Программа «Жизнь в гармонии с природой»

Программа охватывает одновременно несколько образовательных областей, уделяя основное внимание прежде всего естествознанию и физической антропологии. По мере возникновения у обучающихся возможности реализации полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности (и не только в рамках учебной группы, но и в повседневной жизни), возрастает количество учебных тем, относящихся к образовательной области социальной практики. Темы программы увязаны с программами общеобразовательной школы по географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, обществознанию.

 

Программа разделена на три тематически взаимосвязанных раздела, которые являются самостоятельными законченными курсами и завершаются спортивно-тренировочным походом и присвоением соответствующих разрядов.

 

Первый курс (первый год обучения) – начальная туристская подготовка, второй курс (второй год обучения) – базовая туристская подготовка, третий курс (третий год обучения) – специальная туристская подготовка.

 

Для приобретения физической формы, необходимой для участия в спортивно-тренировочных походах и в соревнованиях по туристскому многоборью, программа дополнена факультативным курсом по общей физической подготовке. Факультативные занятия посещают учащиеся, не имеющие других возможностей совершенствовать свою физическую форму. Выполнение нормативов по общей физической подготовке на зачетных занятиях обязательно для всех спортсменов.

 

Курсом предусмотрено выполнение обучающимися самостоятельной работы:

  • оформление походной документации, работа с картографическими и краеведческими материалами;
  • выпуск стенгазет, изготовление и ремонт туристского снаряжения;
  • работа над web-сайтом Клуба и т.д. 

В настоящее время интерактивное общение выстраивается ВКонтакте, группа Турклуб «БОБР» http://vkontakte.ru/club1528660, которая дополняет сайт http://www.gmsib.ru/bobr-tourism.

Педагоги

Чурилова Елена Дмитриевна, педагога дополнительного образования первой квалификационной категории отдела краеведения, экологии и туризма МАУ ДО ДТД УМ «Юниор».

Педагогический стаж в учреждении – 15 лет. Руководитель клуба спортивного туризма «БОБР».

 

Автораская программа «Жизнь в гармонии с природой» разработана в 2008 году, рецензентом являлась Добарина Ирина Анатольевна – мастер спорта международного класса, инструктор по туризму международного класса, судья Республиканской категории, доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности факультета культуры и дополнительного образования НГПУ.

 

Основные формы самообразования, осуществленные педагогом: прохождение курсов повышения квалификации и участие в тематических семинарах:

  • в 2017 г: обучение по дополнительной образовательной программе профессиональной подготовки «Педагогика дополнительного образования» в ФГБУ ВО «НГПУ» в объёме 252 часов (переподготовка).
  • в 2017 г: участие в 32-м совещании-конференции по «Безопасности в спортивном туризме» и семинаре повышения квалификации членов МККСФО и спортивных судей. Мероприятия проводились Новосибирским отделением туристско-спортивного союза России Федерации спортивного туризма России.
  • в 2016 г.: участие в научно-практическом семинаре «Реализация инновационных моделей успешной социализации детей средствами дополнительного образования: опыт Санкт-Петербурга». Семинар проводился Санкт-Петербурским городским дворцом творчества юных, ГБНОУ «СПб ГДТЮ».
  • в 2016 г.: Прохождение обучения в МБОУ ДО «городской центр психолого-педагогической поддержки молодёжи «Родник», Школа «Педагог клуба» в объёме 28 часов.
  • в 2015 г.: участие в городском научно-практическом семинаре «Дополни-тельное образование детей: социальные вызовы и перспективы развития». Семинар проводился главным управлением образования мэрии города Новосибирска МАУ ДО ДТДУМ «Юниор» ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».
  • в 2014 г: участие в XXVIV научно-практической конференции-совещании по безопасности в спортивном туризме: в походах, путешествиях, турах и на соревнованиях. Конференция проводилась Новосибирским отделением туристско-спортивного союза России.
  • в 2013 г.: прохождение обучения в ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Развитие профессионального мастерства педагога дополни-тельного образования в объёме 72 часа.

