Программа «Ведущий за собой»

Современное общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

Особая роль в решении этих задач отводится системе образования, которая на первый план должна поставить возрастание роли человеческого фактора и раскрытие потенциальных возможностей личности.

Необходимым в данном аспекте является и развитие лидерского потенциала учащихся. В специально-моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

Одной из основных предпосылок создания дополнительной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей учащихся, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности.

Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

Занятия по данной программе способствуют социальной адаптации подрастающего поколения, целенаправленной организации свободного времени и позволяют создать условия для раскрытия творческого потенциала.

 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ведущий за собой» социально-педагогической направленности.

 Актуальность программы

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» вызвана повышенным интересом учащихся и их родителей к выявлению, поддержке, развитию лидерских, организаторских способностей и формированию осознанного и грамотного отношения к своим возможностям, здоровью и самоопределению.

В настоящее время огромный поток информации и её доступность, расширение и изменение спектра возможностей для реализации личности, скорость изменения среды обитания провоцируют стремительное изменение требований к профессиональным и личностным качествам. Возросла потребность в специалистах, имеющих не только высокий профессиональный уровень, но и лидерские качества, знания и навыки успешного управления, разносторонние и устойчивые взгляды, стрессоустойчивость, конкурентоспособность. Всё это и многое другое из современных условий – это те самые обстоятельства, в которых предстоит проявить себя молодому человеку. В современных условиях востребован молодой человек, обладающий разнообразным набором компетенций, интеллектом и принимающий активное участие в жизни своей страны, который умеет работать в команде и готов взять на себя от­ветственность.

Вся работа по программе «Ведущий за собой» направлена на выявление, поддержку, развитие лидерских и организаторских способностей учащихся и формирование осознанного и грамотного отношения к своим возможностям, здоровью и самоопределению. И как никогда стала актуальна практическая значимость обучения, научность подходов и разнообразие предлагаемых инструментов.

 Отличительные особенности и новизна программы

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» заключается в актуальной потребности современного общества в воспитании человека «новой формации», человека компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающими. Программа сочетает несколько областей знаний и направлений деятельности: психологию общения, организацию самоуправления, технологию лидерства, теорию организаторской техники.

Отличительные особенности данной программы от аналогичных программ в том, что она адаптирована на условия, в которых проживают учащиеся разновозрастного коллектива, где они является организатором различных мероприятий.

Программа является образовательной, так как в ходе практических занятий и в процессе проведения мероприятий учащиеся получают знания в области правоведения, педагогики, социологии.

Программа является развивающей, так как учащиеся расширяют кругозор в области техники речи, умение строить межличностные отношения, учатся разбираться в социальных процессах и знакомятся с методикой организации и проведения мероприятий, развивают учебно-исследовательскую активность.

Обучение по программе рассчитано на 3 года и представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, квестов, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Учащиеся получают поддержку и уважение сверстников, имеют возможность приобрести новых друзей, иметь практику общественной жизни, они чувствует себя нужными и способными помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.

Кроме того, программа имеет разделы по различным направлениям: волонтерское, гражданско-патриотическое, лидерское, творческое, а также включает социальное проектирование.

В ходе обучения у учащихся появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

 Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ведущий за собой» адресована для учащихся 12-15 лет и реализуется в течение 3 лет обучения на занятиях в клубе «Лидер». Численный состав группы до 15 человек.

В программе заявлен принцип свободного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора. Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления родителя или законного представителя ребенка.

В процессе обучения активно используется материал, направленный на формирование определенных личностных установок. Содержание программы дает учащимся возможность развиваться в практической деятельности, где они приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

Возрастные особенности учащихся

В этом возрасте у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого. У подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В возрасте 12-15 лет происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.

Для реализации потребности в активной социальной позиции подростку нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела.

Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, "создает возможность реализации своей индивидуальности«.

Ведущей деятельностью детей подросткового возраста является общение со сверстниками, освоение новых норм поведения, отношений с окружающими на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Педагоги

Матинова Нина Андреевна – педагог дополнительного образования, руководитель клуба "Лидер".

Общий стаж: 45 лет

Педагогический стаж: 45 лет

Стаж по специальности: 4 года

Уровень образования: высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», 2001 г.

