Программа «Химия вокруг нас»

  • (3)

    Актуальность программы "Химия вокруг нас" связана с запросами общества, окружающего социума. Современное общество, все в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В этих условиях, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности. Всё, что изучается в школе, должно быть применено. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Отличительные особенности программы, новизна.

Отличительной особенностью программы является реализация еѐ в сетевой форме, как интеграции дополнительного и общего образования. Также отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области, заключаются в том, что в основе ее лежит системно-деятельностный подход. Он создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Содержание программы носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (химия, биология, география, социальные науки). Тематика занятий вооружает их знаниями, необходимыми в повседневной жизни и формирует базу для ориентации в мире современных профессий. Программа состоит из трех образовательных блоков, каждый из которых представляет собой логическую завершенность по отношению к установленным задачам и результатам

На всех этапах обучения предусмотрено не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий, учебных и научных исследований. При выборе технологии, методов и средств обучения в программе учитываются возрастные, индивидуально-психологические особенности обучающихся. Поэтому на каждом этапе освоения программы ставятся свои задачи, направленные на достижение конечной цели. Содержание теоретического и практического материала блока «Химические вещества в повседневной жизни» предусматривает учет гендерных особенностей школьников. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, имеющим недостатки в речевом развитии.

Адресат программы

Программа адресована детям от 12_ до _17лет.

"Чудеса химии".

Все занятия рассчитаны на стартовый уровень, так как дети впервые знакомятся с предметом и не имеют представлений о химии и ее предмете.

"Химические вещества в повседневной жизни".

Базовый уровень, обучающиеся основной уже имеют представление о химии и предмете ее изучения, но уровень их подготовленности разный. Программа предусматривает уровневую дифференциацию.

"Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской работе по химии". Обучающиеся владеют навыками проектной деятельности, сформированными в основной школе. Программа предусматривает их дальнейшее развитие, формирование опыта проведения исследований и развития творческой деятельности, в том числе с возможностью построения индивидуального образовательного маршрута. Уровень обучения продвинутый.

Для обучения на стартовом уровне принимаются все желающие.

На базовом уровне проводится входная диагностика с целью выяснения уровня готовности ребенка к обучению на базовом уровне, определяются его индивидуальные особенности, склонности, интересы, мотивы.

На продвинутый уровень поступают учащиеся, успешно усвоившие программу базового уровня, по результатам диагностических работ и собеседования разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими нарушения речи. Для них создаются условия, способствующие компенсации недостатков речевого развития.

Объем программы −360 часов.

Программа рассчитана на 3 года обучения:

1 год обучения: 72 часа,

2 год обучения 108 часов,

3 год обучения: 180 часов.

Форма обучения на стартовом и базовом уровне очная, на продвинутом – очная и очно-заочная

Программа разноуровневая по содержанию учебного материала, реализуется в сетевой форме.

Педагоги

Макалева Надежда Николаевна - педагог дополнительного образования;  учитель химии высшей квалификационной категории, стаж работы 44 года.

Расписание

Занятия проходят по понедельникам, 2 академических часа (по 45 минут), 13.55 (группа)

                                                         2 академических часа (по 45 минут) 15.35 (индивидуальная работа);

                            по пятницам,         3 академических часа (по 45 минут), 13.55 (весь состав)

                                                                                                                  15.35 (группа);

                            по субботам,          3 академических часа (по 45 минут), 11.00 ( весь состав),

                                                                                                                  12.50 (группа).

 

                                                                                                                 

Содержание программы

"Чудеса химии"

Лаборатория юного химика.

Дом, в котором живут химические элементы.

Химия в нашей жизни.

Увлекательная химия для экспериментаторов. 

"Химические вещества в повседневной жизни"

Техника лабораторных работ. Техника безопасности.

Химия вокруг нас.

Химия пищи.

Стирка по-научному.

Уроки чистоты и здоровья.

Салон красоты.

Химия в кастрюльке.

Химия в консервной банке.

Химия в солонке.

Химические секреты дачника.

Химия в аптечке.

Химия в быту.

Кислоты щелочи и соли в нашем доме.

Растворы и растворители.

Пластмассы и химические волокна.

Химия и твоя будущая профессия.

"Прикладная творческая деятельность учащихся в исследовательской работе по химии"

 Раздел 1. "Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности".

Раздел 2. "Виды сбора информации для написания исследовательской работы".

Раздел 3. "Виды и формы презентации исследовательских работ учащимися".

Цели программы

   Цель программы стартового уровня:  формирование естественно-научного мировоззрения школьников, ознакомление с объектами и явлениями материального мира, расширение кругозора, использование различных методов познания природы, формирование предметных и проектно – исследовательских компетенций обучающихся.

  Цель программы базового уровня: научить школьников использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

· объяснения химических явлений, протекающих в природе, быту и на производстве;

· безопасного обращения с веществами и материалами;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

· критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

   Цель программы продвинутого курса: является организация и развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время через интеграцию предметов естественного цикла и прикладного творчества учащихся.

Результат программы

   В результате изучения программы кружка стартового и базового уровней учащиеся должны расширить свои знания о:

· составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

· нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

· составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

· составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;

· видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением;

основных видах загрязнений окружающей среды;

влияние человека на состояние природы родного края;

значение химических знаний при выборе будущей профессии.

Учащиеся должны уметь:

· применять методы качественного и количественного анализа;

· самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

· соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

· составлять отчет о проделанном эксперименте;

· использовать полученные знания для грамотного обращения с веществами, применяемыми в повседневной жизни в ценностно-ориентационной сфере:

· строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе;

в трудовой сфере:

· планировать и проводить химический эксперимент;

· использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;

 в сфере безопасности жизнедеятельности:

· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием

Требования к уровню подготовки учащихся продвинутого уровня

Личностные результаты:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Особые условия проведения

  Отсутствие у обучающихся  аллергических реакций на химические реактивы.

 

Материально-техническая база

   Для обеспечения реализации программы используется база учебного кабинета химии. Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41., полностью оснащенное оборудованием для реализации ДООП естественнонаучной направленности.

 Технические средства обучения

1. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт

дисков; оснащенный акустической колонкой.

2. Экран проекционный.

Химические реактивы, приборы, таблицы, коллекции, наборы посуды и лабораторных принадлежностей в соответствии с перечнем оборудования химических кабинетов общеобразовательных школ

Для обеспечения реализации программы предусмотрено использование базы учебного кабинета химии, соответствующего требованиям СанПиН. Занятия проходят в светлом, сухом, проветриваемом помещении, по объѐму и размерам соответствует числу учащихся в одной группе. В кабинете количество столов и стульев соответствует количеству детей в группе. Для уменьшения зрительного напряжения при работе имеется естественное и искусственное освещение.В кабинете химии имеются все необходимые для проведения практических работ реактивы и оборудование, цифровая химическая лаборатория, достаточная коллекция мультимедийного обеспечения и других электронных образовательных ресурсов, компьютер, проектор, документ-камера.

 

Стоимость

Обучение оплаты не предусматривает.