Программа «Хоровое пение»

Хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия хоровым пением являются одним из средств разностороннего развития обучающихся: личностного и музыкально-творческого. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату обучающихся. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента»-голосового аппарата – органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения.

 

Пение в хоре оказывает положительное влияние на развитие личности. Запоминание большого количества мелодий и текста активно развивает память, расширяет представления об окружающем мире, увеличивает словарный запас.

 

На уроках хора Ваш ребенок раскроет свои творческие способности, научится передавать замысел произведений с помощью органичного сочетания музыки и слова, приобщится к коллективному музицированию, научится слушать и слышать музыку.

На уроках фортепиано освоит навыки игры и научится исполнять несложные произведения.


На уроках сольфеджио получит целую систему музыкального развития, включающую формирование слуха, чувства ритма, музыкальных представлений.

Уроки музыкальной литературы сформируют и расширят кругозор, воспитают музыкальный вкус, пробудят любовь к музыке.

Педагоги

Шишкина Татьяна Николаевна, преподаватель вокально-хоровых дисциплин, высшая квалификационная категория.

Образование:

среднее специальное – Новосибирский областной колледж культуры и искусств,

специальность – социо-культурная деятельность и народное художественное творчество, 2000г.;

высшее – ГОУВПО Новосибирский государственный педагогический университет,

специальность – "Народное художественное творчество«,2010год.

Стаж работы: 26 лет

Повышение квалификации: ГАПОУ НСО НМК им. А.Ф. Мурова 09.11.2019г.- 21.11.2019г.

по дополнительной профессиональной программе «Сольное и хоровое народное пение» в объёме 72часов.

 

Руденская Елена Владимировна, преподаватель теоретических дисциплин и фортепиано,первая квалификационная категория.

Образование:

среднее специальное – Новосибирское музыкальное училище, специальность – "Теория музыки",1991 год;

высшее – ГОУВПО Новосибирский государственный педагогический университет, специальность – "Народное художественное творчество«,2010год.

Стаж работы: 28 лет

Повышение квалификации: ФГБПОУ Новосибирская специальная музыкальная школа 23.10.2017г.-27.102017г. по специальности «Теория музыки» в объёме 72 часов.

 

Бажанова Наталья Викторовна,преподаватель вокально-хоровых дисциплин и фортепиано,первая квалификационная категория.

Средне-специальное: НКПУ- 1987г.

Специальность – культурно-просветительная работа, клубный работник, руководитель самодеятельного народного хора.

Высшее:НГПУ-2004г

По специальностям: История – Культурология. Учитель истории и культурологии.

Стаж работы: 29 лет.

Повышение квалификации: ГАПОУ НСО НМК им. А.Ф. Мурова 09.11.2019г.- 21.11.2019г.

по дополнительной профессиональной программе «Сольное и хоровое народное пение» в объёме 72часов.

Расписание

Расписание формируется  на начало учебного года.

Содержание программы

Данная программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор, русское народное музыкальное творчество, предмет по выбору (вокал).

Срок реализации – 7/8 лет.

1 год обучения 6.5 часа в неделю:

Фортепиано – 1 час.
Сольфеджио – 1.5 часа.
Хор – 2 часа.
Предмет по выбору (вокал) – 1 час РНМТ – 1 час.


2 год обучения 6.5 часа в неделю:

Фортепиано – 1 час.
Сольфеджио – 1.5 часа.
Хор – 2 часа.
Предмет по выбору (вокал) – 1 час.
РНМТ – 1 час.

3 год обучения 6.5 часов в неделю:

Фортепиано – 1 час.
Сольфеджио – 1.5 часа.
Хор – 2 часа.
Предмет по выбору (вокал) – 1 час.
РНМТ – 1.

4 год обучения 7.5 часов в неделю:

Фортепиано – 1 час.
Сольфеджио – 1.5 часа.
Музыкальная литература – 1 час.
Хор – 3 часа.
Предмет по выбору (вокал) – 1 час.

 

5 год обучения 7.5 часов в неделю:

Фортепиано – 1 час.
Сольфеджио – 1.5 часа.
Музыкальная литература – 1 час.
Хор – 3 часа.
Предмет по выбору (вокал) – 1 час.

