Программа «Обучение младших школьников игре в шахматы»*

В центре современной концепции российского образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Нынешнее поколение должно научиться жить в поле неопределённости, быть готовым к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, к постоянной профессиональной учёбе, к повышению своего культурного уровня. И в этом ракурсе шахматное образование обретает огромное социально-образовательное и воспитательное значение в жизни подрастающего поколения.

 

 До самого последнего времени шахматы воспринимались большей частью как вид спорта. Однако в последние годы акцент смещен в сторону их образовательных возможностей, рассматривая шахматы как учебную дисциплину, в которой красной нитью проходит идея достижения значимых для системы образования, а не для спорта, целей. Ключевая задача – интеллектуальное развитие подрастающего поколения, косвенная задача – обучение игре в шахматы, как атрибуту мировой культуры.

 

Технология обучения шахматным азам выстроена на основе «шахматно-задачной» технологии И.Г. Сухина (здоровьесберегающей шахматной технологии), с помощью которой обеспечивается поэтапное развитие у детей способности действовать в "уме" (значимую для системы образования), развиваются личностные качества детей на основе усвоения универсальных учебных действий и учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.

 Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы развивает личностные качества: получает знания, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, обогащаются мыслительные процессы.

 Вместе с тем важна и спортивная составляющая программы. С этой целью по окончанию первого года обучения учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях по шахматам.

Наряду с этим с помощью шахмат ведётся работа по правильной организации досуга младших школьников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

 

Программа позволяет:

- обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, снизить уровень стресса;

- массово приобщить к игре шахматы детей, начиная с раннего возраста;

– посредством игры способствовать умственному и духовному развитию детей;

– своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия их творческого потенциала;

– приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту.

Данный курс позволит не только привить детям интерес к шахматам (значимую для досуговой сферы), но и создать у ребенка добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования у тех ребят, которые решат продолжить обучение по углубленному курсу программы «Шахматы» в ДЮШЦ «Маэстро» (значимую для системы спорта).

Педагоги

1. Авдеева Галина Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, спортивный судья 2 категории по шахматам.

Образование: НГПУ, социальный педагог.

Педагогический стаж: 25 лет.

Курсы повышения квалификации: 2018 год: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровня, являются участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

2. Гаврилов Алексей Павлович, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2 категории по шахматам.

Образование: НГПУ (5-й курс).

Педагогический стаж: 2 года.

Курсы повышения квалификации:2019 год: Всероссийский семинар судей по виду спорта «Шахматы» по теме «Организация и судейство соревнований по шахматам», 15 часов.

Учащиеся активно участвуют в соревнованиях муниципального уровня.

3. Изотов Владимир Николаевич, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2 категории по шахматам.

Образование: НЭТИ, инженер-электрик.

Педагогический стаж: 2 года.

Курсы повышения квалификации: 2019 год:"Школа профессионального роста педагога дополнительного образования«, 108 часов.

- Всероссийский семинар судей по виду спорта «Шахматы» по теме «Организация и судейство соревнований по шахматам», 15 часов.

2020 год: курсовая переподготовка по программе «Педагогическое образование» НИПКиПРО, 252 часа.

Учащиеся активно участвуют в соревнованиях муниципального и областного уровня. 

4. Дедюков Сергей Павлович, педагог дополнительного образования.

Образование: Новосибирский гуманитарный институт, юриспруденция.

Педагогический стаж: 1 год.

2020 год: курсовая переподготовка по программе «Педагогическое образование» НИПКиПРО, 252 часа. 

5. Перешеин Александр Викторович, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: Новосибирский сельскохозяйственный институт, ученый агроном по защите растений.

Педагогический стаж: 42 года.

2018 год: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования (шахматы) по направлению «Педагогика дополнительного образования», Институт дополнительного профессионального образования факультета бизнеса НГТУ, 305 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и областного уровня, являются участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

6. Поворотов Олег Александрович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, КМС по шахматам, спортивный судья 1 категории по шахматам.

Образование: Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт, инженер-механик.

Педагогический стаж: 7 лет.

2018 год: Профессиональная переподготовка: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования (шахматы) по направлению «Педагогика дополнительного образования», Институт дополнительного профессионального образования факультета бизнеса НГТУ, 305 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях Сибирского Федерального округа, являются участниками и призерами Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

7. Удалев Александр Алексеевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: Бердский электро-механический техникум, техник-технолог.

Педагогический стаж: 23 года.

2018 год: курсы повышения квалификации: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

2020 год: курсовая переподготовка по программе «Педагогическое образование» НИПКиПРО, 252 часа.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и областного уровня, являются участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России. 

8. Кагиров Равиль Габдулхабирович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: Львовский государственный институт физической культуры, преподаватель физического воспитания – тренер по шахматам.

Педагогический стаж: 28 лет.

Курсы повышения квалификации:

2018 год:

- Курсы ПК по циклу тематического усовершенствования «Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи», ГАПОУ НСО «Бердский медицинский колледж», 18 часов.

- «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровня, являются активными участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

9. Павлов Игорь Геннадьевич, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, спортивный судья 1 категории по шахматам., высшее педагогическое образование, стаж работы более 20 лет;

Образование: НГПУ, учитель истории и истории мировой и отечественной культуры.

Педагогический стаж: 26 лет.

Курсы повышения квалификации 2018 год: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся – победители и призеры областных соревнований, Сибирского Федерального округа, всероссийских соревнований, Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

10. Феоктистов Никита Олегович, педагог дополнительного образования, КМС по шахматам.

Образование: НГТУ.

 

 

Содержание программы

I год обучения (108 часов)

1. Шахматная доска и фигуры.

2. Мат – цель партии.

3. Ничья, пат.

4. Рокировка.

5. Взятие на проход.

6. Знакомство с тактическими приемами.

7. Жертва фигуры.

8. Разбор партий.

9. Шахматные турниры.

II год обучения (108 часов)

1. Основные дебютные принципы.

2. Тактические приемы и комбинации.

3. Атака на короля, контратака.

4. Шахматные окончания (эндшпиль).

5. Игровые позиции. Мат в два хода.

6. Методы шахматной борьбы.

7. Турнирная практика

Цели программы

Цель:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

Задачи:

1. Образовательные (предметные)

- развитие познавательного интереса к шахматам;

- приобретение основ знаний, умений и навыков игры шахматы.

2. Метапредметные

– развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;

- формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);

- развитие управления своими эмоциями и действиями.

3. Личностные

- формирование коммуникативных качеств: умение общаться, доброжелательность;

- формирование волевых качеств: решительность, самостоятельность, настойчивость;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Результат программы

Личностные результаты.

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные результаты.

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построение рассуждений.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

- Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

- Сравнивать, находить общее и различие.

- Уметь проводить элементарные комбинации.

- Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации.

- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, диаграмм, схем.

- Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Особые условия проведения

Программа адресована мальчикам и девочкам младшего школьного возраста, не умеющим играть в шахматы, или имеющим малые знания и умения в шахматах.

Программа реализуется как на базе ДЮШЦ «Маэстро», так и на базе общеобразовательных организаций: СОШ № 1, СОШ № 3 «Пеликан», СОШ № 4, СОШ № 5, лицей № 7, СОШ № 9, СОШ № 10, СОШ № 11, СОШ № 12, СОШ № 13.

Материально-техническая база

. Учебный кабинет (хорошо освещенный и проветриваемый).

2. Мебель: столы и стулья должны соответствовать возрасту ребенка и свободно передвигаться при необходимости, шкаф для хранения шахматного инвентаря, методической литературы.

3. Оборудование и спортивный инвентарь:

– шахматы (комплект шахматной доски и фигур) – 1комплект на 2 детей;

– шахматные часы – 1шт. на 2 детей;

– шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур – 1 шт.

– ноутбук;

– телевизор.

Информационное обеспечение

1) Шахматная литература (учебники по теории шахмат, задачники, периодические издания: журнал "64 – Шахматное обозрение«);

2) Дидактические материалы (система дидактических шахматных заданий, дидактические игры и задания ; шахматные диаграммы, этюды, информация о жизни и особенностях деятельности известных шахматистов; др.

3) Шахматные компьютерные программы: «Шахматы для детей», «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Большое шахматное путешествие – 2», «Энциклопедия дебютных ошибок», «Шахматные комбинации», «Шахматная тактика для начинающих», "Шахматные дебюты".

4) Интернет – ресурсы:Виртуальная шахматная библиотека, Шахматные онлайн-уроки, Шахматный всеобуч,

Школа шахмат Chess Master и др.

5) Демонстрационные материалы: фотографии известных шахматистов, чемпионов мира по шахматам, мультимедийные презентации.

6. Видеоматериалы: фильмы, видео-экскурсии.