Программа «Юные природоведы»

  • (1)

В настоящее время актуальна проблема воспитания школьника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, активно преобразующего окружающий мир. Именно учреждение дополнительного образования способно создать все необходимые условия для воспитания и развития у детей качеств исследователя. И именно поэтому всегда актуальны и востребованы для детей и подростков занятия в творческих коллективах естественнонаучного и натуралистического профиля.

 

Ведущая идея реализации программы «Юные натуралисты» – это эмоционально-эстетическое и нравственное воспитание обучающихся начальной и основной школы, признание единства в системе «природа-человек».Образовательный процесс в рамках реализации программы способствует целостному восприятию обучающимися окружающего их мира живой и неживой природы.

 

В детском творческом объединении «Юные природоведы» занимаются учащиеся 1-7-ых классов. Как показывает опыт педагогов, в частности города Новосибирска и Новосибирской области, эффективной возможностью самовыражения для детей этого возраста является занятость исследовательской и проектной деятельностью естественнонаучной и экологической тематики.

Педагоги

Хабарова Татьяна Виталиевна, руководитель творческого объединения «Юные природоведы», педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, педагогический стаж – 30 лет.

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование первого года обучения (Школа начальной подготовки) предусматривает 2 часа занятий в неделю, в течение 36 учебных недель.

Всего за год: 72 часа.

 

Учебно-тематическое планирование второго года обучения (Школа мастера) предусматривает 5 часов занятий в неделю, в течение 36 учебных недель.

Всего за год: 180 часов.

 

Учебно-тематическое планирование третьего года обучения (Исследовательская деятельность, 1 вариант) предусматривает 7 часов занятий в неделю, в течение 36 учебных недель. Всего за год: 252 часа. Учебно-тематическое планирование третьего года обучения (Исследовательская деятельность, 2 вариант) предусматривает 8 часов занятий в неделю, в течение 36 учебных недель.

Всего за год: 288 часов.

Цели программы

Самоопределение и самореализация обучающихся посредством занятий естественнонаучной тематики в условиях детского творческого объединения.

 

Для достижения поставленной задачи решаются следующие задачи:

  • формирование целостной естественнонаучной картины окружающего мира;
  • овладение компетенциями по научному анализу явлений живой и неживой природы;
  • осознание значимости своей практической помощи природе в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут:

  • знать основы естественных наук;
  • знать идеи единства живой и неживой природы;
  • владеть методиками соматометрии, социометрии, экологического мониторинга;
  • понимать причинно-следственные зависимости во взаимодействии человечества и окружающей среды;
  • уметь моделировать индивидуальную стратегию природосообразного поведения в условиях естественных и искусственных экосистем.

 

В результате реализации программы обучающиеся:

  • сформируют компетенции натуралиста: приобретут способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий по отношению к объектам живой и неживой природы;
  • сформируют компетенции волонтёра: научатся работать в команде, делиться освоенным опытом, реализовать собственные творческие идеи в сфере природоохранного волонтерства;
  • сформируют компетенции исследователя: научатся работать с различными источниками информации (учебной, научно-популярной, научной литературой, интернет-ресурсами), формулировать проблему, предлагать способы решения проблем, делать обобщения и выводы по материалам исследования;
  • освоят навыки безопасного поведения в природной и городской среде;
  • освоят приемы оказания первой доврачебной помощи;
  • выявление эстетических достоинств объектов живой и неживой природы.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • стремление к получению новых знаний;
  • (интеллектуальное) умение корректно отстаивать свою точку зрения;
  • развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к деятельности в творческом объединении»;
  • развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к взаимодействию в коллективе творческого объединения».

Особые условия проведения

Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны, на овладение знаниями в интересующей обучающегося области, с другой стороны, ориентированную на формирование у ребенка целостной естественнонаучной картины мира, основанной на мотивах, потребностях, ценностях, идеалах ученика, определяющих его место и роль в конкретном социуме, дающих возможность построить образ о самом себе как саморазвивающейся личности.

 

Особенность программы – включение детей в активную натуралистическую деятельность. Образовательный процесс в рамках реализации программы способствует целостному восприятию обучающимися окружающего их мира живой и неживой природы.

 

Подобный подход особенно актуален при переходе ребенка из начальной школы в основную. Ведь в основной школе начинается дифференцированное изучение естественнонаучных дисциплин, что, к сожалению, может способствовать разрушению целостной естественнонаучной картины мира. Поэтому, многолетний опыт организации деятельности творческого объединения «Юные природоведы», в рамках реализации настоящей программы, можно считать уникальным.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо наличие:

  • отдельного помещения (класса с посадочными местами и столами);
  • лабораторного оборудования для проведения экологических исследований;
  • компьютерной техники для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования.