Программа «Увлекательный мир шахмат»

  • (7)

Шахматы, хотя и являются видом спорта, направлены в первую очередь на развитие внутреннего мира человека; шахматы – это искусство гармонии и красоты. В условиях дополнительного образования это искусство имеет особые перспективы для своего развития.

Авторами данной программы сделана попытка рассмотреть шахматы не просто как спортивную игру (подобный подход актуален в реализации программ спортивных школ), а как уникальную дидактическую игру, позволяющую постепенно, ненавязчивым образом формировать ступени логического мышления у детей как дошкольного, так и подросткового возраста. Такой подход является принципиально новым в дополнительном образовании в отличие от образовательных программ, в том числе типовых, предлагаемых к реализации в рамках спортивных школ.

Занятия шахматами рассматриваются авторами, как способствующие повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Педагоги

Павлов Игорь Геннадьевич – высшее педагогическое образование, высшая категория, стаж работы более 20 лет, спортивный судья по шахматам 1 категории;

Кагиров Равиль Габдулхабирович – высшее педагогическое образование, первая категория, стаж работы более 25 лет, спортивный судья по шахматам 2 категории.

Содержание программы

Тематический план модуля "Начальный"

Программой на данном этапе предусмотрено 2 занятия в неделю по 1 часу и 1 занятие по 2 часа (144 часа в год). В зависимости от возраста обучающихся выбирается один из предлагаемых учебно-тематических планов.

 

Содержание занятий модуля "Начальный«

1. Тема 1. Шахматная доска.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, центр.

2. Тема 2. Шахматные фигуры.

Белые и черные фигуры, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. Тема 3. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой из фигур в начальной позиции, правило «ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями и диагоналями и начальной расстановкой фигур.

4. Тема 4. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур; краткая и полная шахматная нотация; запись шахматной партии; запись начального положения.

5. Тема 5. Ходы и взятие фигур.

Правила хода и взятие каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

6. Тема 6. Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию; принцип быстрого развития фигур; борьба за центр.

7. Тема 7. Цель шахматной партии.

Шах, мат, пат, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

8. Тема 8. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат; от чатуранги к шатранжу; шахматы проникают в Европу; Чемпионы мира по шахматам.

9. Тема 9. Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля; ферзь и ладья против короля, король и ферзь против короля; король и ладья против короля.

10. Тема 10. Задачи на мат в один ход.

 

Тематический план 1 года обучения модуля "Основной"

Занятия с обучающимися 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа в год), со второго полугодия рекомендуется проводить дополнительное занятие (1 час в неделю) для организации шахматных турниров.

 

1. Тема 1. Элементарные понятия о шахматной игре.

Правила игры; как научиться играть в шахматы; особенности фигур; особенности шахматной борьбы.

2. Тема 2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур; краткая и полная шахматная нотация; запись шахматной партии; запись начального положения.

3. Тема 3. Сложные правила.

Превращение пешек, Правило взятия на проходе, рокировка.

4. Тема 4. Ценность фигур и пешек.

Ценность фигур, сравнительная ценность, сила фигур, достижение материального перевеса, способы защиты.

5. Тема 5. Некоторые случаи ничьей.

6. Тема 6. Мат тяжелыми фигурами.

7. Тема 7. Как начинать партию.

Основные цели дебюта, классификация дебютов, расположение пешек и пешечные слабости, развитие фигур и борьба за центр в дебютах.

8. Тема 8. Упражнения на мат.

9. Тема 9. Король и пешка против короля.

Правило квадрата; король и пешка против короля; оппозиция.

10. Тема 10. Тактические приемы.

Двойной удар; открытое нападение; связка; двойной шах.

11. Тема 11. Соревнования.

 

Тематический план 2 года обучения модуля "Основной".

Занятия с обучающимися 2 года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (всего 216 часов в год), рекомендуется проводить дополнительное занятие (2 часа в неделю) для организации шахматных турниров.

1. Тема 1. Атака на короля.

2. Тема 2. Шахматные окончания.

3. Тема 3. Теория дебютов.

4. Тема 4. Стратегия.

5. Тема 5. Соревнования.

 

Тематический план 3 года обучения модуля "Основной"

Занятия с обучающимися 3 года обучения проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (всего 324 часа в год), со второго полугодия рекомендуется проводить занятия 2 раза в неделю, третье занятие отводится на соревнования.

