Программа «Школа юного биолога»

Актуальность программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на развитие творческих способностей, мышления, коммуникативных навыков.

 

Отличительная особенность программы в использовании интегрированного подхода. Он предполагает взаимосвязь в использовании исследовательской, театральной, изобразительной деятельности, музыки, игры, физической культуры, таким образом, осуществляется экологизация различных видов деятельности ребенка. Значительное место отведено самостоятельной работе обучающихся: составление фотоальбомов и видеоматериалов о природе, ведение дневника наблюдений за явлениями природы, изготовления поделок из природного материала.

 

Преимуществом программы является подбор тем, связанных с краеведением. В содержании бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного села и области, это дает возможность детям лучше понять местные и региональные экологические проблемы, больше узнать о достижениях в области биологии Новосибирских ученых.

 

Практическая значимость программы в следующем:

1) программа помогает постичь основы краеведения, прививает любовь к родному краю;

2) обучающиеся учатся проводить исследования, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими;

3)  у обучающихся есть возможность более глубоко познакомиться с предметом, понять всю его привлекательность и значимость, а значит, посвятить себя в будущем именно биологии.

Педагоги

Шуршева Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, стаж работы 19 лет. Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Конструирование уроков биологии в условиях реализации ФГОС» (72 ч.), 2019 год.

 

Награждена почетной грамотой управления образования администрации Северного района за эффективную работу по воспитанию бережного и внимательного отношения к природе у обучающихся (2008),

 

Благодарностью Совета депутатов Северного района Новосибирской области за добросовестный труд и творческий подход в обучении и воспитании подрастающего поколения (2014г),

 

Благодарностью Главы Северного района Новосибирской области за достойное воспитание детей, участие в общественной жизни школы. (2015),

 

Благодарностью Главы Северного района Новосибирской области за особые заслуги в профессиональной деятельности, творческое отношение к обучению и воспитанию подрастающего поколения (2017).

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, перерыв -   15 мин. 

Содержание программы

Вводное занятие (2 ч.)

 

Тема 1. Биологическая лаборатория.

 

Раздел: Занимательная биология (30 ч.)

 

Тема 2. Уголок "Биология для любознательных"

Тема 3. Виртуальное путешествие "В стране динозавров"

Тема 4. Викторина "Птичьи разговоры"

Тема 5. Оформление коллажа "Братья наши меньшие"

Тема 6. Конкурс "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Тема 7. Экологический турнир "В содружестве с природой"

Тема 8. Устный журнал "По страницам Красной книги"

Тема 9. Биологическое лото "В мире флоры и фауны"

Тема 10. Час ребусов

Тема 11. Осенний пейзаж (экскурсия)

Тема 12. Изготовление картин "Осень золотая"

Тема 13. Конкурс рассказов "Один день из жизни зверя зимой"

Тема 14. Агитбригада "Мы в ответе за Землю, на которой живем"

Тема 15. Осторожно – опасность в лесу!

Тема 16. Полезные поделки из ненужных вещей.

 

Раздел 2: Экспериментальная биология (32 ч.)

 

Тема 17. Биологические фокусы

Тема 18. "Занимательные опыты с молоком"

Тема 19. Выращивание растений на растворах солей

Тема 20. "Определение степени загрязненности воздуха"

Тема 21. Выращивание чайного гриба

Тема 22. Приготовление фитонапитков

Тема 23. Создание настольной игры "Мир животных«

Тема 24. Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, спортивный зал).

Тема 25. Операция «Следы на снегу» (экскурсия)

Тема 26. Работа над картотекой "Следы животных"

Тема 27. Акция "Контрольная закупка".

Тема 28. Анализ подлинности пищевых продуктов.

Тема 29. Определение крахмала в пищевых продуктах

Тема 30. Выращивание плесени и изучение условий ее существования

Тема 31. Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени

Тема 32. Способы борьбы с плесенью.

 

Раздел 3: Познай себя (биология человека) (8 ч.)

 

Тема 33. Как создать модель клеток крови своими руками?

Тема 34. Оказание первой медицинской помощи

Тема 35. Мода на диеты или как правильно питаться

Тема 36. Подведение итогов

Цели программы

Цель программы: способствовать формированию информационных и коммуникационных компетенций у детей в области биологии и экологии на основе исследовательской деятельности.

 

Задачи:

 

Личностные:

 

· способствовать воспитанию у детей любви к природе; чувства доброты и сострадания;

· способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

· способствовать воспитанию активной жизненной позиции;

· способствовать укреплению здоровья обучающихся.

 

Метапредметные:

 

· способствовать развитию познавательного интереса;

· способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, речи;

· способствовать развитию творческих способностей;

· формировать у детей умение анализировать, проектировать, практиковать;

· способствовать развитию коммуникабельности;

· способствовать развитию навыков самостоятельной работы;

· способствовать развитию навыка публичных выступлений при защите творческих проектов.

 

Образовательные:

 

· сформировать у обучающихся представление о разнообразии живой и неживой природы;

· познакомить с редкими и исчезающими видами животных и растений;

· сформировать умения и навыки наблюдений за природными объектами;

· научить работать с лабораторным оборудованием и ставить опыты;

· сформировать умения и навыки по выращиванию комнатных растений, безопасному применению химических веществ в быту, уходу за животными;

· сформировать представление о народных традициях и природных богатствах родного края;

· научить ориентироваться в природе, учитывая взаимосвязи живых организмов и компонентов неживой природы;

· научить собирать коллекционный материал;

· сформировать умение оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения экологической целесообразности.

