполнительству;
  • творческая самореализация учащихся, участие вокально–хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно–массовых мероприятиях.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе вступительные испытания не предусмотрены. Отбор детей может проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

Материально-техническая база

Учебные помещения:

  • концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • учебная аудитория для занятий со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

 

Материально–техническое обеспечение:

  • музыкальный центр;
  • микшер;
  • усилитель;
  • микрофоны;
  • колонки;
  • видеопроектор.

 

Информационное обеспечение:

  • фонотека;
  • видеотека;
  • библиотека.