Программа «Обучение дошкольников игре в шахматы»*

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

В основе образовательного процесса по реализации данной программы лежит здоровьесберегающая образовательная технология – «Технология развития способности действовать „в уме“ с использованием шахматного материала» или «Шахматно-задачная технология И.Г.Сухина», нацеленная на решение одной из фундаментальных проблем системы образования – развитие у дошкольников способности действовать "в уме".

 Ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы развивает личностные качества: получает знания, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, обогащаются мыслительные процессы.

 Шахматы-игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.

 Программа направлена на массовое привлечение детей к занятиям шахматами, а также на выявление одарённых детей.

Педагоги

1. Авдеева Галина Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: НГПУ, социальный педагог.

Педагогический стаж: 25 лет.

Курсы повышения квалификации: 2018 год, «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровня, являются активными участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

2. Власова Виктория Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: БЭМТ, техник-технолог.

Педагогический стаж: 22 года.

Профессиональная переподготовка:2018 год, Профессиональная переподготовка по программе «Педагогическое образование: педагогика дополнительного образования», отделение дополнительного образования Общества с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций», СПб, 256 часов.

- Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования (шахматы) по направлению «Педагогика дополнительного образования», Институт дополнительного профессионального образования факультета бизнеса НГТУ, 305 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровня, этапов детского Кубка России, в т.ч. Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

3. Гаврилов Алексей Павлович, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: НГПУ (5-й курс). Педагогический стаж: 2 года.

Курсы повышения квалификации: 2019 год, Всероссийский семинар судей по виду спорта «Шахматы» по теме «Организация и судейство соревнований по шахматам», 15 часов.

Учащиеся активно участвуют в соревнованиях муниципального и областного уровня.

4. Изотов Владимир Николаевич, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: НЭТИ, инженер-электрик.

Педагогический стаж: 2 года.

2019 год: курсы повышения квалификации «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования», 108 часов.

Всероссийский семинар судей по виду спорта «Шахматы» по теме «Организация и судейство соревнований по шахматам», 15 часов.

2020 год: курсовая переподготовка по программе «Педагогическое образование» НИПКиПРО, 252 часа.

Учащиеся активно участвуют в соревнованиях муниципального и областного уровня.

5. Кагиров Равиль Габдулхабирович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: Львовский государственный институт физической культуры, преподаватель физического воспитания – тренер по шахматам.

Педагогический стаж: 28 лет.

Курсы повышения квалификации: 2018 год, «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровня, являются активными участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

6. Ветров Иван Владимирович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: НГПУ, учитель физической культуры и валеологии.

Педагогический стаж: 10 лет.

Курсы повышения квалификации: 2019 год, «Организация и методика занятий физической культурой и спортом обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», НИПКиПРО, 108 часов.

7. Перешеин Александр Алексеевич, педагог дополнительного образования, спортивный судья 2-й категории по шахматам.

Образование: Новосибирский сельскохозяйственный институт, ученый агроном по защите растений.

Педагогический стаж: 42 года.

Профессиональная переподготовка:2018 год: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования (шахматы) по направлению «Педагогика дополнительного образования», Институт дополнительного профессионального образования факультета бизнеса НГТУ, 305 часов.

Курсы повышения квалификации: 2018 год, «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и областного уровня.

8. Дедюков Сергей Павлович, педагог дополнительного образования.

Образование: Новосибирский гуманитарный институт, юриспруденция.

Педагогический стаж: 1 год.

2020 год: курсовая переподготовка по программе «Педагогическое образование» НИПКиПРО, 252 часа.

9. Ханин Владимир Моисеевич, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, кандидат физико-математических наук, спортивный судья 1 категории по шахматам.

Образование: НГУ, физика, математика.

2018 год: Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования (шахматы) по направлению «Педагогика дополнительного образования», Институт дополнительного профессионального образования факультета бизнеса НГТУ, 305 часов.

Педагогический стаж: 9 лет.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и регионального уровня, этапов детского Кубка России, в т.ч. Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

10. Удалев Александр Алексеевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: Бердский электро-механический техникум, техник-технолог.

Педагогический стаж: 23 года.

2018 год: курсы повышения квалификации: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов дополнительного образования с учетом требования профессионального стандарта», НИПКиПРО, 108 часов.

2020 год: курсовая переподготовка по программе «Педагогическое образование» НИПКиПРО, 252 часа.

Учащиеся занимают призовые места в соревнованиях муниципального и областного уровня, являются участниками Международного шахматного фестиваля «Маэстро» – Этапа Кубка России.

 

Содержание программы

I год обучения (108 часов)

1. Знакомство с шахматами. Шахматная доска.

2. Знакомство с фигурами. Главная фигура – король. Ходы, взятие, нападение.

3. Знакомство с фигурами. Ладья. Слон. Конь. Ходы, взятие, нападение взятие, нападение.

4. Знакомство с фигурами. Пешка. Превращение пешки. Ходы, взятие, нападение.

5. Расстановка фигур на доске.

6. Шах и защита от шаха.

7. Мат – цель партии.

8. Ценность фигур.

9. Практическая игра.

10. Решение шахматных заданий.

11. Шахматные викторины, сказки.

II год обучения (108 часов)

1. Рокировка.

2. Дебют-начало шахматной партии.

3. Взятие на проходе.

4. Нападение, защита, угроза, знакомство с тактическими приемами.

5. Элементарные маты: ферзем и королем.

6. Элементарные маты: ладьей и королем.

7. Элементарные маты: линейный мат.

8. Мат в 1 ход (ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой).

9. Ничья, пат.

10. Активная игра. Понятия о жертве.

11. Практическая игра.

12. Решение шахматных задач.

13. Участие в соревнованиях.

Цели программы

Удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном развитии, а также в занятиях шахматным спортом.

Задачи.

1. обучающиеся

- развитие познавательного интереса к шахматам;

- приобретение основ знаний, умений и навыков игры шахматы;

2. развивающие

- развитие способности действовать в «уме» (развитие памяти, внимания, мышления, воображения);

- развитие общеучебных умений и навыков.

3. воспитательные

- формирование коммуникативных качеств: умение общаться, доброжелательность;

- формирование волевых качеств: решительность, самостоятельность, настойчивость, умение довести работу до конца;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Результат программы

По окончанию I года обучения учащиеся:

должны знать:

• шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

• правила хода, взятие каждой фигуры.

должны уметь:

• ориентироваться на шахматной доске;

• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

• правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

• правильно располагать фигуры перед игрой;

• перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

• решать простые шахматные задачи.

По окончанию II года обучения учащиеся:

должны знать:

• обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

• ценность шахматных фигур.

должны уметь:

• записывать шахматную партию;

• матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

• проводить элементарные комбинации.

Особые условия проведения

Программа адресована мальчикам и девочкам дошкольного возраста, не умеющим играть в шахматы, или имеющим малые знания и умения в шахматах.

Программа реализуется в дошкольных образовательных учреждениях города Бердска: ДОУ № 1 «Сибирячок», ДОУ № 2 «Дельфин», ДОУ № 7 «Семицветик», ДОУ № 9 «Теремок», ДОУ № 12 «Красная шапочка», ДОУ № 16 «Белочка», ДОУ № 19 «Шустрик», ДОУ № 21 "Искорка", ДОУ № 24 «Пчелка», ДОУ № 27 «Родничок», ДОУ № 28 "Родничок".

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет (хорошо освещенный и проветриваемый).

2. Мебель: столы и стулья должны соответствовать возрасту ребенка и свободно передвигаться при необходимости, шкаф для хранения шахматного инвентаря, методической литературы.

3. Оборудование и спортивный инвентарь:

- шахматы (комплект шахматной доски и фигур) – 1комплект на 2 детей;

- шахматные часы – 1шт. на 2 детей;

- шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур – 1 шт.

- ноутбук;

- телевизор. 

Информационное обеспечение

1. Шахматные компьютерные программы: «Шахматы для детей», «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Большое шахматное путешествие – 2», «Энциклопедия дебютных ошибок», «Шахматные комбинации», «Шахматная тактика для начинающих», "Шахматные дебюты".

2. Демонстрационные материалы: фотографии известных шахматистов, чемпионов мира по шахматам, мультимедийные презентации.

3. Видеоматериалы: фильмы, видео-экскурсии.

4. Дидактические материалы:

- шаблоны – 15 шт.;

- подборка дидактических заданий и игр;

- информация о жизни и особенностях деятельности известных шахматистов;

- шахматные диаграммы, этюды.

5. Литература (стихи, сказки и т.п.);

6. Интернет – ресурсы (учебно-методическая литература, онлайн-уроки и т.п.).