Программа «Народные мотивы»

Приобщение к процессу создания изделия по законам красоты доставляет детям радость, эстетическое наслаждение. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

 

Посещая занятия, дети получат сведения об истории русского женского и мужского костюма, его особенностях. Изучат комплект народного костюма, обувь, головные уборы, украшения. Выяснят, какие возрастные группы какую одежду носили (включая головной убор и обувь); дети, юноши и девушки до вступления в брак, взрослые семейные мужчины и женщины, пожилые люди.

 

Ребята познакомятся с материалами, из которых создавались костюмы. Рассмотрят разнообразные способы изготовления костюма, его покрой, украшения одежды (вышивка, тканые узоры, иные украшения), а также украшения, которые не являются частью данной одежды, но входили в комплект костюма (бусы, серьги, браслеты и так далее).

 

Практическая часть включает работы по выполнению эскизов, образцов русского народного костюма, орнаментов оформления одежды, художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита.

 

Педагоги

Михайлова Ольга Владимировна:

Должность - учитель технологии.

Образование - высшее педагогическое.

Квалификационная категория - первая квалификационная категория.

 

Курсовая подготовка:

  • 2016 год, «Диагностика образовательных достижений обучающихся и профессиональной деятельности педагогов», 72 часа, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО,
  • 2019 год, «Исследовательская и проектная деятельность как средство саморазвития личности в образовательном процессе», 72 часа, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО.

Содержание программы

Программа содержит сведения об истории русского женского и мужского костюма, его особенностях. Изучается комплект народного костюма, обувь, головные уборы, украшения. Выясняется, какие возрастные группы какую одежду носили (включая головной убор и обувь); дети, юноши и девушки до вступления в брак, взрослые семейные мужчины и женщины, старики и старухи.Знакомятся с материалами, из которых создавались костюмы. Рассматриваются разнообразные способы изготовления костюма, его покрой, украшения одежды (вышивка, тканые узоры, иные украшения), а также украшения, которые не являются частью данной одежды, но входили в комплект костюма ( бусы, серьги, браслеты и так далее).

 

Практическая часть включает работы по выполнению эскизов, образцов русского народного костюма, орнаментов оформления одежды художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита.

 

Тема 1. Введение (2 часа)

  • Ознакомления с планом предстоящей работы. Правила безопасности труда личной гигиены. Общие правила организации труда. Типичные элементы русского костюма конца XIX- начала XX вв.

Вводное занятие.1 час
Типичные элементы русского костюма конца ХIХ начала ХХ вв. 1 час

Практическая работа.

Организация рабочего места. Представления эскизов фотографий, Репродукций образцов русского народного костюма.

 

Тема 2. Рубаха (5 часов)

  • Детская рубашка, её покрой и украшение. Классическая русская девичья рубаха – цельная ( проходница, исцельница ), рубаха воротушка – долгорукая. Ворот и рукава рубахи, их отделка. Мужская рубаха. Отличительные особенности праздничной и будничной рубахи

Детская рубашка, ее покрой и украшения. 1 час
Классическая русская девичья рубаха. 2 часа
Мужская рубаха. 2 часа

Практическая работа.

Технология кроя рубахи. Изготовление и украшение мужской и женской рубахи.

 

Тема 3. Сарафан (5 часов)

  • Различие сарафанов по покрою: прямой сарафан -бочка, косоклинные сарафаны, круглые сарафаны (москович, продуванка, раздувай).Глухой и распашной сарафан.Сарафан – набиванник, Ткань для сарафана.

Различие сарафанов по покрою. 1 час
Ткань для сарафана. 1 час
Изготовление одного из видов сарафана. 3 часа

Практическая работа.

Изготовление одного из видов сарафанов и его украшения.

 

Тема 4. Понёвный комплекс (5 часов)

  • Поясная одежда – понева. Понева – разнополая, глухая понева, понева с прошвой. Особенности кроя. Праздничные и будничные поневы, особенность их украшений.
  • Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина.

Поясная одежда-понева. 1 час
Юбки из кашемира, шелка, штофа, сатина. 2 часа
Пошив праздничной поневы. 2 часа

Практическая работа.

Пошив праздничной поневы.

 

Тема 5. Головной убор (3 часа)

  • Девичий головной убор: «краса», «повязка», «увясло», "венчик«.
  • Головной убор замужней женщины – «повой», «убрус». Разновидности головного убора замужней женщины – «кика», "кичка«.
  • Платок, манера ношения платка.

Девичий головной убор. 1 час
Головной убор замужней женщины. 1 час
Изготовление девичьего головного убора-повязки. 1 час

Практическая работа.

Изготовление девичьего головного убора- повязки.

 

Тема 6. Украшения (5 часов)

  • Украшения, как составная часть русского народного костюма. Виды украшений.
  • Ушные украшения: серьги – бусы, серьги- голубцы, «орлики», "гуски".
  • Украшения запястья – зарукавья.
  • Шейные украшения: жерелок, гайтан, бусы. Материалы для их изготовления
  • Пояс- обязательная часть любой одежды.

Украшения, как составляющая часть русского народного костюма. Ушные украшения. Украшения запястья. Шейные украшения. 1 час
Пояс – обязательная часть любой одежды. 1 час
Изготовление шейного украшения из бисера. 2 часа

Практическая работа.

Мастерим шейное украшение из бисера.

 

Тема 7. Одежда разных возрастных групп (5 часов)

  • Возрастные различия в одежде разных поколений семьи. Детская одежда. Одежда юношей и девушек до вступления в брак символическая и эстетическая функция свадебной одежды; цвет, особая значимость орнамента, отдельных частей и деталей.
  • Женская и мужская семейная одежда.
  • Особенности цвета и украшений в одежде людей пожилого возраста.

Возрастные различия в одежде разных поколений семьи. 1 час
Детская одежда. 1 час
Одежда юношей и девушек. 1 час
Женская и мужская семейная одежда. 1 час
Одежда людей пожилого возраста. 1 час

Практическая работа.

Выполнение эскизов одежды, отображающих возрастных особенности русского костюма.

 

Тема 8. Верхняя одежда (2 часа)

  • Одежда для зимы и осени. Ткани для ее изготовления, техника кроя и отделки.
  • Виды зимней одежды – шубы крытые поволокой, нагольные шубы. Полушубки, тулуп. Материал для изготовления, покрой. Рукавицы и перчатки.

Одежда для зимы и осени. Виды одежды. 1 час
Вязание рукавичек или перчаток с орнаментом. 1 час

Практическая работа.

Вязание из шерстяной пряжи рукавичек или перчаток с орнаментом.

 

Тема 9. Обувь (2 часа)

  • Плетеная обувь – лапти. Поршни. Башмаки. Сапоги. Ритуальная обувь. Праздничная кожаная обувь – коты, выступки, чарки, сапожки.
  • Зимняя обувь – валенки (катанки, пимы, сапоги валеные).

Плетеная обувь. Праздничная кожаная обувь. Зимняя обувь. 1 час
Вязание чулка. 1 час

Практическая работа.

Вязание крючком или иглой чулка из шерстяных, льняных, хлопчатобумажных ниток.

 

Тема 10. Костюм " модный, благородный"(2 часа)

  • Изменение традиционного русского народного костюма под влиянием городского образа жизни. Русский костюм в xx веке. Влияние использования фабричных тканей на покрой и отделку русского народного костюма. Мода на "городскую одежду"

Русский костюм в ХХ веке. 1 час
Моделирование современной одежды на основе традиционного русского костюма. 1 час

Практическая работа.

Моделирование современной одежды на основе традиционного русского костюма. Использование кроя и приёмов украшения народного костюма в современных стилях одежды.

 

ИТОГО 35 часов

 

Цели программы

Личностная цель:

  • создание условий для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию русского народа, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.

 

Образовательная цель:

  • сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии, умении использовать знания при создании современных моделей одежды;
  • научить основам моделирования из различных материалов (картона, ткани, бумаги, ниток, бисера и т. п.).

 

Метапредметные цели:

  • сформировать у обучающихся умения, связанные с изготовлениям одежды: художник-модельер, инженер-технолог, технолог швейного производства, швея, стилист;
  • помочь выявить склонности и способности к этому виду деятельности.

 

Воспитательная цель:

  • приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

 

Развивающая цель: 

  • активно развивать художественные способности детей на основе изучения и творческого освоения традиций русского народного костюма.

Результат программы

В процессе реализации программы:

Обучающиеся будут знать:

  • виды декоративно-прикладного творчества;
  • организацию рабочего места для плетения, ткачества и шитья материалы и инструменты, используемые для швейных работ, плетения и ткачества;
  • традиционные техники плетения, ткачества, шитья;
  • классификацию поясов по способам изготовления;
  • этапы изготовления изделий в технике лоскутного шитья, плетения, ткачества;
  • организацию рабочего места для работ с тканью, нитками;
  • материалы и инструменты, используемые для работы с тканью и нитками;
  • традиционные техники лоскутного шитья этапы изготовления костюма;
  • основные приемы изготовления куклы, материалы, инструменты и приспособления для изготовления обрядовой куклы;
  • традиционные приемы изготовления кукол скруток.

 

Обучающиеся будут уметь:

  • подбирать материалы и инструменты для плетения, ткачества, шитья;
  • плести плоские, квадратные, круглые пояса; выполнять основные приемы ткачества на кружках и бердешке;
  • оформлять образец и законченное изделие;
  • выполнять технологические приемы лоскутного шитья, изготовления кукол скруток.

 

Обучающиеся будут владеть:

  • инструментами и принадлежностями для плетения, ткачества и шитья;
  • разными техниками плетения, ткачества, шитья; специальной терминологией.

 

У обучающихся будут сформированы личностные качества: в процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков на занятиях происходит становление личности ребёнка, национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.

 

Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем – таков предполагаемый результат воздействия на личность воспитанника.

Особые условия проведения

Простейшие навыки шитья (умение пользоваться иглой), умение пользоваться ножницами.

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет технологии.

 

Материально-техническое обеспечение:

  • швейные машины – 6 штук,
  • гладильная доска, утюг,
  • лекала,
  • ткань,
  • бисер,
  • пряжа, спицы, крючок.

 

Информационное обеспечение: интернет ресурсы.

 

Педагогические технологии:

  • личностно-ориентированого обучения;
  • развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии.

 

Учебно-методические материалы:

  • наглядные пособия по дизайну одежды;
  • пособия по технике кроя и пошиву изделий;
  • видеотека.

Стоимость

Бесплатно