Программа «Тайны подземного царства»

  • (1)

"Полезно камни наблюдать, над ними можно размышлять,

ценней же прочего – желанье законы жизни их понять.

Прочесть сокрытые в них тайны, что им присуще, что – случайно.

И поделиться, рассказать, о том, что удалось узнать«

 

Программа «Тайны подземного царства» является существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов. Кроме этого много времени уделяется изучению национально-регионального компонента.

     

Программа «Тайны подземного царства» знакомит учащихся с миром минералов (в том числе самоцветных камней), горных пород, окаменелостей, с миром палеонтологии, показывая древность жизни на Земле. В школьной программе отводится мало времени на изучение этих тем. Важно расширить знания школьников, дать представление о минеральных богатствах нашего района, области, страны. Минеральные ресурсы являются не восполняемыми, поэтому с ранних лет ребёнок должен знать о бережном использовании природных богатств своей родины.

 

      Ранняя ориентация на определение профессии должна происходить уже в детстве. Программа «Тайны подземного царства» не ставит перед собой задачу – превратить каждого обучающегося в геолога или палеонтолога. Пусть специалистами станут единицы, но это будут настоящие увлечённые своей профессией люди. В умах всех остальных останутся, кроме памяти об увлекательных походах, необходимые каждому современному человеку представле­ния о минералогии, палеонтологии, полезных ископаемых.

     

Особенности и новизна программы:

1) В городе Бердске нет кружков, объединений, профильных классов, центров дополнительного образования, занимающихся изучением минералогии и палеонтологии, не смотря на располагающие для этого факторы: близость к Бердску некоторых мраморных карьеров; близость к Бердску мест добычи полезных ископаемых; близость к Бердску территорий на которых встречаются останки животных прежних эпох (например, животных мамонтовой фауны); наличие исторических фактов о случаях нахождения на территории г. Бердска останков животных мамонтовой фауны; а так же наличие в городе Музея «Природа», в котором собраны достаточно большие палеонтологические коллекции и коллекции камней и минералов. Поэтому, наличие данной программы по минералогии и палеонтологии уже является особенностью.

 

2) На базе кабинета объединения создан мини музей, в котором собраны экспонаты, привезённые бывшими учащимися из краеведческих экспедиций. При реализации программы используются: палеонтологическая коллекция и коллекция камней и минералов данного мини музея.

 

3) При реализации программы так же используются: палеонтологическая коллекция (уникальные древние окаменелости, отпечатки древней флоры и фауны, коллекция мамонтовой фауной, останки скелета динозавров, различные кораллы, остатки древних моллюски и т.п.); коллекция камней и минералов Музея «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ "Юность".

 

4) Также особенностью программы является организация экскурсий и экспедиций по Новосибирской области, в которых вместе с учащимися принимают участие родители.

 

5) Учащиеся, успешно освоившие программу «Тайны подземного царства», принимают участие самостоятельно или с родителями, в Летней полевой школе, ежегодно организуемой МАОУ ДО ДООЦТ «Юность» совместно с Национальным исследовательским Томским государственным университетом на территории Кемеровской области.

 

6) Настоящая программа предусматривает посещение краеведческих музеев области; Геологического музея Новосибирска.

 

7) После окончания срока реализации программы, учащиеся-выпускники могут продолжить обучение у того же педагога, но по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Исследователи природы".

Педагоги

Морозова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее педагогическое образование, окончила Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова по специальности преподаватель биологии и химии.

Высшая квалификационная категория.

Педагогический стаж: 10 лет.

Повышение квалификации:

· 2014г: 11 Международная научно-практическая конференция, посвящённая 80-летию ФГБОУ ВПО "НГПУ";

· 2014г: Областной семинар "Совершенствование профессиональной компетенции руководителей музеев в современных условиях;

· 2016г: 12 Межрегиональная НПК по музейной педагогике и музееведению "Развитие музейной педагогики в образовательном пространстве НСО";

· 2016г: Курсы повышения квалификации: "Музей. Семья. Школа. Разработка и реализация авторских педагогических технологий";

· 2018 год: Курсы повышения квалификации: "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования".

· 2019 год: Областные курсы повышения квалификации по дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Инструментарий проектной деятельности педагога«.

· 2020 год: Курсы по оказанию первой медицинской помощи.

