Программа «Деревообработка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обработка древесины» кружка «Деревообработка» имеет техническую направленность и предназначена для развития творческих способностей детей, креативного мышления, формирования разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

 

Ключевая педагогическая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка в работе с деревом и его самореализации, развитие у обучающихся интереса и активной творческой деятельности, объединение их в дружный творческий коллектив.

 

Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии техничехского творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других людей.

 

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.

 

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие технических умений и навыков, технического мышления обучающихся.

 

Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью кружка расширять и углублять сведения по работе с древесиной и картоном, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на занятиях.

Педагоги

Афанасьев Виктор Александрович, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

1 Год.

1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве технических изделий. (2 ч.).
2. Основы материаловедения. (2 ч.).
3. Материалы, инструменты и приспособления. (4 ч.).
4. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. (2 ч.).
5. Технические приёмы выпиливания и точения. (6 ч.).
6. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. (1 ч.).
7. Работа над конструкцией изделия. (4 ч.).
8. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. (2 ч.).
9. Декорирование изделий выжиганием. (2 ч.).
10. Основы композиции. (1 ч.).
11. Подготовка заготовок к работе. (2 ч.).
12. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. (2 ч.).
13. Основные приёмы выжигания. (4 ч.).
14. Технология выполнения приёмов выжигания. (2 ч.).
15. Отделка изделия. (2 ч.).
16. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. (4 ч.).
17. Виды мозаики по дереву. (2 ч.).
18. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. (2 ч.).
19. Приемы выполнения мозаики. (4 ч.).
20. Орнамент. (2 ч.).
21. Сюжетный набор. (2 ч.).
22. Наклеивание мозаичного набора на основу. (4 ч.).
23. Отделка мозаичного набора. (2 ч.).
24. Выпиливание мозаики лобзиком. (4 ч.).
25. Изготовление набора из двух разделочных досок. (7 ч.).
26. Выставка детского творчества. (1 ч.).

Итого: 72 ч.

Цели программы

Цель программы: формирование технического мышления подростков, удовлетворение потребности в практической деятельности, формирование устойчивой мотивации к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов.

 

Задачи программы:

 

1. Обучающие:

 

  •  формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
  • научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания конструкторских изделий и предметов быта;
  • освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
  • изучить технологию работы лобзиком;
  • изучить технологию работы выжигателем;
  • научить работать различными инструментами, приспособлениями.

 

2. Развивающие:

 

  • развивать технические способности обучающихся;
  • развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающей природой;
  • развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
  • формировать творческую индивидуальность в различных направлениях технического творчества;
  • овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
  • сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
  • сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.

 

3. Воспитательные:

 

  • прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
  • пробуждать интерес к народному творчеству и к новым, современным направлениям технического творчества;
  • развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим;
  • развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности. 

Результат программы

К концу обучения обучающийся будет

 

Знать:

 

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

 

Уметь:

 

рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами.

 

иметь следующие знания, умения и навыки:

 

владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки.

 

У обучающихся будут сформированы следующие УУД:

 

Личностные:

 

· интерес к техническому творчеству;

· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов.

 

Регулятивные:

 

· умение планировать свои действия;

· умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

· умение адекватно воспринимать оценку педагога;

. познавательная инициатива;

· умение самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные:

 

· способность допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;

· умение формулировать собственное мнение и позицию;

· способность договариваться, приходить к общему решению;

· умение задавать вопросы по существу.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

 

· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

· владеть монологической и диалогической формой речи;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Познавательные:

 

· умение осуществлять поиск нужной информации для выполнения поставленной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. в пространстве Интернет. 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы:

 

1. Кабинет технологии.

2. Деревообрабатывающие станки.

3. Измерительные инструменты.

4. Ручные инструменты.

5. Электровыжигатели.