 

При осуществлении педагогической деятельности активно используются ресурсы Федеральных образовательных интернет-порталов, основные среди которых: Всероссийский интернет-педсовет, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

 

Педагог ориентируется в выборе современных форм и методов педагогической работы со школьниками разных возрастных и смешанных групп, имеющими особые образовательные потребности и обеспечении безопасной развивающей и социализирующей образовательной среды.

Содержание программы

Курс рассчитан на 108 часов, по 36 часов на начальную, базовую и специальную туристскую подготовку.

 

Ребята занимаются группами по 8-15 человек 1 час в неделю.

  • На реализацию программы отведено 432 часа, из них на теорию – 160 часов и практику – 272 часа.
  • На начальную туристскую подготовку отведено 144 часа, из них на теорию – 49 часов и практику – 95 часов.
  • На базовую туристскую подготовку отведено 144 часа, из них на теорию – 59 часов и практику – 85 часов.
  • На специальную туристскую подготовку отведено 144 часа, из них на теорию – 52 часа и практику – 92 часа.

Цели программы

Создание социально-педагогических условий для гармоничного развития личности посредством использования возможностей спортивного туризма.

 

Цель достигается последовательным решением ряда образовательных и воспитательных развивающих задач:

  1. Создание на базе клуба детско-юношеского коллектива, способствующего гармоничному развитию личности.
  2. Развивая интересы и творческий потенциал каждой личности, ориентировать школьника на самостоятельный, осознанный выбор жизненного пути, созидательного поведения и труда, здорового образа жизни.
  3. Философско-мировоззренческая подготовка школьников, помощь в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений.
  4. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка; реализация их склонностей и способностей в сфере спортивного туризма и других взаимосвязанных с ним видов деятельности.
  5. Организация разнообразной творческой деятельности, активного досуга, способствующих самореализации личности обучаемых, совершенствование практического мышления.
  6. Обучение детей укреплению здоровья и совершенствованию физического развития, способам и методам оздоровления и закаливания средствами природной среды.
  7. Формирование знаний, умений, навыков в области спортивного туризма.
  8. Обучение приемам оказания медицинской помощи себе и окружающим при различных несчастных случаях, природных и техногенных катастрофах.
  9. Воспитание этических норм поведения.
  10. Формирование умения безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно.
  11. Развитие навыков по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми.
  12. Воспитание любви к родному краю.
  13. Формирование основ экологического мышления.
  14. Физическое совершенствование обучающихся.
  15. Выполнение обучаемыми спортивных нормативов по спортивному туризму и туристскому многоборью, получение ими спортивных разрядов.

Результат программы

В результате реализации курса начальной туристской подготовки обучающиеся приобретут начальный уровень туристской подготовки и приобретут:

  • знания о туризме как виде спорта;
  • знания о видах туризма, включенных в ЕВСКТМ (единую Всероссийскую спортивную классификацию маршрутов);
  • знания о классификации сложности туристских маршрутов;
  • знание Кодекса путешественника;
  • знания о правилах охраны окружающей среды;
  • знания правил составления технических и краеведческих отчетов, докладов, сообщений;
  • знания правил работы туристской группы;
  • знания основных требований к туристскому снаряжению;
  • знания о правилах питания в туристском походе;
  • знания о картографии;
  • знания о правилах метеонаблюдений и способах прогнозирования погоды;
  • знание основных принципов здорового образа жизни и правил использования в лечении заболеваний лекарственных растений;
  • умение изготавливать и ремонтировать личное туристское снаряжение;
  • умение организовать туристский бивуак;
  • умение ориентироваться на местности;
  • умение прогнозировать погоду по метеопризнакам и народным приметам;
  • умение оказывать первую доврачебную помощь при несложных травмах и заболеваниях, умение транспортировать пострадавшего;
  • умение выполнять технические приёмы необходимые для прохождения дистанции 1 и 2 класса на соревнованиях по туристскому многоборью ТМ;
  • умение преодолевать естественные препятствия I категории сложности;
  • умение обеспечивать безопасность на тренировках, во время походов выходного дня (ПВД) и спортивно-тренировочных походов;
  • необходимы в походе уровень физической подготовки.

