Программа «Уроки гроссмейстера»

      История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Сегодня шахматы – это и спорт, и искусство, и наука, и активный культурный отдых, и целый мир переживаний и ощущений. По мнению президента Российской Федерации В. В. Путина: «...шахматы – не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько „ходов“ вперед, а главное – воспитывают характер». В настоящее время шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, учат работать с книгой. Шахматы учат быть объективным, гибко и быстро оценивать меняющуюся ситуацию, как ничто другое, формируют личность ребенка в раннем возрасте.

 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уроки гроссмейстера» имеет физкультурно-спортивную направленность.

 Актуальность программы

Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уроки гроссмейстера» участвует в реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 07 декабря 2018 года.

 Отличительные особенности и новизна программы

Программа – модифицированна, составлена на основе авторской программы «Увлекательный мир шахматёнка» под редакцией Е.С. Карповой и Л.Н. Громыко, рекомендованной Федерацией шахмат Новосибирской области; авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Курс подготовки шахматистов» педагога дополнительного образования ЦВР «Галактика» г. Новосибирска, Шмакова В.Ю., а также шахматных учебников, опыта преподавания шахмат детям.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Уроки гроссмейстера» заключаются в том, что на занятиях применяются разнообразные формы и методы организации учебного процесса, которые позволяют выявить способности учащихся к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. В программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели.

Новизна и современность преподавания обусловлена в поэтапном освоении учащимися, предлагаемого материала, что даёт возможность учащимся с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. Программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.

 Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уроки гроссмейстера» адресована для учащихся в возрасте от 7-12 лет, как для мальчиков, так и для девочек. Численный состав группы до 6 человек.

В программе заявлен принцип свободного доступа детей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора, проявляющие интерес к шахматам без какой-либо начальной подготовки. Зачисление в объединение осуществляется на основании заявления родителя или законного представителя ребенка.

 Возрастные особенности учащихся

Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей развития детей.

Благодаря игре в шахматы, учащиеся 7-10 лет учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине. Это способствует успешному обучению в младшем школьном возрасте, т.к. обучение предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

У детей и подростков 11 – 14 лет активно формируется логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка конструктивно и бесконфликтно отстаивать свою точку зрения, что имеет большое значение в подростковом возрасте. В каждом подростке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.

Педагоги

Баянов Андрей Владимирович – педагог дополнительного образования.

Руководитель клуба «Дебют» МБУДО ДЮЦ "Гармония".

Общий стаж: 25 лет

Педагогический стаж: 2 года

Стаж по специальности: 2 года

Стаж работы в данной ОО: 2 года

Уровень образования: высшее, в 2002 году окончил Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», квалификация «Учитель экономики» по специальности "Экономика".

Повышение квалификации:

- 2020 г., Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский педагогический колледж» по программе «Содержание и организация деятельности педагога с детьми с особыми возможностями здоровья» в объёме 108 часов.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10 минут.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1-го года обучения

  1. Вводное занятие - 2 часа.
  2. Общие сведение о шахматной игре - 26 часов.
  3. Взаимодействие фигур при атаке на короля - 14 часов.
  4. Основные привила и приёмы шахматной игры - 34 часа.
  5. Основные правила игры в дебюте - 18 часов.
  6. Игровые позиции «Мат в один ход», «Мат в два хода», "Выигрыш фигуры" - 22 часа.
  7. Эндшпиль. Пешечные окончания - 10 часов.
  8. Турниры - 16 часов.
  9. Итоговое занятие. Диагностика - 2 часа.

Всего: 144 часа

Цели программы

Цель: развитие у учащихся способности к мыслительной и творческой деятельности, выработки положительных качеств личности через занятия шахматами.

Задачи:

Обучающие:

  1. знакомство учащихся с историей развития шахмат, теоретическими и практическими знаниями шахматной игры, тактическими ударами, стратегическими приемами;
  2. обучение правилами игры в шахматы;
  3. обучение элементарным приемам игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле;
  4. формирование и развитие навыков ведения шахматной борьбы;
  5. выявление способных и талантливых учащихся для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства;
  6. обучение учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование учения решать комбинации на различные темы.

