Программа «Обучение младших школьников игре в шахматы»*

В центре современной концепции российского образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств.

И в этом ракурсе шахматное образование обретает огромное социально-образовательное и воспитательное значение в жизни подрастающего поколения.

 Необходимость  обучения шахматам  связана с  тем,  что  ни  один предмет  целенаправленно  не  развивает  фундаментальную  способность – способность действовать «в уме» (СДУ) - ключевое условие развития интеллекта,    соответственно, шахматы могут  стать  уникальной  надпредметной  дисциплиной,  которая  решит  вековую  задачу  – научит детей учиться!

Технология обучения шахматным азам выстроена на основе «шахматно-задачной» технологии И.Г. Сухина, с помощью которой обеспечивается поэтапное развитие у детей СДУ (значимую для системы образования), развиваются  личностные качества детей на основе усвоения универсальных учебных действий и учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.

Программа позволяет:

- массово приобщить к игре шахматы детей, начиная с раннего возраста;

- посредством игры способствовать умственному и духовному развитию детей;

- своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия их творческого потенциала;

- приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту.

Педагоги

1. Авдеева Галина Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: НГПУ, социальный педагог.

Педагогический стаж: 26 лет.

Курсы повышения квалификации:

2018 год: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Публикации: «Реализуем на практике "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых"» (ж/л "Воспитание и ДО в НСО", 2019г.).

Победитель областных соревнований по шахматам в составе команды.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровня, являются активными участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» - Этапа Кубка России.

2. Гаврилов Алексей Павлович, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: НГПУ (5-й курс).

Педагогический стаж: 3 года.

Курсы повышения квалификации:

2019 год: Всероссийский семинар судей по виду спорта «Шахматы» по теме «Организация и судейство соревнований по шахматам», 15 часов.

Учащиеся активно участвуют  в соревнованиях муниципального и областного уровня.

3. Дедюков Сергей Павлович, педагог дополнительного образования.

Образование: Новосибирский гуманитарный институт, юриспруденция.

Педагогический стаж: 2 год.

Профессиональная переподготовка:

2020 год: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогическое образование», НИПКиПРО, 252 час.

Повышение квалификации  по дополнительной профессиональной программе «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью от 5 до 18 лет», АО «Академия «Просвещение» (Москва), 72 час.

4. Изотов Владимир Николаевич, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: НЭТИ, инженер-электрик.

Педагогический стаж: 3 года.

Курсы повышения квалификации:

2019 год:

- «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования», 108 часов.

- Всероссийский семинар судей по виду спорта «Шахматы» по теме «Организация и судейство соревнований по шахматам», 15 часов;

2020 год: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогическое образование», НИПКиПРО, 252 час.

Учащиеся активно участвуют  в соревнованиях муниципального и областного уровня.

Активно участвует в соревнованиях по шахматам областного и регионального уровня.

5. Кагиров Равиль Габдулхабирович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: Львовский государственный институт физической культуры, преподаватель физического воспитания - тренер по шахматам.

Педагогический стаж: 29 лет.

Курсы повышения квалификации:

2018 год:  «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровня, являются активными участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» - Этапа Кубка России.

6. Павлов Игорь Геннадьевич, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, спортивный судья 1 категории по шахматам., высшее педагогическое образование, стаж работы более 20 лет;

Образование: НГПУ, учитель истории и истории мировой и отечественной культуры.

Педагогический стаж: 27 лет.

Курсы повышения квалификации 2018 год: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся – победители и призеры областных соревнований, Сибирского Федерального округа, всероссийских соревнований, Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

7. Перешеин Александр Викторович, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: Новосибирский сельскохозяйственный институт, ученый агроном по защите растений.

Педагогический стаж: 43 года.

Профессиональная переподготовка:

2018 год: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования (шахматы) по направлению «Педагогика дополнительного образования», Институт дополнительного профессионального образования факультета бизнеса НГТУ, 305 часов.

Курсы повышения квалификации:

2018 год: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и областного уровня, являются участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» - Этапа Кубка России.

8. Поворотов Олег Александрович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, КМС по шахматам, спортивный судья 1-й категории по шахматам.

Образование: Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт, инженер-механик.

Педагогический стаж: 8 лет.

Профессиональная переподготовка: 2018 год: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования (шахматы) по направлению «Педагогика дополнительного образования», Институт дополнительного профессионального образования факультета бизнеса НГТУ, 305 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях Сибирского Федерального округа, являются участниками и призерами Международного шахматного фестиваля «Маэстро» - Этапа Кубка России.

9. Удалев Александр Алексеевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: Бердский электро-механический техникум, техник-технолог.

Педагогический стаж: 24 года.

Курсы повышения квалификации:

2018 год: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

2020 год: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогическое образование», НИПКиПРО, 252 час.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и областного уровня, являются участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» - Этапа Кубка России.