Личностным результатом освоения курса станет присвоение обучающимся звания «Юный турист России» и «Турист России». При выполнении соответствующих разрядных нормативов присвоение I юношеского, II юношеского, III юношеского, III взрослого разрядов по спортивным походам (СП) и по туристскому многоборью ТМ.

 

По окончании учебного курса базовой туристской подготовки обучающиеся приобретут базовый уровень туристской подготовки и приобретут:

  • знания о туристских возможностях НСО;
  • знание туристских разрядных нормативов по ТМ и СП;
  • знания правил судейства на соревнованиях по ТМ;
  • знание законов об охране природы;
  • знания правил организации походов выходного дня;
  • знания правил работы с походной документацией;
  • знание правил безопасной жизнедеятельности в условиях дикой природы;
  • знания об особенностях транспортировки пострадавшего похода в спортивном походе;
  • умение работать в туристской группе;
  • умение бережно относится к среде обитания;
  • умение составлять технические, краеведческие и иные отчеты, доклады, сообщения;
  • умение составления раскладки продуктов и меню для ПВД;
  • умение комплектовать и ремонтировать групповое и специальное туристское снаряжение;
  • умение ориентироваться на местности по различным топографическим материалам;
  • умение прогнозировать погоду в пеших, горных и лыжных походах;
  • умение обеспечивать безопасность в условиях дикой природы;
  • умение проводить приёмы сердечно-сосудистой реанимации;
  • умение выполнять технические приёмы необходимые для прохождения дистанции 1, 2 и 3 класса на соревнованиях по ТМ;
  • умение преодолевать естественные препятствия II категории сложности;
  • приобретение необходимого уровня физической подготовки.

Личностным результатом освоения курса станет выполнение или подтверждение обучающимися III спортивного разряда по спортивным походам (СП) и при выполнении соответствующих разрядных нормативов III и II по туристскому многоборью ТМ.

 

По окончании учебного курса специальной туристской подготовке обучающиеся приобретут специальный уровень туристской подготовки и приобретут:

  • знания о туристских возможностях различных регионов России;
  • знание правил организации, проведения и подведения итогов соревнований по туристскому многоборью ТМ;
  • знания правил организации и проведения спортивно-тренировочных туристских походов;
  • знание особенностей ориентирования в горной местности;
  • знание правил пользования примусом и газовой горелкой;
  • знание методики индивидуального выживания в экстремальных условиях;
  • знания об организации и проведении поисково-спасательных работ;
  • знание о нетрадиционных методах оказания первой доврачебной помощи;
  • умение работать с ЕВСКТМ;
  • умение работать в судейской коллегии на соревнованиях по ТМ;
  • умение планировать и организовывать походы выходного дня;
  • умение работать с походной документацией;
  • умение организовывать питание в туристском походе;
  • умение ремонтировать, изготавливать и выбирать туристское снаряжение в зависимости от характера маршрута;
  • умение ориентироваться на местности без карты и компаса;
  • умение организовывать бивуак в безлесной зоне и в экстремальных условиях;
  • умение выполнять технические приёмы необходимые для прохождения дистанции 2, 3 и 4 класса на соревнованиях по ТМ;
  • умение преодолевать естественные препятствия, встречающиеся на туристских маршрутах до III категории сложности;
  • умение обеспечивать безопасность на тренировках и во время категорийных спортивно-тренировочных походов;
  • умение транспортировать пострадавшего в категорийном походе;
  • приобретение необходимого уровня физической подготовки.