Развивающие:

  1. развитие устойчивой мотивации к изучению шахматного творчества;
  2. развитие способности учащихся к саморазвитию, познанию и стремлению к творческому росту;
  3. развитие инициативы, памяти, внимания, пространственное и логического мышления, индивидуальности, самостоятельности, понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций;
  4. развитие положительных личностных качеств: трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, внимательность и доброжелательность;
  5. формирование навыков здорового образа жизни;
  6. развитие умения планировать свои действия, составлять последовательности ходов, планов борьбы, их корректировки, анализ ходов и фиксации в памяти этих вариантов.

Воспитывающие:

  1. воспитание общекультурных компетенций: умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях и турнирах, грамотно вести шахматную борьбу;
  2. воспитание и развитие интереса к шахматам;
  3. формирование дисциплины, чувства коллективизма, ответственности;
  4. воспитания чувства уважения к партнёру, самодисциплины, умение владеть собой и добиваться цели, целеустремленности и трудолюбия;
  5. воспитание устойчивости к неудачам, поражениям.

Результат программы

В результате реализации программы учащимися предполагается достижение определенного уровня теоретических и практических навыков игры в шахматы, а также развитие определенных качеств.

Личностные результаты:

  1. имеет устойчивую мотивацию к изучению шахматного творчества;
  2. имеет способность к саморазвитию, познанию и стремления к творческому росту;
  3. имеет логическое и пространственное мышление, память, внимание;
  4. имеет положительные личностные качества: трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, внимательность и доброжелательность;
  5. имеет интерес к ведению здорового образа жизни;
  6. имеет активную жизненную позицию;
  7. имеет способность договариваться с соперником о правилах общения и поведения в игре и следует им.

 

Метапредметные результаты:

  1. умеет планировать свои действия;
  2. умеет составлять последовательность ходов в партии;
  3. умеет корректировать план и ходы в партии;
  4. устойчив к неудачам, поражениям;
  5. умеет участвовать в коллективной деятельности;
  6. умеет работать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою деятельность.

 Предметные результаты:

  1. знает историю шахмат, великих гроссмейстеров;
  2. знает и умеет применять основные принципы ведения шахматной партии;
  3. знает основные тактические удары;
  4. имеет понятие о стратегии шахмат;
  5. знает порядок проведения соревнований;
  6. участвует в шахматных соревнованиях и турнирах;
  7. использует полученные теоретические знания в практике шахматной игры.

 

К концу 1-го года обучения, учащиеся должны

Знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • историю развития шахмат, великих гроссмейстеров;
  • правила хода и взятия каждой фигуры;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур;
  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • основные элементы позиции.

 Уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Особые условия проведения

Основные условия, необходимые для реализации программы:

  1. Наличие помещения для занятий.
  2. Наличие посадочных мест для учащихся.
  3. Наполняемость групп.
  4. Мотивация учащихся.
  5. Заинтересованность родителей.
  6. Материальная база.

 

Материально-техническая база

Материально-технические условия

  • светлый и просторный кабинет с хорошим освещением;
  • столы и стулья, соответствующие возрасту детей;
  • магнитно-меловая доска, необходимая для демонстрации наглядных пособий;
  • аудио и видео аппаратура;
  • компьютер с выходом в сеть "Интернет«;
  • дидактические игры (лото, домино по изучаемым темам);
  • фронтальный демонстративный материал;
  • раздаточный демонстративный материал;
  • демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами;
  • наборы шахматных досок с фигурами;
  • шахматные часы;
  • рабочие тетради;
  • решебник шахматных задач;
  • шкаф для хранения инвентаря и шахматной литературы;
  • печатные бланки для записи партий;
  • письменные принадлежности.

 

Методические и дидактические материалы

  1. Сборник дидактических игр и заданий для учащихся первого года обучения. Автор: Баянов А.В., 2019 г.;
  2. Методическая разработка «Словарь юного шахматиста». Автор: Баянов А.В., 2019 г.;
  3. Определение уровня воспитанности (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой);
  4. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Уроки гроссмейстера» (1 год обучения).

Стоимость

Обучение бесплатное.