 

10. Феоктистов Никита Олегович, педагог дополнительного образования, КМС по шахматам.

Образование: НГТУ.

 

 

Содержание программы

I год обучения (108 часов)

1. Шахматная доска и фигуры.

2. Мат – цель партии.

3. Ничья, пат.

4. Рокировка.

5. Взятие на проход.

6. Знакомство с тактическими приемами.

7. Жертва фигуры.

8. Разбор партий.

9. Шахматные турниры.

II год обучения (108 часов)

1. Основные дебютные принципы.

2. Тактические приемы и комбинации.

3. Атака на короля, контратака.

4. Шахматные окончания (эндшпиль).

5. Игровые позиции. Мат в два хода.

6. Методы шахматной борьбы.

7. Турнирная практика

Цели программы

Цель: Обучение младших школьников основам игры в шахматы.

Задачи

1. Предметные:

- формировать интерес  к игре в шахматы;

- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;

- обучать  правилам поведения партеров во время шахматной игры;

- обеспечить успешное овладение учащимися  основополагающих принципов ведения шахматной партии;

- формировать умения применять полученные знания в практической игре.

2. Метапредметные:

- формировать умения строить логическую цепь рассуждений в  практической игре, умения находить наиболее оптимальный вариант решения проблемы в шахматной партии;

-  формировать готовность слушать педагога и собеседника, вести диалог, иметь свою точку зрения и оценку событий;

- развивать  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

3. Личностные:

- формировать волевые качества, терпение;

-  формировать  установки на здоровый образ жизни.

Результат программы

По окончанию обучения на предметном уровне:

учащиеся будут знать:

- шахматные термины, относящие к шахматной доске, шахматным фигурам, игрокам-шахматистам;

- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

- ценность шахматных фигур;

- правила хода, взятие каждой фигуры, сравнительную силу фигуры, основные способы защиты шахматных фигур;

учащиеся будут уметь:

-  ориентироваться на шахматной доске;

- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

- правильно располагать фигуры перед игрой; 

- перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- проводить элементарные комбинации;

- записывать отдельные шахматные ходы и шахматную партию с помощью шахматной нотации;

- решать простейшие шахматные задачи;

- применять полученные знания в практической игре.

Учащиеся:

- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения:

-  выполнят юношеский спортивный разряд по результатам участия в соревнованиях.

У учащихся будет сформирован интерес к игре в шахматы.

В процессе освоения программы  на метапредметном  уровне учащиеся:

- научатся  строить логическую цепь рассуждений в  практической игре, находить наиболее оптимальный вариант решения проблемы в шахматной партии (как тренинг внутреннего плана действий – способности действовать в уме); 

- научатся слушать педагога и собеседника, вести диалог, иметь свою точку зрения и оценку событий;

- приобретут опыт  сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

На личностном уровне у учащихся будут:

- сформированы терпение и волевые качества: решительность, самостоятельность, настойчивость, уверенность в своих силах;

-  сформирована установка на здоровый образ жизни.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Особые условия проведения

Программа адресована мальчикам и девочкам младшего школьного возраста, не умеющим играть в шахматы, или имеющим малые знания и умения в шахматах.

Программа реализуется как на базе ДЮШЦ «Маэстро», так и на базе 9 общеобразовательных организаций: СОШ № 1, СОШ № 3 «Пеликан», СОШ № 4, СОШ № 5, лицей № 6, лицей №7, СОШ № 9, СОШ № 10 «Пересвет», СОШ № 13.

Материально-техническая база

. Учебный кабинет (хорошо освещенный и проветриваемый).

2. Мебель: столы и стулья должны соответствовать возрасту ребенка и свободно передвигаться при необходимости, шкаф для хранения шахматного инвентаря, методической литературы.

3. Оборудование и спортивный инвентарь:

– шахматы (комплект шахматной доски и фигур) – 1комплект на 2 детей;

– шахматные часы – 1шт. на 2 детей;

– шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур – 1 шт.

– ноутбук;

– телевизор.

Информационное обеспечение

1) Шахматная литература (учебники по теории шахмат, задачники, периодические издания: журнал "64 – Шахматное обозрение«);

2) Дидактические материалы (система дидактических шахматных заданий, дидактические игры и задания ; шахматные диаграммы, этюды, информация о жизни и особенностях деятельности известных шахматистов; др.

3) Шахматные компьютерные программы: «Шахматы для детей», «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Большое шахматное путешествие – 2», «Энциклопедия дебютных ошибок», «Шахматные комбинации», «Шахматная тактика для начинающих», "Шахматные дебюты".

4) Интернет – ресурсы:Виртуальная шахматная библиотека, Шахматные онлайн-уроки, Шахматный всеобуч,

Школа шахмат Chess Master и др.

5) Демонстрационные материалы: фотографии известных шахматистов, чемпионов мира по шахматам, мультимедийные презентации.

6. Видеоматериалы: фильмы, видео-экскурсии.