Программа «Весёлые нотки»

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.

 

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей "Весёлые нотки«.

 

Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Весёлые нотки»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Педагоги

Терехова Татьяна Викторовна - педагог высшей квалификационной категории по музыке.

Содержание программы

Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности.

 

Младшая группа – первый год обучения – это дети 7- 9 лет, средняя группа – второй год обучения – дети 10–13 лет, старшая группа – 14–17 лет.

 

Основные содержательные линии:

- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокаль­но-хоровых знаний;

- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной дея­тельности.

 

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получается по­следовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Группа занимается 1 раз в неделю по 1-1,5 часу. Всего в году – 33, 34 занятия. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистич­ность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

Цели программы

Цель программы:

 

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

 

Задачи программы:

 

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, твор­ческого воображения, певческого голоса; приобщение к музы­кальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

- освоение образцов национальной и зарубежной классиче­ской и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, му­зыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве во­кала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жан­ровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечествен­ных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воз­действия звуков музыки на чувства, настроение человека, опре­деление компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в раз­личных видах музыкально-творческой деятельности: в слуша­нии музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную за­пись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкально­му искусству своего народа и других народов мира; музыкаль­ного вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразо­вании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слуша­тельской и исполнительской культуры учащихся.

Результат программы

Предметные результаты:

 

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь "мягко, нежно, легко";

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- познакомиться с народным творчеством, вокальной музы­кой русских и зарубежных композиторов;

 

Уметь:

 

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое кра­сивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговари­вая слова песни;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;

- к концу года показывать результат элементов двухголосия.

 

Личностные результаты:

 

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духов­ными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его цело­стности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и пози­тивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, пони­мание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других на­родов.

 

 Метапредметные результаты:

 

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятель­ности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешно­сти или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, рас­пределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Особые условия проведения

Программа реализуется для обучающихся МБОУ СОШ № 8.

Без ограничений.

Материально-техническая база

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (актовый зал, сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и "-".

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.