Программа «Хоровое пение», срок освоения 1 год

Учебный предмет «Хор» занимает важное место в системе предметов музыкального цикла, так как он закладывает основы коллективных исполнительских навыков у учащихся. Он направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика. Музицирование в любой форме оказывает благотворное влияние на учащегося. Хоровое музицирование − один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности.

 

Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс ОП «Введение в музицирование» в возрасте от шести лет шести месяцев до тринадцати лет составляет 1 год. Продолжительность учебных занятий – 34 недели в году.

Форма проведения учебных аудиторных занятий − групповая (от 8 до 15 человек). На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также необходимо уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

 

При формировании групп хора учитывается возраст, голосовые и певческие возможности каждого обучающегося. Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. Учащиеся, поступившие на обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Введение в музицирование», распределяются в младшую и среднюю группу хора. Младший хор составляют учащиеся от 6 до 9 лет. Учащиеся подросткового возраста (10 – 13 лет) составляют средние группы хора.

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В резерв учебного времени могут также закладываться репетиционные часы – 0,5 часа в неделю.

В программе обучения младшего и среднего хоров используются три основные формы контроля успеваемости: текущая, промежуточная и итоговая.

 

Виды текущего контроля:

– оценка за работу в классе;

– текущая сдача партий;

– контрольный урок в конце четверти;

– сдача партий в квартетах.

 

Виды промежуточного контроля:

– контрольный урок в конце первого полугодия;

- выступление на отчетном концерте в конце первого полугодия.

 

Виды итогового контроля:

- выступление на отчетном концерте в конце учебного года.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

 

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

• оценка годовой работы ученика;

• оценка за выступление на отчетном концерте хора;

• другие выступления ученика в течение учебного года.

   

В течение учебного года преподавателем хора планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. Участие хориста в данных мероприятиях также может быть оцениваться, как одна из форм текущей аттестации.

   

Успешное освоение программы «Введение в музицирование» не предусматривает выдачу свидетельства об окончании школы, а является основанием для продолжения обучения по программам в области музыкального искусства. 

Педагоги

Марина Михайловна Никитина – преподаватель первой квалификационной категории; педагогический стаж 21 год.

Надежда Викторовна Ларькина -преподаватель первой квалификационной категории.

Расписание

Расписание занятий составляется индивидуально с каждым обучающимся, в зависимости от смен занятий в общеобразовательной школе, а также согласно индивидуального графика с педагогами.

Содержание программы

Кроме основного предмета "Хор", в состав программы входят обязательные для посещения предметы:

  • музыкальный инструмент (фортепиано) – 1 час/нед.
  • сольфеджио – 1 час/ нед.

Цели программы

Цель: 

Пробуждение интереса к хоровому пению, формирование вокально-хоровых навыков, воспитание музыкальной и певческой культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, обеспечение личностной вовлеченности детей в коллективную художественно-творческую деятельность, развитие у них устойчивого интереса к классической музыке, занятиям хоровым пением, формирование музыкально-художественного вкуса. Подготовка детей для дальнейшего обучения по дополнительным общеразвивающим образовательным программам в области музыкального искусства.

 

Задачи предмета:

1. На основе приобретенных вокально-хоровых навыков развить музыкальность, эмоциональную выразительность детей, их голос, слух и память.

2. Повышать культурный уровень детей, развить интерес к творческой деятельности.

3. Развивать индивидуальные особенности учащихся, их желание проявить себя в творчестве, совместных делах.

4. Максимально включать детей в концертную деятельность.

Результат программы

Младший хор

К окончанию годичного обучения в младшем хоре учащиеся должны приобрести следующие вокально-хоровые навыки:

  •  правильную певческую установку;
  •  короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох, рассчитанный на небольшую музыкальную фразу;
  •  пение «фальцетом» (головным регистром);
  •  использовать мягкую атаку;
  •  активный унисон, свободная артикуляция;
  •  ознакомиться с элементами дирижирования: «внимание», «ауфтакт», «снятие», «крещендо», "диминуэндо".

 

Средний хор

К окончанию годичного обучения в среднем хоре учащиеся должны освоить следующие навыки:

  •  "цепное дыхание";
  •  единое формирование гласных;
  •  свободу артикуляционного аппарата;
  •  пение унисона в более сложных одноголосных произведениях;
  •  расширить диапазон до децимы;
  •  освоить элементы двухголосия в упражнениях и хоровых произведениях (начальный этап);
  •  понимать жест дирижера;

 

Результатом освоения программы учебного предмета «Хор» являются следующие знания, умения, навыки:

  •  наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
  •  знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
  •  знание профессиональной терминологии;
  •  умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  •  навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
  •  частично сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
  •  наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива (для среднего хора);
  •  знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
  •  обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
  •  владение всеми видами вокально-хорового дыхания (для среднего хора);
  •  умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
  •  знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;
  •  навыки чтения с листа (для среднего хора).

Материально-техническая база

  • Учебный кабинет;
  • Фортепиано;
  • Шумовые инструменты;
  • Аудиотехника;
  • Ноутбук;
  • Стулья;
  • Учебно методическая и нотная литература.