Программа «Жили – были»

  • (2)

Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать их к творчеству, учить дорожить уникальным состоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; нести родниковую чистоту народного искусства и творчества во имя духовного возрождения России.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что народная песня обладает и воспитательной, и художественной ценностью. Она не перестаёт восхищать и удивлять нас глубоким содержанием, совершенной формой, современностью. Простота построения мелодий, яркая образность, юмор – всё это и многое другое вызывает желание петь даже у самых застенчивых детей. И, как следствие, раскрепощает их, порождая положительные эмоции. Но самое важное – то, что знакомство с народными мелодиями, участие в праздниках, обрядах пробуждают у детей интерес к национальным традициям и ко всей русской истории в целом.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Жили-были» состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен, а так же изучение хороводов, инструментального творчества и игрового действа. Приобщения детей к традициям и обычаям нашего народа, а также любви к родине, умению ценить культурные ценности нашей страны.

Актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Настоящая программа отличается тем, что музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей, включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач в условиях модернизации системы образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жили-были» составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста. Детям, занимающимся в кружке, даётся музыкальный репертуар с усложнением, разнообразный по своему тематическому содержанию. На занятиях кружка дети узнают, как жили русские люди, как работали и отдыхали, что их радовало и тревожило, какие они соблюдали обычаи, народные традиции, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Направленность программы состоит в том, что она способствует сохранению национальных традиций, формированию менталитета на основе традиций русской культуры, русского народного фольклора, помогает раскрывать таланты у детей, не выделяющихся особыми музыкальными данными. Показателем творческих достижений учащихся кружка является их участие в театрализованных постановках и фольклорных праздниках.

Отличительная особенность программы в том, что музыкально – фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учётом основ современной практики, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры. Приобщает учащихся к культурным и нравственным ценностям, создания необходимых условий для реализации их творческих способностей и задатков, вовлечения в активную деятельность. Программа подходит для обучения детей с различным уровнем подготовки, возможностью включения в образовательную деятельность на любом этапе обучения; способствует развитию и коррекции различных сторон психики ребёнка, включая эмоционально – волевую и познавательную сферы. Программа участвует в решении одной из задач национального проекта «Образование» по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жили – были» художественной направленности.

Педагоги

Флях Павел Викторович, педагог дополнительного образования, руководитель кружка "Родничок"

Образование – среднее специальное. В 2019 году окончил Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств», квалификация «Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель» по специальности "Народное художественное творчество«

Стаж педагогической деятельности 1 год

Награды:

  1. Участник молодёжного губернаторского бала (2018 год);
  2. Диплом II степени в номинации "Сибирская частушка" XII Областного фольклорного–этнографического фестиваля «Сибирская глубинка», посвященного Году памяти и славы (2020г.);

Повышение квалификации:
-2020 г., Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский педагогический колледж» по программе «Организация психолого-педагогических условий развития и поддержки одарённых детей в организации дополнительного образования» в объёме 108 часов.

Содержание программы

Содержание программы 1 года обучения:

  1. Вводное занятие - 2 часа;
  2. Детский музыкальный фольклор: потешки, приговорки, заклички - 8 часов;
  3. Детский музыкальный фольклор: колыбельные песни, частушки  - 8 часов;
  4. Детский музыкальный фольклор: считалки, дразнилки - 8 часов;
  5. Народные песни - 10 часов;
  6. Игровой фольклор: песенный припев - 10 часов;
  7. Игровой фольклор: движения, театрализованное действо - 10 часов;
  8. Хоровод, виды хоровода - 12 часов;
  9. Концертная деятельность - 2 часа;
  10. Заключительное занятие - 2 часа.

Всего: 72 часа

Цели программы

Цель программы – приобщение дошкольников к культуре русского народа.

Задачи:

Образовательные

  • освоение аутентичной народной манеры пения;
  • изучение и освоение традиционного музыкального фольклора;
  • координация пения и движения;

Воспитательные

  • расширение кругозора: изучение и освоение традиций, обрядов и обычаев родного края;
  • воспитание любви и уважения к традициям своей Родины и других народов;
  • воспитание у учащихся усидчивости, доброжелательности, уважительного общения друг с другом;

Развивающие

  • развитие творческо-исполнительских навыков и умений учащихся на фольклорной основе;
  • развитие сценического мастерства средствами театральных представлений, народных праздников, концертов;
  • развитие музыкального слуха, ритма и движения.

 

Результат программы

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

· основные термины (фольклор, народная игра, хоровод, музыкальное сопровождение, частушка и др.);

· колыбельные песни, частушки, считалки, дразнилки, что такое песенный припев, движения, театрализованное действо;

· потешки, приговорки, заклички;

· основные элементы хоровода, виды хоровода;

· краткую историю и содержание народной игры, ее правила, технику безопасности;

· что такое ансамблевое пение и индивидуальное, так же знать на какие жанры делятся народные песни;

уметь:

· объяснить термины;

· исполнять потешки, приговорки, заклички;

· исполнять колыбельные песни;

· петь частушки;

· исполнять хороводные песни с движениями;

· самостоятельно выбирать и проводить подвижную игру, исполнять песенный припев, овладеть элементарными приёмами двигательных умений и навыков;

· владеть навыками ансамблевого исполнения, а также уметь петь одному.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты направлены:

· на овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, а также освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля;

· на формирование знаний о собственном здоровье, экологической культуре, об основах безопасности жизнедеятельности учащихся.

Регулятивные результаты способствуют развитию действий, обеспечивающих организацию собственной образовательной деятельности через способность:

· постановки цели с учетом уже изученного материала;

· планирования с ориентацией, как на промежуточный, так и конечный результат;

· прогнозирования с учетом индивидуальных образовательных и физиологических возможностей;

· коррекция собственной деятельности с учетом ранее поставленных целей и запланированных результатов;

· оценка качества усвоенных знаний и приобретенных умений.

Познавательные результаты представляют совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включают элементы логической, методологической деятельности в области художественной деятельности. Формируются знания и умения организации, анализа, рефлексии и самооценки собственной учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные результаты формируются как в процессе образовательного процесса, так и вне его посредством реальных объектов коммуникации. Формирование коммуникативных компетенций учащихся направлено на развитие:

· навыков работы в группе, коллективе;

· навыков овладение различными социальными ролями;

· навыков активной позиции в коллективе.

Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно-воспитательного процесса в дополнительном образовании.

Особые условия проведения

- наполняемость группы;
- наличие материально-технической базы;
- наличие методического и дидактического материала.

Материально-техническая база

· кабинет для занятий, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;

· актовый зал со звукотехническим оборудованием;

· технические средства (музыкальный центр, компьютер, проектор);

· русские народные музыкальные и шумовые инструменты (балалайка, бубны, коробочка, трещотки, свирель);

· народные костюмы для выступления;

· устный и музыкальный фольклорный материал.

Стоимость

Обучение бесплатное.