«Хоровое пение», срок освоения 7 лет

Программа хорового пения осуществляется путем системного подхода к обучению, который позволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин на решение задачи – создание музыкально-певческого коллектива, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования. Содержание программы позволяет выявить одаренных детей с целью дальнейшего развития их способностей. Она содействует формированию общей культуры детей, навыков коллективного общения, музыкально-творческих способностей, фантазии, раскрытию индивидуальности и др.

Актуальность программы обусловлена потребностью социума (желанием родителей развивать детей в разных видах искусства). Она составлена с учетом современных требований и соответствует уровню развития детей 6 с половиной лет. Данная программа поможет ребенку познакомиться с вокально-хоровым искусством. Все это в комплексе позволяет формировать речь, художественный вкус, ассоциативное мышление ребенка и другие личностные качества.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что этот вид музыкальной деятельности имеет ряд общеизвестных особенностей, благоприятствующих массовому охвату детей, приобщению их к культуре, искусству, коллективному и индивидуальному творчеству.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса учреждения. Главная особенность программы заключается в комплексном подходе к обучению, который позволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин( хоровое пение, сольфеджио, музыкальный инструмент, музыкальная литература) на решение задачи – создание музыкального коллектива.

Форма обучения – Форма проведения учебных занятий – групповая (от 8 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 8 человек). Программа состоит из следующих хоровых ступеней:

I ступень –1-2 класс

II ступень – 3 – 5 классы

III ступень – 6 – 7 классы

Обучение по программе предполагает применение различных педагогических технологий: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного обучения, технология разноуровнего обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология и др.

Используемые методики:

Музыкальная подготовка (хор):

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки

Педагоги

Марина Михайловна Никитина – преподаватель первой квалификационной категории; педагогический стаж 21 год

Надежда Викторовна Ларькина – преподаватель первой квалификационной категории

Расписание

Расписание занятий составляется в зависимости от смен занятий в общеобразовательной школе, а также согласно индивидуального графика с педагогами

Содержание программы

Содержание программы формируется в соответствии с возрастом ребенка и годом обучения, но при этом обязательно ориентировано на комфортное состояние обучающегося.

При реализации программы общий объем аудиторной нагрузки состовляет 833 часа( 1-5 класс), 952 часа(6-7 класс)

Программа «Хоровое пение» комплексная и подразумевает изучение таких предметов, как хор, сольфеджио, слушание музыки, музыкальный инструмент (фортепиано), сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, учебный предмет по выбору (музыкальный инструмент, сольное пение).

1-й год обучения – часов в неделю: 8

Хор – 3,5 часа

Музыкальный инструмент (фортепиано) −1 час

Сольфеджио – 1,5 часа

Слушание музыки – 1 час

Учебный предмет по выбору – 1 час

2-й год обучения – часов в неделю: 9

Хор – 3,5 часа

Музыкальный инструмент (фортепиано) −1 час

Сольфеджио – 1,5 часа

Слушание музыки – 1 час

Учебный предмет по выбору – 2 часа

3-й год обучения – часов в неделю: 9

Хор – 3,5 часа

Музыкальный инструмент (фортепиано) −1 час

Сольфеджио – 1,5 часа

Музыкальная литература – 1 час

Учебный предмет по выбору – 2 часа

4-й год обучения – часов в неделю: 9

Хор – 3,5 часа

Музыкальный инструмент (фортепиано) −1 час

Сольфеджио – 1,5 часа

Музыкальная литература – 1 час

Учебный предмет по выбору – 2 часа

5-й год обучения – часов в неделю: 9,5

Хор – 3,5 часа

Музыкальный инструмент (фортепиано) −1 час

Сольфеджио – 1,5 часа

Музыкальная литература – 1,5 часа

Учебный предмет по выбору – 2 часа

6-й год обучения – часов в неделю: 10

Хор – 4 часа

Музыкальный инструмент (фортепиано) −1 час

Сольфеджио – 1,5 часа

Музыкальная литература – 1,5 часа

Учебный предмет по выбору – 2 часа

7-й год обучения – часов в неделю: 10

Хор – 4 часа

Музыкальный инструмент (фортепиано) −1 час

Сольфеджио – 1,5 часа

Музыкальная литература – 1,5 часа

Учебный предмет по выбору – 2 часа

 

Содержание учебных предметов

1.«Сольфеджио» способствует расширению общего музыкального кругозора, развивает музыкальный слух, музыкальную память, мышление, творческие навыки. Полученные на уроках сольфеджио теоретические знания помогают обучающимся в вокальном хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте, а также в изучении других предметов общеразвивающих общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

2. «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

3. «Музыкальная литература» формирует музыкальное мышление обучающихся, навыки восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета "Слушание музыки".


4. Предмет «Музыкальный инструмент (фортепианно)» развивает творческие способности и индивидуальности учащегося, помогает овладеть знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирует практические умения и навыки игры на фортепиано

Цели программы

Обеспечение личностной вовлеченности детей в коллективную художественно-творческую деятельность, развитие у них устойчивого интереса к классической музыке, занятиям хоровым пением, формирование музыкально-художественного вкуса.

 Задачи:

1. На основе приобретенных вокально-хоровых навыков развить музыкальность, эмоциональную выразительность детей, их голос, слух и память.

2. Повысить культурный уровень детей, развить интерес к творческой деятельности.

3. Развивать индивидуальные особенности учащихся, их желание проявить себя в творчестве, совместных делах.

4. Максимально включать детей в концертную деятельность.

5. Готовить учащихся к участию в профессиональных фестивалях и конкурса

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся приобретают:

- вокально-хоровые навыки (правильная певческая установка, вокальное дыхание, звуковедение, свобода артикуляционного аппарата);

-формируется музыкальный вкус учащегося;

-умение пользоваться средствами музыкальной выразительности в пении.

В результате занятий по программе у обучающихся будут сформированны т развиты следующие компетенции и личностные результаты:

Личностные результаты:

-формирование устойчивой мотивации к занятиям творческими видами деятельности;

-формирование умения анализировать свои художественно-творческие возможности;

-формирование умения способности обучающегося к саморазвитию и творческому росту;

-формирование умения применять приобретенные навыки в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

Познавательные

-формирование навыка учебной и познавательной деятельности;

-владение навыками восприятия художественного образа;

-определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

Коммуникативные:

-формирование культуры общения, активной жизненной позиции;

-формирование умения воспринимать себя как часть творческого коллектива;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие).

Регулятивные:

-формирование умения планировать свою деятельность и оценивать свои возможности;

-навыки расширения нестандартных творческих задач в поставленных условиях.

Особые условия проведения

Принимаются дети, окончившие годичный курс программы "Введение в музицирование"

Материально-техническая база

Учебный кабинет

Фортепиано

Шумовые инструменты

Аудиотехника

Ноутбук

Стулья

Учебно методическая и нотная литература