Программа «Ведущий за собой», развитие лидерских качеств

     Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования позитивных качеств (лидерских качеств) личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Для того,  чтобы подростки смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности необходимо помочь им в достижении активной жизненной позиции, формированию позитивного отношения к жизни, умению организовывать людей, решать проблемы с помощью единомышленников.

     

     В связи с этим была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ведущий за собой», которая направлена на освоение учащимися основ управления коллективом, этапов проектирования работы объединения, формирование умений и навыков организаторской деятельности, отработку моделей эффективного общения и поведения в различных жизненных ситуациях.

 

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ведущий за собой»  социально-гуманитарной направленности.

 

Актуальность программы

    Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования, главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в социально-развивающих услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих подростков.

 

     В настоящее время огромный поток информации и её доступность, расширение и изменение спектра возможностей для реализации личности, скорость изменения среды обитания провоцируют стремительное изменение требований к профессиональным и личностным качествам. Возросла потребность в специалистах, имеющих не только высокий профессиональный уровень, но и лидерские качества, знания и навыки успешного управления, разносторонние и устойчивые взгляды, стрессоустойчивость, конкурентоспособность. Всё это и многое другое из современных условий - это те самые обстоятельства, в которых предстоит проявить себя молодому человеку. В современных условиях востребован молодой человек, обладающий разнообразным набором компетенций, интеллектом и принимающий активное участие в жизни своей страны, который умеет работать в команде и готов взять на себя от­ветственность.

    

Отличительные особенности и новизна программы

     Отличительные особенности данной программы от аналогичных программ в том, что она адаптирована на условия, в которых проживают учащиеся  разновозрастного коллектива, где  они  является организаторами различных мероприятий.

 

    Теоретические темы занятий оптимально подобраны, исходя из требований, предъявляемых современным обществом и из практической значимости. Главный упор делается на практические занятия в виде деловых и интерактивных игр, работы в микро-группах, тренингов, подбор которых также существенно отличается от традиционных и уже давно известных. Такая форма занятий, в отличие от лекций, дает больший эффект. Учащиеся имеют больше возможностей общения, отработке лидерских навыков, а также навыков делового общения, учатся смело высказывать свое мнение, не стесняясь других. Занятия начинаются с разговора в круге о том, что интересного произошло сегодня, что волнует, о планах. В конце занятия обязательно проводится рефлексия. Каждый учащийся обязательно высказывается о том, что понравилось на занятии, что запомнилось, что узнал нового, а также и то, что не понравилось.

 

     Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» заключается в актуальной потребности современного общества в воспитании человека «новой формации», человека компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающими. Программа сочетает несколько областей знаний и направлений деятельности: психологию общения, организацию самоуправления, технологию лидерства, теорию организаторской техники.

 

      Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы научить подростков коммуникативной культуре, способствовать воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, способность идти на уступки, неконфликтность. Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную и досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.

 

Адресат программы

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ведущий за собой»  адресована для учащихся  12-15 лет и  реализуется в течение 3 лет обучения на занятиях в клубе «Лидер». Численный состав группы до 15 человек.

 

     В программе заявлен принцип свободного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора, как девочки, так и мальчики.  Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления родителя или законного представителя ребенка.

 

     Возрастные особенности учащихся

     В этом возрасте у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого. У  подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В возрасте 12-15 лет происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.

 

     Для реализации потребности в активной социальной позиции подростку нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела.

   

     Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности».

     Ведущей деятельностью детей подросткового возраста является общение со сверстниками, освоение новых норм поведения, отношений с окружающими на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

 

Педагоги

Матинова Нина Андреевна – педагог дополнительного образования, руководитель клуба "Лидер" МБУДО ДЮЦ "Гармония" на базе МБОУ Блюдчанская СШ.

Общий стаж: 46 лет

Педагогический стаж: 46 лет

Стаж по специальности: 5 лет

Уровень образования: высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», 2001 г.

Квалификация по диплому: квалификация «Учитель начальных классов» по специальности "Педагогика и методика начального образования".