 

6 год обучения 7.5 часов в неделю:

Фортепиано – 1 час.
Сольфеджио – 1.5 часа.
Музыкальная литература – 1 час.
Хор – 3 часа.
Предмет по выбору (вокал) – 1 час.

 

7 год обучения 7.5 часов в неделю:

Фортепиано – 1 час.
Сольфеджио – 1.5 часа.
Музыкальная литература – 1 час.
Хор – 3 часа.
Предмет по выбору (вокал) – 1 час.

 

8 год обучения 7.5 часов в неделю:

Фортепиано – 1 час.
Хор – 3 часа.
Предмет по выбору (вокал) – 1 час.

 

Содержание учебного предмета "Хор".

Хоровой класс служит формированию у детей знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, основ народной традиционной культуры.Занятия коллективным музицированием (хор) развивают музыкальные способности: слух, ритм, память, музыкальность, артистизм. Обучающиеся приобретают опыт творческой деятельности и публичных выступлений.

Содержание учебного предмета музыкальный инструмент "Фортепиано".

Обучение игре на фортепиано включает в себя необходимый минимум знаний, умений, навыков по предмету. Учебный предмет развивает у обучающихся эмоциональный, интеллектуальный уровень посредством приобщения к лучшим образцам музыкального искусства, воспитывает просвещенного ценителя и слушателя музыки.

Содержание учебного предмета "Сольфеджио".

Уроки сольфеджио развивают музыкально-слуховые способности обучающихся, навыки чтения с листа, чувство метроритма, музыкальное мышление и музыкальную память, как основу для практических навыков, а также знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Занятия по предмету формируют практические навыки и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования.

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература".

На уроках музыкальной литературы происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, интереса к серьезному музыкальному искусству. Занятия предмету развивают любознательность и кругозор ребенка, умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, приобщают к высокохудожественному репертуару классической и современной музыки.Содержание учебного предмета «Музыкальная литература» также включает в себя изучение мировой истории, истории музыки, искусства и литературы.

Содержание учебного предмета "Русское народное музыкальное творчество".

Учебный предмет направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся и способствует формированию представления о фольклоре как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека, основных эстетических и теоретико-музыкальных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки фольклорных произведений. На уроках происходит развитие эмоциональной культуры личности и социально значимое отношение к общечеловеческим ценностям.

Содержание учебного предмета «Вокал» в рамках предмета по выбору

Учебный предмет создает условия для проявления индивидуально-творческих способностей обучающихся, выявление одаренных детей и развития их творческой самореализации. Кроме этого, развивает вокальные данные, певческие и исполнительские навыки, интерес к творческому самовыражению, формирует тембра голоса.

Цели программы

Цель программы: формирование у детей необходимого комплекса знаний, умений и навыков в области хорового искусства, содействие в воспитании разносторонней и эстетически развитой личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

 

Образовательные:

  • формирование у детей знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства; приобретение знаний основ музыкальной грамоты и употребляемой музыкальной терминологии;
  • формирование певческой эмоциональности и выразительности исполнения, используемых в народном творчестве;
  • формирование музыкально-творческих способностей в области фортепианного исполнительства;
  • формирование духовной культуры обучающихся.

 

Развивающие:

  • развитие музыкальных и творческих способностей: мелодического, ладогармонического слуха, ритма, памяти, образного мышления, полифонического мышления, музыкальности, артистизма;
  • развитие вокально-хоровых и специальных знаний, формирование художественного вкуса и певческой культуры обучающихся на произведениях народной музыки и композиторов;
  • развитие артистической смелости и эмоциональной устойчивости к публичным выступлениям;
  • развитие интереса к музыке и музыкальному творчеству, способности понимать художественную красоту музыкальных произведений;

 

Воспитательные:

  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;
  • формирование стремления у учащихся к творческой самореализации, участию в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях;
  • приобщение обучающихся к музыкально – художественной культуре через активизацию творческих способностей посредством вокально-хорового искусства;
  • формирование самостоятельной творческой и целеустремлённой личности с высокими нравственными качествами;
  • воспитание у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Результат программы

В результате освоения программы «Хоровое пение» обучающиеся будут знать:                                                               