Личностным результатом освоения курса станет подтверждение обучающимися III спортивного разряда по спортивным походам (СП); при выполнении соответствующих разрядных нормативов присвоение спортивных разрядов: II спортивного разряда по СП и ТМ и I спортивного разряда по ТМ.

 

Все разряды и звания присваиваются Новосибирским отделением туристско-спортивного союза России на основании документов, предоставляемых после выполнения туристских спортивно-тренировочных походов и по результатам соревнований по ТМ.

Особые условия проведения

Теоретические и практические занятия проводятся в клубе туристов гимназии № 1 и в Новосибирском городском клубе туристов. Занятия по общей физической подготовке проводятся на базе спортивного комплекса МБОУ «Гимназия № 1» и в парках культуры и отдыха.

Тренировки, соревнования, и походы выходного дня проводятся в окрестностях г. Новосибирска по выходным дням. Спортивно-тренировочные походы проводятся в дни школьных каникул.

 

Контроль знаний, умений и навыков, уровня физической подготовки обучающихся проводится в три этапа:

На первом этапе проводятся зачеты по специальной и общей физической подготовке, которые позволяют оценить степень формирования основных знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательными программами.

 

На втором этапе оценивается уровень овладения умениями по практическому применению полученных в ходе обучения знаний, умений и навыков посредством участия в соревнованиях по туристскому многоборью.

Спортсмены из групп 1-ого года обучения соревнуются на дистанциях 1 и 2 класса, из групп 2-ого года обучения на дистанциях 1, 2 и 3 класса, из групп 3-ого года обучения на дистанциях 2, 3 и 4 класса.

 

На третьем этапе проводятся спортивно-тренировочные туристские походы, в которых оценка эффективности и качества деятельности спортсменов производится в реальных условиях, позволяющих с максимальной степенью достоверности оценить выполнение всех образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Материально-техническая база

  1. Помещение для проведения теоретических занятий.
  2. Помещение для хранения и ремонта снаряжения.
  3. Палатка «Зима» - 2 шт.
  4. Тент для палатки - 2 шт.
  5. Палатка 3-4-х. местная - 1 шт.
  6. Полиэтилен - 30 метров/год.
  7. Веревка основная (10 мм.) - 100 метров/год.
  8. Веревка вспомогательная (6 мм.) - 10 метров/год.
  9. Карабин - 30 шт.
  10. БСУ - 6 шт.
  11. Ручной самохват - 6 шт.
  12. Каска - 6 шт.
  13. «Кошки» - 1 комплект.
  14. Ледовый молоток - 1 шт.
  15. Ледоруб - 2 шт.
  16. Ледовый якорь - 1 комплект.
  17. Ледовые крючья - 10 шт.
  18. Скальный молоток - 1 шт.
  19. Скальные крючья - 1 комплект.
  20. Комплект закладных элементов - 1 шт.
  21. Примус - 1 шт.
  22. Газовая горелка - 1 шт.
  23. Газовые баллоны -1 шт.
  24. Канистра для бензина - 1 шт.
  25. Стеклоткань - 1 м2.
  26. Лавинная лопата - 1 шт.
  27. Лавинный зонд - 1 шт.
  28. Индивидуальная страховочная система - 3 шт.
  29. Лыжи туристские - 2 шт.
  30. Спальник - 1 шт.
  31. Коврик - 3 шт.
  32. Рюкзак - 6 шт.
  33. Котлы - 4 шт.
  34. Топор - 3 шт.
  35. Пила - 2 шт.
  36. Тросик костровой - 2 шт.
  37. Костровая сетка - 1 шт.
  38. Кухонное имущество - 2 комплекта.
  39. Верхонки - 2 пары
  40. Компас - 1 шт.
  41. Фотоаппарат - 1 шт.
  42. Аптечка - 1 шт.
  43. Ремонтный набор - 2 шт.
  44. Специализированная литература.
  45. Географические карты районов путешествий.