Повышение квалификации:

2018г., Государственное бюджетное нетиповое образовательного учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» по программе «Российское движение школьников – единое воспитательное пространство» в объёме 36 часов.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10 минут.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1-го года обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. "Учусь понимать себя и других" – 6 часов.
  3. "Я – лидер" – 4 часа.
  4. "Разбуди в себе лидера!" – 6 часов.
  5. "Стили работы лидера" – 6 часов.
  6. "Ты – умелец" – 6 часов.
  7. "Лидер ли ты?" – 4 часа.
  8. "Организаторская техника" – 4 часа.
  9. "Чемодан лидера" – 6 часов.
  10. "Лидер и порядок« – 4 часа.
  11. Игры для выявления лидеров -организаторов – 22 часа.
  12. Коллектив-основа организаторской деятельности – 20 часов.
  13. Как правильно организовать работу? – 20 часов.
  14. Организация самоуправления – 14 часов.
  15. Вечер добрых друзей «Лидер» – 8 часов.
  16. Посещение районных сборов, праздников и конкурсов – 10 часов.
  17. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

ИТОГО:144 часа

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. "Знакомство" – 6 часов.
  3. "Знание – сила" – 10 часов.
  4. "Сплочение" – 8 часов.
  5. "Мужество" – 6 часов.
  6. "Актерское мастерство" – 14 часов.
  7. "Скромность – достоинство королей" – 6 часов.
  8. "Лидер – человек-действия« – 8 часов.
  9. Виды игр – 14 часов.
  10. Игры с залом – 6 часов.
  11. Подвижные и народные игры – 16 часов.
  12. Игротека (интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, игры на доверие, игры – «экстрималки» – 12 часов.
  13. Организация и участие в общем мероприятии «Школы лидера» – 30 часов.
  14. Участие в мероприятиях – 4 часа.
  15. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

ИТОГО: 144 часа

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

  1. Вводное занятие - 2 часа.
  2. "Лидер и его команда" - 10 часов.
  3. "Общение" - 8 часов.
  4. "Лидер и доверие" - 10 часов.
  5. "Творческий потенциал" - 8 часов.
  6. "Творческая личность" - 12 часов.
  7. "Ключи к успеху" - 12 часов.
  8. "Школа общения" - 12 часов.
  9. "Генератор идей" - 12 часов.
  10. "Выбор будущего" - 12 часов.
  11. Организация и участие в общем мероприятии "Школа лидера" - 34 часа.
  12. Мое имя. Что в имени моём? - 2 часа.
  13. Участие в мероприятиях - 8 часов.
  14. Итоговое занятие. Диагностика - 2 часа.

ИТОГО: 144 часа

Цели программы

Цель программы:  развитие социальной инициативности учащихся с активной лидерской позицией, умеющей реализовать свои способности в коллективе в процессе организации досуговой деятельности.

 

Задачи:

 

Предметные:

  1. обучение  планированию, приёмам организаторской работы, анализу коллективной деятельности, самостоятельному применению знаний, умений и навыков;
  2. обучение приёмам командообразования и взаимодействию в команде;
  3. обучение умению излагать свои мысли, чувства, объяснять собственную точку зрения, доказывать;
  4. обучение умению самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и оперативно принимать решения;
  5. знакомство с ораторским искусством, публичными выступлениями;
  6. обучение навыкам делового общения и методике разрешения конфликтных ситуаций.

 

Метапредметные:

  1. развитие  интеллектуального роста и расширению кругозора учащихся;
  2. развитие инициативности, целеустремленности, независимости, ответственности за себя и окружающих;
  3. развитие организаторских и лидерских способностей;
  4. развитие речи, внимательности, наблюдательности, творческих способностей;
  5. развитие умения думать, применять теоретические знания на практике;
  6. развитие умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца;
  7. развитие логического и наглядно-образного мышления.

 

Личностные:

  1. воспитание стремления к активному общению;
  2. воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
  3. воспитание чувства товарищества, чувства  личной ответственности;
  4. воспитание умения распределять обязанности и нести ответственность при организации коллективного дела;
  5. воспитание активной жизненной позиции, целеустремленности, чувства коллективизма.

Результат программы

В результате реализации программы учащимися предполагается достижение определенного уровня теоретических и практических навыков, а также развитие определенных качеств, что и будет являться показателем эффективного лидера.