Квалификация по диплому: квалификация «Учитель начальных классов» по специальности "педагогика и методика начального образования".

Повышение квалификации:

2018г., Государственное бюджетное нетиповое образовательного учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» по программе «Российское движение школьников – единое воспитательное пространство» в объёме 36 часов.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10 минут.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1-го года обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. "Учусь понимать себя и других" – 6 часов.
  3. "Я – лидер" – 4 часа.
  4. "Разбуди в себе лидера!" – 6 часов.
  5. "Стили работы лидера" – 6 часов.
  6. "Ты – умелец" – 6 часов.
  7. "Лидер ли ты?" – 4 часа.
  8. "Организаторская техника" – 4 часа.
  9. "Чемодан лидера" – 6 часов.
  10. "Лидер и порядок« – 4 часа.
  11. Игры для выявления лидеров -организаторов – 22 часа.
  12. Коллектив-основа организаторской деятельности – 20 часов.
  13. Как правильно организовать работу? – 20 часов.
  14. Организация самоуправления – 14 часов.
  15. Вечер добрых друзей «Лидер» – 8 часов.
  16. Посещение районных сборов, праздников и конкурсов – 10 часов.
  17. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

ИТОГО:144 часа

Учебно-тематический план 2-го года обучения

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. "Знакомство" – 6 часов.
  3. "Знание – сила" – 10 часов.
  4. "Сплочение" – 8 часов.
  5. "Мужество" – 6 часов.
  6. "Актерское мастерство" – 14 часов.
  7. "Скромность – достоинство королей" – 6 часов.
  8. "Лидер – человек-действия« – 8 часов.
  9. Виды игр – 14 часов.
  10. Игры с залом – 6 часов.
  11. Подвижные и народные игры – 16 часов.
  12. Игротека (интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, игры на доверие, игры – «экстрималки» – 12 часов.
  13. Организация и участие в общем мероприятии «Школы лидера» – 30 часов.
  14. Участие в мероприятиях – 4 часа.
  15. Итоговое занятие. Диагностика – 2 часа.

ИТОГО: 144 часа

Учебно-тематический план 3-го года обучения

  1. Вводное занятие - 2 часа.
  2. "Лидер и его команда" - 10 часов.
  3. "Общение" - 8 часов.
  4. "Лидер и доверие" - 10 часов.
  5. "Творческий потенциал" - 8 часов.
  6. "Творческая личность" - 12 часов.
  7. "Ключи к успеху" - 12 часов.
  8. "Школа общения" - 12 часов.
  9. "Генератор идей" - 12 часов.
  10. "Выбор будущего" - 12 часов.
  11. Организация и участие в общем мероприятии "Школа лидера" - 34 часа.
  12. Мое имя. Что в имени моём? - 2 часа.
  13. Участие в мероприятиях - 8 часов.
  14. Итоговое занятие. Диагностика - 2 часа.

ИТОГО: 144 часа

Цели программы

Цель программы: развитие социальной инициативности учащихся с активной лидерской позицией, умеющей реализовать свои способности в коллективе в процессе организации досуговой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. обучение планированию, приёмам организаторской работы, анализу коллективной деятельности, самостоятельному применению знаний, умений и навыков;
  2. обучение приёмам командообразования и взаимодействию в команде;
  3. обучение умению излагать свои мысли, чувства, объяснять собственную точку зрения, доказывать;
  4. обучение умению самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и оперативно принимать решения;
  5. знакомство с ораторским искусством, публичными выступлениями;
  6. обучение навыкам делового общения и методике разрешения конфликтных ситуаций.

Развивающие:

  1. развитие интеллектуального роста и расширению кругозора учащихся;
  2. развитие инициативности, целеустремленности, независимости, ответственности за себя и окружающих;
  3. развитие организаторских и лидерских способностей;
  4. развитие речи, внимательности, мышления, наблюдательности, творческих способностей;
  5. развитие умения думать, применять теоретические знания на практике;
  6. развитие умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца;
  7. развитие логического и наглядно-образного мышления.

Воспитательные:

  1. воспитание стремления к активному общению;
  2. воспитание интереса к самому себе, формирование культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
  3. воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
  4. воспитание умения распределять обязанности и нести ответственность при организации коллективного дела;
  5. воспитание активной жизненной позиции, целеустремленности, чувства коллективизма.