Результат программы

По окончании обучения по программе у обучающихся будут достигнуты результаты:

 

Личностные:

 

будут воспитаны:

 

- любовь к природе;

- чувство доброты и сострадания;

 

сформировано:

 

- ответственное и бережное отношение к окружающей среде;

- активная жизненная позиция;

– стремление вести здоровый образ жизни.

 

 

Метапредметные:

 

развитие:

 

– познавательного интереса; памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, речи;

- творческих способностей;

- коммуникабельности;

- навыков самостоятельной работы;

- навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;

- умение анализировать, проектировать, практиковать;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической целесообразности.

 

 

Предметные:

 

будут иметь представление:

 

- о разнообразии живой и неживой природы;

- о народных традициях и природных богатствах родного края;

- о флоре и фауне Новосибирской области;

 

будут знать:

 

- основные методы экологических исследований;

- редкие и исчезающие виды растений и животных;

- правила поведения в природе;

- основы экологической безопасности;

 

будут уметь:

 

- работать с лабораторным оборудованием и выполнять опыты;

- проводить наблюдения объектов и явлений природы по предложенному плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов;

- выращивать растения;

- использовать приобретенные знания, умения и навыки для безопасного применения химических веществ в быту;

- ухаживать за животными; ориентироваться в природе, учитывая взаимосвязи живых организмов и компонентов неживой природы;

- собирать коллекционный материал.

Особые условия проведения

Данная программа разработана для учащихся 11-15 лет, желающих получить знания в области биоэкологии, без ограничений – независимо от уровня способностей в области биологии. Набор на обучение свободный, по желанию обучающихся.

Материально-техническая база

Для проведения занятий необходим учебный кабинет, оснащенный системами водоснабжения, вентиляции.

 

Мебель кабинета:

 

Учебные столы – 7.

Стол педагога – 1.

Стол демонстрационный – 1.

Стулья – 15.

Шкафы лабораторные – 3.

Вытяжной шкаф – 1.

Сейф для хранения реактивов – 1.

Стенд информационный – 1.

Стенд выставочный – 2.

Шкаф-витрина – 1.

 

Информационное оборудование:

 

Компьютер – 1.

Проектор – 1.

Интерактивная доска – 1.

 

Лабораторная посуда и оборудование с указанием количества:

 

Весы учебные, разновесы – 2.

Воронка делительная цилиндрическая на 50 мл – 4.

Воронка стеклянная – 4.

Индикаторные трубки для определения углекислого газа – 2.

Калькулятор – 2.

Колба коническая на 50 мл – 4.

Колбы на 500 мл с пробками – 4.

Ложка для сжигания веществ – 4.

Микроскоп – 1.

Палочка стеклянная – 8.

Пинцет – 8.

Пипетка-капельница полимерная на 1 мл и 3 мл – 8.

Пресс для сбора и сушки гербария – 2.

Пробирки – 5.

Секундомер – 1.

Склянка с меткой 2,5 мл – 1.

Химический стакан на 250 мл – 2.

Химический стакан на 100 мл – 2.

Химический стакан на 50 мл – 2.

Цилиндр мерный – 5.

Чашки Петри с крышками и стерильными питательными средами –16.

Штатив для пробирок – 3.

Штатив лабораторный – 2.

Щипцы лабораторные тигельные – 8.

 

Реактивы:

 

Агар-агар или желатин – 4 уп.

Активированный уголь –10 уп.

Индикатор универсальный –10 шт. Калиевая соль – 100 г.

Клей БФ – 2 фл.

Клей ПВА – 10 фл.

Крем для рук – 1 тюб.

Медный купорос – 100 г.

Мыло жидкое – 1 фл.

Набор эфирных масел – 2 шт.

Натриевая соль – 200 г Натрия тетраборат – 15

Нашатырный спирт – 2 фл.

Перекись водорода – 4 фл.

Перманганат калия – 4 фл.

Силикат натрия – 500 г.

Сода – 4 уп.

Уксус – 1 фл.

Фильтр бумажный – 8 уп. Этиловый спирт – 100 мл.

 

Канцелярские принадлежности и расходные материалы:

 

Алюминиевая фольга – 1 уп.

Булавки –1 уп.

Ватманы – 3.

Ватные палочки – 1 уп. Газеты (для гербария)

Гуашь – 4 уп.

Кнопки – 1 уп. Краски – 1 уп. Линейка – 8.

Перчатки полиэтиленовые – 4 уп. Рулетка – 1.

Салфетки бумажные – 4 уп.

Скотч – 1.

Скрепки – 1 уп.

 

Информационное обеспечение:

 

1. Биология 5-7кл. Дидактический и раздаточный материал. (CD-диск) изд. Учитель

2. А. Брем. Жизнь животных (DVD-box)

3. Занимательная Биология CD-Диск

4. Интерактивные творческие задания. Биология 7–9 класс (Jewel)

5. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Влияние человека на природу. (CD-диск) изд. "Просвещение-МЕДИА".

Стоимость

Обучение бесплатное.