 

Личностные компетенции:

  • учащиеся будут стремиться к активному общению;
  • учащиеся будут стремиться к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию;
  • у учащихся будет развито чувство товарищества, чувство  личной ответственности;
  • учащиеся смогут распределять обязанности и нести ответственность при организации коллективного дела;
  • учащиеся будут иметь активную жизненную позицию, целеустремленность, чувство коллективизма.

 

Метапредметные компетенции:

  • у учащихся будет расширен кругозор и произойдёт интеллектуальный  рост;
  • у учащихся будет развита инициативность, целеустремленность, независимость, ответственность за себя и окружающих;
  • у учащихся будут развиты организаторские и лидерские способностей;
  • у учащихся будет развита речь, внимательность, наблюдательность, творческие способности;
  • учащиеся будут уметь применять теоретические знания на практике;
  • учащиеся будут общаться, взаимодействовать, доводить дело до конца;
  • у учащихся будет развито логическое и наглядно-образное  мышление.

 

Предметные компетенции:

  • учащиеся будут знать приёмы организаторской работы, анализ коллективной деятельности, будут самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки;
  • учащиеся будут знать приёмы  командообразования и взаимодействия в команде;
  • учащиеся будут правильно излагать свои мысли, чувства, объяснять собственную точку зрения, доказывать;
  • учащиеся будут самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и оперативно принимать решения;
  • учащиеся будут знать приёмы ораторского искусства, публичного выступления;
  • учащиеся познакомятся с навыкам делового общения и методикой разрешения конфликтных ситуаций.

 

К концу 1- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  1. Правила поведения на занятиях.
  2. Классификацию массовых игр.
  3. Не менее 100 игр.
  4. Кто такой лидер.
  5. Стили работы лидера.
  6. Как правильно организовать работу.
  7. Организацию самоуправления.

Уметь:

  1. Планировать свою деятельность.
  2. Провести игры.
  3. Общаться с разновозрастной аудиторией.
  4. Анализировать результат своей работы.

К концу 2- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  1. Правила поведения на занятиях.
  2. Виды игр.
  3. Не менее 200 различных игр.
  4. Основные законы лидера.
  5. Основы актёрского мастерства.
  6. Классификацию игр.

Уметь:

  1. Организовать, подготовить и провести мероприятие.
  2. Проводить различные игры.
  3. Организовать себя и других.
  4. Работать в коллективе.

К концу 3- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  1. Основные правила и законы лидера.
  2. Понятия: «самомотивация», «самодисциплина», «уверенность», «неуверенность», «общение», «творческий потенциал», "творческая личность".
  3. Стили лидерства.
  4. Толкование своего имени и имён своих друзей.
  5. Правила поведения в споре.

Уметь:

  1. Уверенно держаться на сцене, перед коллективом.
  2. Выражать свои мысли и понимать других.
  3. Поддерживать дружеские отношения в коллективе.
  4. Ставить перед собой цель и достигать её.
  5. Применять лидерские и организаторские качества в повседневной жизни.
  6. Разработать сценарий игровой программы.

Особые условия проведения

  1. Наличие помещения для занятий.
  2. Наличие посадочных мест для учащихся.
  3. Наполняемость групп.
  4. Мотивация учащихся.
  5. Заинтересованность родителей.
  6. Материальная база.

Материально-техническая база

     Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 г. № 41 (в редакции 2020 г.).

    Для успешной реализации программы «Ведущий за собой» необходимо методическое и материальное обеспечение.

Материально-техническое обеспечение

  1. Оборудование
    • Просторное помещение для занятий или зал.
    • Письменные принадлежности.
    • Печатные бланки для тестов.
    • Аудио-видеоаппаратура.
    • Компьютер, медиапроектор.
    • Столы, стулья для учащихся.
    • Флипчат (доска со сменными листами ватмана).
    • Шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
  2. Методическое обеспечение
    • Вспомогательная литература.
    • Папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
    • Анкеты.
    • Тестовые методики.
    • Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности.
    • Разработки тренингов.
    • Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).

 

Методические материалы

  1. Методическая разработка «Словарь лидера». Автор: Матинова Н.А., 2017 г.;
  2. Определение уровня воспитанности (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой);
  3. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» (1 год обучения).
  4. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» (2 год обучения).
  5. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» (3 год обучения).
  6. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.