в области музыкального исполнительства (хорового):

  • устройство и принципы работы голосового аппарата;
  • основные календарные, семейно-бытовые обряды и праздники;
  • наиболее употребляемую музыкальную терминологию;

в области музыкального исполнительства (инструментального):

  • фортепианный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров;
  • наиболее употребляемую музыкальную терминологию;

в области музыкально-теоретической подготовки:

  • основы музыкальной грамоты и употребляемой музыкальной терминологии;
  • основные средства выразительности, используемые в музыкальном искусстве;
  • историю происхождения обрядов и праздников;
  • творческую биографию и музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов различных периодов, стилей, жанров, форм, согласно программным требованиям;

В результате освоения программы «Хоровое пение» обучающиеся будут уметь:

в области музыкального исполнительства (хорового):

  • самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии и музыкально-поэтические тексты;
  • грамотно исполнять музыкальные произведения (сольное, коллективное исполнение);
  • владеть видами вокально-хорового дыхания;

в области музыкального исполнительства (инструментального):

  • грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм;

в) в области музыкально-теоретической подготовки:

  • сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
  • использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  •  в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
  • определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

В результате освоения программы «Хоровое пение» у обучающихся будут развиты:

в области музыкального исполнительства (хорового)

  • навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
  • навыки публичных выступлений;
  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

в области музыкального исполнительства (инструментального):

  • навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыки подбора по слуху музыкальных произведений;
  • навыки публичных выступлений;
  • музыкальная память, полифоническое мышление, мелодический, ладогармонический слух;

в области музыкально-теоретической подготовки:

  • звуковысотный музыкальный слух и память, чувство лада, метроритм;
  • навыки вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыки первичного анализа музыкального текста и записи его по слуху;
  • навыки анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт;

В результате освоения программы «Хоровое пение» у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • понимание, сопереживание, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, к духовным и культурным традициям разных народов;
  • развитость эстетического сознания, духовно-нравственных и этических качеств, эмоциональной отзывчивости;
  • потребность, опыт в творческой деятельности (концерты, конкурсы, фестивали);
  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • навык социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» детская музыкальная школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти.

В VIII класс по решению руководства школы и с учетом мнения педагогического совета зачисляется не более 20 % учащихся выпускного класса, проявивших профессиональные способности и склонность к продолжению музыкального образования в ССУЗ.

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

  • наличие дома музыкального инструмента (фортепиано, синтезатора);
  • наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
  • наличие канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради).

Материально-техническая база

Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы «Хоровое пение» имеются учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, которые оснащены:

  • учебной мебелью (парты, стулья, доска, шкаф для хранения методической, учебной литературы и раздаточного материала);
  • музыкальными инструментами (фортепиано, синтезатор, шумовые инструменты).

Для эффективного информационного обеспечения реализации программы «Хоровое пение» сформирована информационная среда, которая включает в себя:

  • персональные компьютеры;
  • ноутбук;
  • звуковые колонки;
  • видеопроектор, экран;
  • магнитофон;
  • CD/DVD плейер;
  • фотоаппарат.

Для успешной реализации программы «Хоровое пение» имеется следующее дидактическое обеспечение:

  • библиотечный фонд укомплектован методической литературой, печатными изданиями, учебной литературой;
  • наглядные, информационно-иллюстративные, тренировочные пособия.

 

При реализации программы «Хоровое пение» применяются следующие педагогические технологии:

  • технология игрового обучения – активизация деятельности учащихся, увеличение накопляемости оценок, отработка коммуникативного аспекта;
  • обучение в сотрудничестве (коллективное музицирование) – развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей;
  • концентрированное обучение – позволяет победить хроническую нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным, активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности;
  • интегрированные уроки (сольфеджио, рнмт, музыкальная литература) – помогают преодолеть трудности в освоении теоретических предметов и способствуют формированию у обучающихся системной связи компонентов строения произведений;
  • информационно-коммуникативные технологии – использование электронных ресурсов;
  • личностно-ориентированные технологии обучения – обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отражается на произвольности мотивации детей;
  • здоровьесберегающие технологии – решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса.

Стоимость

Обучение бесплатное.