Программа «Юный эколог»

В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о формирование экологической культуры школьников. Особое внимание все образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению подготовки обучающихся по экологии, защите окружающей среды.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» является программой естественнонаучной направленности.

Новизна данного курса состоит в том, что теоретические знания и практические навыки, получаемые обучающимися, находят свое воплощение в проектных и исследовательских работах. Практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата. Структура курса направлена на выполнение работ по принципу «от простого – к сложному».

 

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, что открывает новые возможности для создания интереса учащегося, как к индивидуальной деятельности, так и к коллективной. Программа эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности. Обучающийся должен уметь сам увидеть проблемы, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу. Поставить цель исследования и сформулировать задачи, подобрать методику исследования, материалы и оборудование для проведения работы. Приобретённые, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный подход позволяет на занятиях сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению, развитию компетентностей в практике научного исследования. Развивается творческая деятельность и креативное мышление у учащихся, что способствует формированию активной жизненной позиции.

 

Отличительные особенности программы

Отличие данной программы в том, что дети знакомятся и исследуют экологические проблемы своего края и села. Все образовательные блоки программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но прежде всего формирование практических навыков. Выполнение практических заданий способствует развитию у детей творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды, активную жизненную позицию как гражданина своей Родины.

Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у обучающихся знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания через познание экологического состояния природы той местности, где они живут

Педагоги

Павлова Лилия Владимировна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж – 15 лет.

Уровень образования – высшее, Томский государственный педагогический университет, 2007 квалификация «педагог-психолог», специальность «Педагогика и психология»

Повышение квалификации – ООО «Столичный учебный центр» по программе повышения квалификации «География: Содержание и технологии процесса обучения в условиях реализации ФГОС», 72 ч. (с 23 июня по 09 июля 2019)

Расписание

Уровень программы «Юный эколог» – стартовый, срок реализации – 1 год, запланированное количество часов для реализации программы – 72 часа.

Форма обучения -очная.

 

Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу

Содержание программы

1. Введение. Окружающая среда и экологические факторы - 2 ч.
2. Экологический мониторинг. Его цели и задачи - 2 ч.
3. Физико-географическая характеристика объектов мониторинга - 2 ч.
4. Методы экологического мониторинга - 6 ч.
5. Методы мониторинга биологических объектов - 4 ч.
6. Методы мониторинга воздушной среды - 4 ч.
7. Методы мониторинга фитоценозов - 14 ч.
8. Методы мониторинга почв - 6 ч.
9. Методы мониторинга водных объектов - 2 ч.
10. Технология исследовательской деятельности. Выбор темы, цели и задачи исследования - 14 ч.
11. Методика работы с литературными источниками. Реферирование - 2 ч.
12. Экологическая оценка исследуемой территории. Выбор объектов экологического мониторинга. Планирование эксперимента - 4 ч.
13. Обработка полученных данных опытов и наблюдений. Экологическая оценка природных сред и объектов по результатам мониторинга - 4 ч.
14. Оформление результатов исследований.(Word, PowerPoint). Написание текста работы, подготовка к защите - 4 ч.
15. Итоговая  экологическая конференция - 2 ч.

Итого - 72 ч.

Цели программы

Цель программы – содействие в передаче комплекса знаний, умений и навыков о природе родного села и края; формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений в проектно-исследовательской деятельности.

 Задачи:

Образовательные (предметные) задачи

1. Развить у учащихся интереса к научным исследованиям.

2. Выработать умения давать оценку экологического состояния экосистемы

3. Исследовать экологического состояния экологических маршрутов: водопад «Бучило» и вершина Бердских скал «Зверобой» в ООПТ Заказник «Легостаевский» и их окрестностей.

4. Освоение методиками по изучению экосистем.

5. Научить новым педагогическим технологиям – проектированию и исследовательской деятельности.

 

 Личностные задачи

1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

2. Развить потребности в умственных впечатлениях, познавательную активность и любознательность, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.).

3. Ответственное отношения к учению, готовность и способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4. Освоение правил поведения в природной среде, роль обучающихся в пропаганде природоохранных знаний; сформировать проявление желания и стремления улучшать состояние окружающей среды в своей местности.

 

Метапредметные задачи

1. Развитие мотивации к практической деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Сформировать универсальные учебные действия.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других

Результат программы

В рамках программы «Юный эколог» в качестве основных планируемых результатов будут у детей сформированы следующие умения и навыки:

Метапредметные результаты

1. Развита мотивация к практической деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

2. Умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

3. Сформированы универсальные учебные действия.

4. Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

 

Предметные результаты

1. Обучающиеся познакомятся с природой родного села, района, ее экологическим состоянием;

2. Ознакомятся с методиками исследовательской деятельности в природе;

3. Выработают умения давать оценку экологического состояния экосистемы;

4. Сформируется потребности в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций.

 

 Личностные результаты

1. Сформированы коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Сформировано осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

2. Развиты потребности в умственных впечатлениях, познавательная активность и любознательность, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.).

3. Сформировано ответственное отношения к учению, готовность и способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4. Освоены правила поведения в природной среде, роль обучающихся в пропаганде природоохранных знаний; сформировано проявление желания и стремления улучшать состояние окружающей среды в своей местности

Особые условия проведения

Для обучения по программе принимаются все желающие без предварительного отбора на основании заявления родителей (законных представителей) детей

Материально-техническая база

С целью получения достоверных результатов в процессе осуществления мониторинга экологического состояния природной среды в местах экологического туризма, в частности ООПТ Заказник «Легостаевский» (вершина Бердских скал «Зверобой»), а также для освоения и закрепления знаний и навыков учащихся по научно-исследовательской работе, при наличии химического и биологического кабинетов со всем стандартным набором реактивов и оборудования, для нужд экологической лаборатории необходим набор следующей интерактивной лаборатории, оборудования и расходных материалов:

 

1. Цифровая лаборатория по Экологии, комплект Стартовый, в составе: Point Эко-1 (Многофункциональное устройство сбора данных (МУСД) – 1 шт. в составе: Датчик температуры; Датчик освещенности; Датчик относительной влажности; Датчик температуры окружающей среды; Датчик атмосферного давления (барометр) Датчик рН; Датчик концентрации ионов;

2. Шкаф для хранения реактивов – 2 шт.;

3. Вытяжной шкаф – 1 шт.;

4. Стол химический с полками – минимум 2 шт. (зависит от помещения);

5. Шкаф для хранения образцов и оборудования (2 для гербария, 2 для почв и 2 – для оборудования) – 6 шт.;

6. Термостат – 1 шт.;

7. Эксикатор без крана – 2 шт.;

8. Дистиллятор – 1 шт.;

9. Дозатор одноканальный механический с переменным объемом со сменным носиком, в комплекте с подставкой – 3 шт.4

10. Капельница с пипеткой типа Ранвье, 50 мл. – 10 шт.;

11. Коническая колба 250 мл. – 20 шт.;

12. Пробки для колб – 20 шт.;

13. Металлическое сито с диаметром ячеек 1 мм – 2 шт.;

14. Беззольный бумажный фильтр – 50 шт.;

15. Стеклянная воронка – 15 шт.;

16. Стеклянные палочки – 20 шт.;

17. Фарфоровая ступка с пестиком – 2 шт.;

18. Лакмусовая бумага (pH тест) 100 полосок, пластиковый бокс – 2 шт.;

19. Предметные стекла – 40 шт.;

20. Чашка выпарная, фарфоровая (емкость 50 мл) – 15 шт.;

21. Химические пробирки 150 мм длинной – 40 шт.4

22. Штатив для пробирок – 5 шт.;

23. Цилиндр стеклянный, мерный 500 мл – 3 шт.;

24. Чашки Петри – 20 шт.;

25. Банки стеклянные, с закручивающейся крышкой, для хранения растворов, 250 мл – 10 шт.;

26. Химический карандаш – 10 шт.;

27. Термометр комнатный – 1 шт.;

28. Стол без полок – 2 шт.;

29. Газетная или фильтровальная бумага размером 60×84см – 250 листов;

30. Гербарная папка или пластиковое ведро объемом 10 л с плотно закрывающейся крышкой – 3 шт.;

31. Стамески для выкапывания растений – 6 шт.;

32. Складной нож – 3 шт.;

33. Специальные гербарные прессы для сушки растений – металлические либо деревянные с металлической решёткой −4 шт.;

34. Хлопчатобумажный шнур длиной не менее 5 м – 4 шт.;

35. Ножницы – 6 шт.;

36. Писчая бумага – 5 уп.;

37. Линейка длиной 30 см – 5 шт.;

38. Мягкая швейная линейка длиной 1-1,5 м – 5 шт.;

39. Весы электронные с точностью 0,01 г и весовым диапозоном 0-500 г – 2 шт.

Стоимость

Обучение по программе бесплатное