Программа «Подсолнух» по батику

 На сегодняшний день декоративная роспись ткани является востребованным видом декоративно прикладного искусства. Понимание искусства доступно каждому, но особенно оно открывается тем, кто творит сам. Тогда человек по-новому начинает воспринимать мир, замечать прекрасное в том, что раньше казалось обыденным.

 

Психологи рассматривают искусство, как вид духовно – практической деятельности, непосредственно связанной с материальной обработкой предметов. Наблюдая природу, готовя рисунки для перевода на материал, дети учатся наблюдать, анализировать натуру, отыскивая в ней незаметные с первого взгляда, стороны и свойства. Работа над декоративным образом требует от обучающихся умение наблюдать, логически мыслить и обобщать, стилизовать и выделять детали.

 

Батик - это вид искусства, который очень актуален в нашем современном мире. Украшение интерьера и элементов одежды батиком набирает все большую популярность среди молодежи. Всяческие панно, шторы, скатерти, торшеры, подушки, салфетки – вносят в современный интерьер новизну, индивидуальность и собственный стиль. Расписывая изделие вручную, ребенок создает поистине индивидуальную и авторскую вещь, которая больше не встретиться ни у кого из сверстников, что на сегодня становится очень важным фактором личностной самооценки ребенка.

 

Педагоги

Жукова Ольга Сергеевна. Педагог первой категории.

Общий и педагогический стаж работы 10 лет.

Профессиональное образование:

НОККИ, квалификация: руководитель коллектива декоративно-прикладного творчества, преподаватель; специальность: социально-культурная деятельность и народное художественное творчество.

Высшее профессиональное:

НГПУ, квалификация: художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель; специалитет по специальности: народное художественное творчество.

 

Повышение квалификации

2019 – НИПКиПРО: «Профессиональное мастерство педагога дополнительного

образования в развитии способностей и социализации учащихся», 108 часов.

Расписание

Занятия проходят:

1 год обучения -  2 раза в неделю по 2 часа;

2 год обучения  – 2 раза в неделю по 3 часа;

3 год обучения  – 2 раза в неделю по 4 часа;

4 год обучения  - 2 раза по 2 часа в неделю и 1 раз -  3 часа.

Содержание программы

Общеобразовательная программа по батику – это синтез различных направлений изобразительного и декоративно - прикладного творчества. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы различных искусств: акварели, пастели, графики витража, мозаики.

 

Программа включает 2 этапа освоения:

стартовый (1 год обучения) – формирует интерес и мотивацию к занятиям, через погружение в предмет, развитие творческих способностей; предполагает получение первоначальных знаний по ДПИ батик;

базовый - (2, 3, 4 год обучения) – освоение технологического процесса искусства батик, получение специализированных знаний и социальных компетенций; формирование потребности к творчеству и ДПИ.

 

Основные тематические разделы программы.

  • Вводное занятие – 1\1\1\1 час.
  • Цветоведение и композиция - 6\12\12\8 часов.
  • Свободная роспись. Роспись по солевому раствору – 8\9\10\18 часов.
  • Техника узелкового батика. Оригами – 14\18\18\24 часа.
  • Работа с тушью. Графика - 2\6\6\4\ - часа.
  • Техника горячего батика. Эффекты – 16\25\24\28 часов.
  • Техника холодного батика – 32\48\48\56 – часов.
  • Создание элементов интерьера в технике декоративной росписи ткани – 16\24\24\28
  • Коллективное творчество. Смешанные техники. Создание композиций – 32\48\48\56 часов.
  • Оформление работ – 16\24\24\28 часов.
  • Итоговое занятие – 1\1\1\1 – час.

Цели программы

Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, средствами декоративно-прикладного искусства, в частности батика.

 

Задачи

Предметные: 

  • формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладной деятельности;  
  • обучать основам композиции и колористики, применению их в самостоятельных творческих работах;
  • знакомить с основными приёмами и техниками художественной росписи ткани;
  • учить подбирать ткань и краски, смешивать цвета, наносить на рабочую поверхность.
  • учить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами. 

 

Развивающие: 

  • развивать художественный и эстетический вкус обучающихся, творческие способности ребенка;
  • развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление.

 

Личностные 

Формировать:

  • стремление к разумной организации своего рабочего и свободного времени;
  • понимание культурно – исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
  • навыки социального взаимодействия - умение выстраивать диалоги как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста.

 

Воспитательные:

  • воспитывать дружный, творчески сплоченный коллектив;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от работы. 

 

Метапредметные:

  • развивать индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов и находить варианты решения различных творческих задач;
  • формировать творческое отношение детей к изучению окружающего их предметного мира и умение отобразить его в своих работах;
  • учить обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
      

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся

будут знать:

  • историю возникновения, особенности и специфику искусства батика;
  • названия и особенности различных видов росписи ткани и их техники;
  • смогут ориентироваться в инструментах, приспособлениях, материалах.

 

Будут уметь: 

  • подбирать цвет к фону, получать цвет из двух составляющих;
  • различать составные цвета, основные и дополнительные;
  • владеть различными техниками росписи ткани;
  • создавать композиции в разных тонах;
  • владеть навыками нанесения краски на предмет, отпечатывание на ткани.  

 

Будут развиты:

  • память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук;
  • образное и логическое мышление;
  • художественный вкус и творческие способности ребенка через практическую деятельность;
  • умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность,
  • чувство удовлетворения от работы.

 

Результаты   личностного развития:

  • овладение приёмами самостоятельной и коллективной работы, само и взаимоконтроля, взаимообучения;
  • формирование собственного мнения и позиции (учёт разных мнений и интересов, обоснование собственной позиции).

 

 

Метапредметные:

  • формирование устойчивого интерес к ДПИ и творчеству в целом как возможности самореализации и самосовершенствования;
  • формирование мотивации к разумной организации своего рабочего и свободного времени;
  • понимание необходимости осуществлять выбор средств для организации своего поведения предвосхищать результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • формирование социальных навыков и норм поведения в коллективе, способность к сотрудничеству и взаимодействию.

Материально-техническая база

Учебное помещение (кабинет)  соответствует  техническим санитарно- гигиеническими  и предметным требованиями.

Материально - техническое обеспечение.

  • Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, подрамники; электроплита, утюг, фен.  
  • Инструменты: карандаши, ручки, линейки, ножницы, приборы для выжигания, кисти, утюг, фен. Материалы: картон, ткань, нитки, пластмассовые банки, бутылки, поролон, клей ПВА, клей карандаш, клей «Момент», маркеры, акварель, гуашь, масляные краски, краски по ткани, ватман, альбом, парафин, резерв, контур, груша, бензин.

 

Информационное обеспечение

Наглядные пособия: стенды -  виды ткани, художественная роспись ткани; история костюма; типы орнаментов; схемы по узелковой технике. Фотографии изделий, открытки с видами традиционных русских орнаментов; репродукции картин русских художников.  Работы учащихся из методического фонда.

Интернет - ресурсы (видео презентации и мастер - классы).
 

Методические альбомы (технологические карты, шаблоны деталей и изделий).