Программа «Юные исследователи»

Процесс социализации включает активное познание человеком окружающей действительности, овладение навыками индивидуальной и групповой работы. Поэтому такие специфические формы и методы дополнительного экологического образования, как экскурсии, экспедиции, природоохранная работа, исследовательская и проектная деятельность имеют особую значимость для успешности социализации детей и подростков.

 

Как правило, на занятиях в экологических объединениях школьники изучают основы биологии, экологии и других наук об окружающем природном мире. 

 

Реализация настоящей программы, кроме изучения основ экологии, подразумевает выполнение исследований и проектов естественнонаучной и биолого-экологической тематики, и участие в экологических инициативах.

Педагоги

Реутова Ольга Николаевна, учитель биологии и химии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики, руководитель творческого объединения «Юные исследователи», педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 24 года.

 

Публикации:
Организация внеурочной деятельности по экологии в форме творческого объединения «Экологическая культура» в рамках ФГОС// Интерактивное образование.- 2016. – № 63 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/78/2/organizaciya-vneurochnoy-deyatelnosti-po-ekologii-v-forme-tvorcheskogo-obedineniya.

Проведение интегрированного урока (биология и литература) в рамках ФГОС ООО.
Интеграция на уроках биологии и химии.

Виртуальный эксперимент и его использование в обучении химии.

Содержание программы

  1. Учебно-тематическое планирование первого года обучения (Школа начальной подготовки) включает 144 часа теоретических и практических занятий. Занятия проводятся 4 часа в неделю, в течение 36 учебных недель.

  2. Учебно-тематическое планирование второго года обучения (Школа мастера) включает 216 часов теоретических и практических занятий. Занятия проводятся 6 часов в неделю, в течение 36 учебных недель.

  3. Учебно-тематическое планирование третьего года обучения (Исследовательская деятельность) включает 288 часов теоретических и практических занятий.Занятия проводятся 8 часов в неделю, в течение 36 учебных недель.

Цели программы

Цель программы – оптимизация процесса социализации детей и подростков через исследовательскую и проектную деятельность естественнонаучной и биолого-экологической тематики.

 

Задачи:

Образовательные:

  • формирование компетенций, необходимых для выполнения исследований и проектов – «компетенций исследователя»;
  • формирование компетенций, необходимых для экологически целесообразного поведения – «компетенций эколога». К указанным компетенциям относится способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к объектам живой природы;
  • формирование компетенций, необходимых для организации экологических инициатив – «компетенций волонтера».

К указанным компетенциям относятся:

Личностные:

  • умения работать в команде;
  • умения реализовать собственные творческие идеи в сфере экологического волонтерства;
  • желание делиться освоенным опытом;

Метапредметные:

  • умения работать с различными источниками информации (учебной, научно-популярной, научной литературой, интернет-ресурсами);
  • умения формулировать проблему;
  • умения предлагать способы решения проблем;
  • умения делать обобщения и выводы по материалам исследования.

В соответствии с поставленными задачами, образовательный процесс, в рамках реализации программы, подразумевает три направления деятельности: «Школа эколога», «Школа волонтера» и «Лаборатория исследователя» (подробное описание деятельности приводится в разделе «Содержание программы»).

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основы экологии;
  • основные идеи устойчивого развития человеческого общества и природной среды;
  • основы здорового образа жизни;
  • методики соматометрии, социометрии, экологического мониторинга.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • уметь моделировать индивидуальную стратегию здоровьесбережения;
  • владеть навыками безопасного поведения в природной и городской среде;
  • владеть приёмами оказания первой доврачебной помощи;
  • видеть эстетические достоинства объектов живой природы.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • стремление к получению новых знаний;
  • (интеллектуальное) умение корректно отстаивать свою точку зрения;
  • развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к исследовательской и проектной деятельности»;
  • развитие параметра эмоционально-мотивационной сферы «Отношение к взаимодействию в коллективе экологического объединения»;
  • сформированы «компетенции эколога»:способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий по отношению к объектам живой природы;
  • сформированы «компетенций волонтера»: умение работать в команде, желание делиться освоенным опытом, умение реализовать собственные творческие идеи в сфере экологического волонтерства;
  • сформированы «компетенции исследователя»: умение работать с различными источниками информации (учебной, научно-популярной, научной литературой, интернет-ресурсами);
  • умение формулировать проблему;
  • умение предлагать способы решения проблем, умение делать обобщения и выводы по материалам исследования.

Особые условия проведения

При соблюдении условий, характеризуемых в настоящем разделе программы, формируется особое образовательное пространство – экологическое объединение детей, активно занимающихся учебно-исследовательской и проектной деятельностью экологической тематики.

 

Система педагогической работы, определяемая программой, дает возможность детям и подросткам полноценно общаться и взаимодействовать не только с учащимися своего образовательного учреждения, но и со сверстниками из других образовательных учреждений города.

 

Подобная творческая занятость, как в «стенах» своего образовательного учреждения, так и за его пределами, значительно расширяет образовательное пространство для членов экологического объединения, что, в свою очередь, приводит к усилению социализирующего эффекта образовательного процесса.

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо наличие:

 

Учебного помещения:

  • отдельного помещения (класса с посадочными местами и столами);

Материально-технического обеспечения:

  • лабораторного оборудования для проведения экологических исследований;
  • компьютерной техники для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования.