Программа «Лесная школа»

Туризм является эффективным средством расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей и подростков. В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности, приходить на выручку и работать в команде. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплинированность, ответственность и настойчивость в достижении поставленной цели.

 

Настоящая образовательная программа является программой деятельности детского туристического клуба «Лесная школа», действующего на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» с 2004 года.

 

Ведущие идеи дополнительной образовательной программы «Лесная школа»:

  • дополнительное образование туристско-краеведческой направленности является эффективным средством социализации детей и подростков;
  • освоение навыков туризма способствует развитию социальной активности школьников.

 

Туристско-краеведческая деятельность в системе дополнительного образования является эффективным способом в разрешении возрастных проблем личности ребёнка, так как занятия туризмом способны удовлетворить «жажду» приключений, направить творческую энергию воспитанника на созидание и личностное развитие.

Педагоги

Ершов Михаил Сергеевич, руководитель туристского клуба «Лесная школа», педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, педагогический стаж – 7 лет;

 

Ершова Елена Владимировна, руководитель туристского клуба «Лесная школа», педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, педагогический стаж – 17 лет.

Содержание программы

Настоящая программа рассчитана на 5 лет обучения, но в случае необходимости обучение может быть продолжено на более длительный срок. Учебный период составляет 36 учебных недель в течение года.

 

Первый год обучения – школа начальной подготовки «Краевед-любитель» (начальная туристско-краеведческая подготовка): теория (44 часа) и практика (100 часов). Итого: 144 часа.


Второй год обучения – школа начальной подготовки «Турист – любитель» (базовая туристско-краеведческая подготовка): теория (66 часов) и практика (150 часов). Итого: 216 часов.


Третий год обучения – школа мастера «Турист –мастер» (специальная туристическая подготовка): теория (88 часов) и практика (200 часов). Итого: 288 часов.


Четвертый год обучения – школа мастера «Турист – мастер» (специальная туристическая подготовка): теория (90 часов) и практика (234 часа). Итого 324 часа.


Пятый год обучения – школа мастера «Турист – мастер» (специальная туристическая подготовка): теория (90 часов) и практика (234 часа). Итого 324 часа.

 

В первый год обучения занятия проходят 4 часа в неделю, что составляет 144 час за учебный год.

Во второй год обучения занятия проходят 6 часов в неделю, что составляет 216 часов за год.

В третий год обучения занятия проходят по 8 часов в неделю, что составляет 288 часов в год.

Для учащихся 4-го и 5-го года обучения занятия проходят 9 часов в неделю, что составляет 324 часа в год.

В летний период осуществляются походы, не входящие в учебно-тематическое планирование (вне рамок программы).

Цели программы

Оптимизация процесса социализации школьников посредством вовлечения в активную туристско-краеведческую деятельность.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих педагогических задач:

  1. обеспечить освоение обучающимися знаний и умений (сформировать компетенции) в сфере туристско-краеведческого творчества;
  2. способствовать развитию творческих способностей обучающихся в условиях детского туристического клуба;
  3. вовлечь членов детского туристического клуба в активную учебную деятельность по познанию природы родного края;
  4. способствовать формированию бережного отношения к природе родного края;
  5. сформировать компетенции по ведению здорового образа жизни.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правила поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам;
  • правила обращения с огнем;
  • правила обращения с опасными инструментами;
  • правила общения с незнакомыми людьми; основные правила гигиены в походных условиях;
  • способы ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
  • нормы отношения к природе, к памятникам истории и культуры;
  • способы защиты природы;
  • историю и культуру родного края;
  • основы организации коллективной творческой деятельности.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут иметь:

  • навыки самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими членами клуба (и не только);
  • опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыт волонтерской (добровольческой) деятельности).

 

У обучающихся будут развито ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному отечеству, его истории и народу, к труду и другим людям.

Особые условия проведения

Важным условием эффективности организации деятельности туристического клуба является максимальная индивидуализация процесса обучения. Практика показала, что наиболее оптимальное наполнение группы, позволяющее максимально реализовывать индивидуальный подход – 10 человек. 

 

Функцией педагога фактически является помощь в проектировании собственной образовательной траектории каждому члену клуба. Индивидуальная образовательная траектория обеспечивается за счет:

  • индивидуализации творческих заданий, адекватно способностям каждого;
  • выполнения учебных заданий небольшими творческими группами (до 10-ти человек);
  • поддержания постоянной обратной связи с обучающимися.

 

Одним из источников активности развивающейся личности выступает эмоциональная сфера (эмоции и чувства). От эмоций, которые чаще всего испытывает ребенок, зависит успешность его взаимодействия с другими людьми, а значит, – успешность его социального развития. 

 

Благоприятные условия для развития эмоциональной сферы личности школьника создаются в том числе и системой дополнительного образования. Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает краеведческая направленность дополнительного образования детей. Через эмоциональную включенность в мир природы родного края на занятиях в туристическом клубе школьники учатся сопереживать, сотрудничать с другими людьми, проявлять активную гражданскую позицию. 

 

Для развития эмоциональной сферы обучающихся туристического клуба «Лесная школа», как условия успешности их социализации, реализуются такие организационные и дидактические условия как:

  • использование активных форм и методов дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности;
  • подбор и создание во время занятий личностно значимых учебных ситуаций.

 

Система дополнительного образования детей ориентирована на практическую деятельность в большей степени, чем общее образование. Важно, чтобы те знания, которые школьники получают на уроках биологии, географии, физики, находили свое применение в какой-либо практической деятельности. 

 

Туристско-краеведческая тематика занятий сама по себе определяет преобладание «практики» над «теорией» в содержании программы. Такой подход к построению содержания настоящей программы создает условия реализации компетентностного подхода. Компетенции понимаются как совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт работы. 

 

Подобное понимание подразумевает, что формирование компетенций у школьников происходит в тех случаях, когда они занимаются активной самостоятельной деятельностью определенной тематики, в частности, туристической и краеведческой. Поэтому, программа деятельности туристического клуба содержит часов, отведенных на практические занятия¸ существенно больше, чем часов освоения теоретических знаний

Материально-техническая база

Для реализации программы необходимо наличие:

  • отдельного помещения (класса с посадочными местами и столами), соответствующего требованиям САНПиН. Большинство занятий проводятся в помещении краеведческого музея ДТД УМ «Юниор» общей площадью 64 м2, с посадочными местами для 15-ти человек;
  • тренировочного и туристического оборудования для проведения практических занятий. Каждый обучающийся имеет необходимое личное снаряжение, как для выполнения практических заданий, так и для участия в туристических походах;
  • компьютерной техники для работы с электронными учебными пособиями, оформления и презентации результатов исследования, а также для работы в сети Интернет. Во время занятий используется персональный компьютер (на базе процессора Pentium 4), мультимедийный пректор, интерактивная доска Smart, акустическая система. Кроме того, имеется доступ к интернет-ресурсам.