1. Тема 1. Основы стратегии.

2. Тема 2. Тактика.

3. Тема 3. Теория дебютов.

4. Тема 4. Соревнования.

 

 

Цели программы

Создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей детей с наиболее полным использованием потенциальных возможностей, заложенных в логических играх, в частности, в шахматах.

Результат программы

По окончании обучения по начальному модулю программы ребенок должен знать:

× Основные шахматные термины

× Названия и ценность шахматных фигур

× Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

× Центр доски

× Начальное положение

Ребенок также должен уметь

× Ориентироваться на шахматной доске

× Правильно расставлять фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, диагональ

× Разыгрывать партии в соответствии с основными правилами игры

× Записывать шахматную партию

× Успешно решать простейшие позиции

× Рокировать, ставить мат, объявлять шах

× Завершить партию

По окончании обучения по основному модулю программы ребенок должен знать:

× Значения терминов дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля

× Принципы игры в дебюте

× Основы тактических приемов

 Ребенок также должен уметь:

× Успешно решать следующие шахматные задачи: мат в 1 ход, мат в 2 хода, сделать ничью

× Грамотно расположить шахматные фигуры в дебюте

× Находить несложные тактические удары и комбинации

× Точно разыгрывать простейшие окончания

В результате занятий по модулю «Мастерство» ожидается участие и занятие призовых мест обучающимися в турнирах высокого уровня – в региональных и всероссийских шахматных чемпионатах.

Особые условия проведения

В объединение принимаются все желающие дети, без специального отбора на начальном этапе.

В последующем производится деление и возможно переформирование групп по уровню освоения программы.Такой подход позволяет реализовать методически гибкую систему обучения, когда в зависимости от обучаемости детей содержание программы, основанное на понятийных началах, может усложняться или упрощаться.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 18 лет; свободна от жесткой привязки к возрастным категориям – она может быть пройдена в значительно более краткие сроки, с детьми любого возраста.

Занятия проводятся в группах, однако считается целесообразным проводить индивидуальные занятия или занятия в микрогруппах с обучающимися, проявляющими особый интерес к предмету и показывающим результаты выше предполагаемых. Также шахматные занятия проводятся в коллективной форме – всем составом обучающихся. Так, в расписании занятий может быть определён день, где на занятиях принимают участие несколько педагогов, дети из разных групп и даже родители.

Наряду с обучающим фактором большое внимание в программе уделяется развитию эмоциональной сферы. Количество часов на каждую тему жёстко не регламентируется ввиду комплексного характера занятий, тесного переплетения тем учебных предметов и неизбежности коррекции, возникающей при организации обучения.

Модуль "Начальный" программы ориентирован на обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного (4-6 лет) возраста, не имеющих навыков шахматной игры; модуль рассчитан на прохождение за 1-2 учебных года. Модуль позволяет приобщить детей к игре в шахматы, начиная с раннего возраста; активизировать их мыслительные способности, лучше подготовить ребенка к обучению в школе. В доступной игровой форме ребенок привыкает к ситуации постоянного ответственного выбора и принятия оптимальных решений.

Модуль "Основной" ориентирован на детей младшего школьного и среднего школьного возраста (от 7 до 18 лет) и рассчитан на 3 года обучения. Возраст от 7 до 18 лет – это период для развития навыков, решения проблем. Процесс обучения детей этого возраста строится на воспитании культуры внимания, которая развивается вместе с такими функциями, как мотивация обучения, чувство ответственности за порученное дело, за успех учебной деятельности. Этот возраст представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности, для него характерно интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка, устойчивый интерес к какой-либо деятельности. Занятие шахматами в этом возрасте способствует развитию у детей волевых качеств – управление своим поведением, сохранение оптимизма при поражении.

Модуль "Мастерство" ориентирован на детей среднего школьного возраста, имеющих особый интерес к шахматам и склонных к углублению шахматных знаний. Считается целесообразным с такими детьми работать в индивидуальном порядке, для чего составляются индивидуальные тематические планы.

Материально-техническая база

- комплекты шахматных фигур

- шахматные доски 

- дидактический материал. учебные задачи по теме занятия

- демонстрационная доска 

- учебная шахматная доска;

- шахматные часы 

- компьютер с программным обеспечением и возможностью выхода в Интернет

- тетради

Видео

[ "" ]