2020 год: Курсы "Современные тренды дополнительного образования".

Педагог является Победителем таких конкурсов, как: Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками, Городской конкурс проектных работ учащихся и педагогов «Учитель + Ученик», Областной фестиваль творчества педагогических коллективов образовательных учреждений «Признание-2016», Международный конкурс педагогического мастерства под девизом «Одаренному ребенку – одаренный наставник», Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды», Региональный этап Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.

Учащиеся педагога являются победителями конкурсов: региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей, региональный этап Всероссийского конкурса "Моя малая родина: природа, культура, этнос".

Расписание

Размещено в разделе Группы/Классы.

Содержание программы

Учебно-тематический план (2 часа в неделю/ 72 часа в год):

  1. Земля – планета тайн – 4 часа.
  2. Геология – 20 часов.
  3. Минералогия – 22 часа.
  4. Палеонтология – 24 часа.
  5. Итоговое занятие – 2 часа.

Цели программы

Ознакомление школьников с основами геологии, минералогии и палеонтологии.

Задачи:

Личностные:

  • воспитывать чувство ответственности за окружающую среду;
  • воспитывать элементарные навыки общения в коллективе.

Метапредметные:

  • развивать наблюдательность, логическое мышление и другие качества, необходимые исследователю;
  • развивать самостоятельность, умение делать выводы;
  • развивать мотивированный, осознанный интерес к геологическим знаниям
  • развивать способность к творческому мышлению.

Предметные:

  • дать начальные знания по основам важнейших геологических наук (геологии, палеонтологии, минералогии, учения о полезных ископаемых);
  • расширить знания о минералах, горных породах и окаменелостях;
  • расширить знания о древних и вымерших животных и растениях;
  • дать первоначальные навыки определения ископаемых организмов, минералов и горных пород по внешним признакам;
  • способствовать формированию умений работы с различными источниками геологической информации;
  • формировать практические навыки научной и исследовательской деятельности.

 

 

Результат программы

У учащихся будут сформированы следующие личностные результаты:

  • чувство ответственности за окружающую среду;
  • элементарные навыки общения в коллективе.

У учащихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:

  • будут развиты наблюдательность, логическое мышление и другие качества, необходимые исследователю;
  • будут развиты самостоятельность, умение делать выводы;
  • будет развит мотивированный, осознанный интерес к геологическим знаниям;
  • будет развита способность к творческому мышлению.

У учащихся будут сформированы следующие предметные результаты:

  • получат начальные знания по основам важнейших геологических наук (геологии, палеонтологии, минералогии, учения о полезных ископаемых);
  • расширят знания о минералах, горных породах и окаменелостях;
  • расширят знания о древних и вымерших животных и растениях;
  • получат первоначальные навыки определения ископаемых организмов, минералов и горных пород по внешним признакам;
  • будет сформировано умение работы с различными источниками геологической информации;
  • будут сформированы практические навыки научной и исследовательской деятельности.

Особые условия проведения

Принимаются учащиеся, увлекающиеся естествественными науками.

Материально-техническая база

Учебное помещение: учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется).

Материально-техническое обеспечение:

  1. учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  2. видеоаппаратура, магнитофон;
  3. компьютер, ноутбук;
  4. фотоаппарат;
  5. для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные альбомы и сборники), Мини Музея объединения (экспонаты, коллекции, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные исследовательские работы);
  6. микроскопы, лупы;
  7. предметные стёкла, колбы, пробирки, ёмкости различного объёма;
  8. лакмусовая бумага;
  9. бумага, клей, скотч, кисточки;
  10. набор безопасных химических веществ для проведения простейших лабораторных исследований;
  11. приборы для проведения простейших лабораторных исследований.

Информационное обеспечение:

  1. демонстрационный материал (плакаты, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации, коллекции животных, растений, камней и минералов);
  2. учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);
  3. видеоматериал (фильмы, видео-экскурсии, видеосъёмка из экспедиций);
  4. методические пособия (определители растений, животных, камней и минералов, отпечатков древних растений);
  5. методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  6. тесты, анкеты, опросники;
  7. карты планирования исследовательской работы, карты индивидуальных заданий по исследовательской работе, дневники наблюдения за ходом исследования.

Стоимость

Бесплатное обучение