Результат программы

В результате реализации программы учащимися предполагается достижение определенного уровня теоретических и практических навыков, а также развитие определенных качеств, что и будет являться показателем эффективного лидера.

Личностные компетенции:

  • осознают гражданскую позицию;
  • способны побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
  • умеют подводить итоги, анализировать – понимают ценность своей активности;
  • умеют сконцентрироваться, мобилизоваться;
  • проявляют гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации;
  • умеют публично выступать;
  • реализуют себя в качестве лидера;
  • проявляют уважительное отношение ко всем участникам коллектива;
  • способствуют созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым;
  • положительно оценивают свои творческие возможности;
  • понимание общественной деятельности как личностно значимой. 

Метапредметные компетенции:

  • активно участвуют в мероприятиях;
  • применяют организаторские способности;
  • способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
  • умеют договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умеют общаться и взаимодействовать в процессе проведения мероприятий;
  • оказывают помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий;
  • представляют результаты собственной творческой деятельности через участие в мероприятиях различного уровня, работу в качестве вожатого;
  • проявляют толерантность, тактичность.

Предметные компетенции:

  • знают классификацию массовых игр;
  • основные правила проведения мероприятий;
  • знают стили работы лидера, законы лидера;
  • специфику и особенности работы в лагере дневного пребывания в качестве вожатых;
  • способы организаторской деятельности;
  • как правильно организовать работу в детском коллективе.

К концу 1- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  1. Правила поведения на занятиях.
  2. Классификацию массовых игр.
  3. Не менее 100 игр.
  4. Кто такой лидер.
  5. Стили работы лидера.
  6. Как правильно организовать работу.
  7. Организацию самоуправления.

Уметь:

  1. Планировать свою деятельность.
  2. Провести игры.
  3. Общаться с разновозрастной аудиторией.
  4. Анализировать результат своей работы.

К концу 2- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  1. Правила поведения на занятиях.
  2. Виды игр.
  3. Не менее 200 различных игр.
  4. Основные законы лидера.
  5. Основы актёрского мастерства.
  6. Классификацию игр.

Уметь:

  1. Организовать, подготовить и провести мероприятие.
  2. Проводить различные игры.
  3. Организовать себя и других.
  4. Работать в коллективе.

К концу 3- ого года обучения учащиеся должны

Знать:

  1. Основные правила и законы лидера.
  2. Понятия: «самомотивация», «самодисциплина», «уверенность», «неуверенность», «общение», «творческий потенциал», "творческая личность".
  3. Стили лидерства.
  4. Толкование своего имени и имён своих друзей.
  5. Правила поведения в споре.

Уметь:

  1. Уверенно держаться на сцене, перед коллективом.
  2. Выражать свои мысли и понимать других.
  3. Поддерживать дружеские отношения в коллективе.
  4. Ставить перед собой цель и достигать её.
  5. Применять лидерские и организаторские качества в повседневной жизни.
  6. Разработать сценарий игровой программы.

Особые условия проведения

  1. Наличие помещения для занятий.
  2. Наличие посадочных мест для учащихся.
  3. Наполняемость групп.
  4. Мотивация учащихся.
  5. Заинтересованность родителей.
  6. Материальная база.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

  1. Оборудование
    • Просторное помещение для занятий или зал.
    • Письменные принадлежности.
    • Печатные бланки для тестов.
    • Аудио-видеоаппаратура.
    • Компьютер, медиапроектор.
    • Столы, стулья для учащихся.
    • Флипчат (доска со сменными листами ватмана).
    • Шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
  2. Методическое обеспечение
    • Вспомогательная литература.
    • Папка с разработками теоретических материалов по темам программы.
    • Анкеты.
    • Тестовые методики.
    • Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности.
    • Разработки тренингов.
    • Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).

Методические материалы

  1. Методическая разработка «Словарь лидера». Автор: Матинова Н.А., 2017 г.;
  2. Определение уровня воспитанности (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой);
  3. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» (1 год обучения).
  4. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» (2 год обучения).
  5. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ведущий за собой» (3 год обучения).
  6. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.