Программа «Основы театрального искусства»

Несомненно, что театральное творчество является синтезом искусств. Занятия по  программе "Основы театральной деятельности" дают возможность развивать у детей творческие и социальные навыки. 

 

В театральной студии развиваются не только творческие способности ребенка, но формируется уверенность в себе, чувство эмпатии, основы рефлексии и самооценивания, навыки самоорганизации. 

 

Участие обучающихся в творческих постановках является стимулом личностного роста, повышает их коммуникативную активность, расширяет кругозор. Занятия актерским мастерством – это путь не только к успеху на сцене, но и в жизни, уверенности в своих силах. 

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы театрального искусства» художественной направленности включает в себя изучение нескольких предметов: основы актерского мастерства, художественное слово, сценические движения, история искусств, танец и вокал.

Педагоги

Кальяк Людмила Ильинична – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории с многолетним педагогическим стажем работы. Имеет высшее педагогическое образование по специальности «социальная педагогика» и среднее профессиональное образование по специальности «режиссер».

 

Педагог умело использует в своей практике личностно-ориентированный подход, применяет современные педагогические технологии, что помогает добиваться высоких творческих результатов.

 

Воспитанники педагога являются лауреатами и призерами многочисленных конкурсов и фестивалей международного и всероссийского уровня: «Дорогою добра», «Наше время», «Кубок Бриллиантов», «Родники России», «Будущее начинается здесь».

 

Выпускники театральной студии часто продолжают обучение в детской школе искусств «Гармония», проникаясь ее творческим, музыкальным духом, выбирая новые образовательные программы.

Содержание программы

Учебный план рассчитан на 3 года и предусматривает реализацию комплекса учебных предметов:

  1. учебные предметы художественно-творческой подготовки (основы актерского мастерства, художественное слово, сценическое движение);
  2. учебные предметы историко-теоретической подготовки (беседы об искусстве);
  3. учебные предметы по выбору (танец, вокальный ансамбль).

 

Учебный план первого года обучения – 8 часов в неделю:

  1. основы актерского мастерства - 2 часа в неделю;
  2. художественное слово - 2 часа в неделю;
  3. сценические движения - 2 часа в неделю;
  4. беседы об искусстве - 1 час в неделю;
  5. танец или вокальный ансамбль - 1 час в неделю.


Учебный план второго года обучения – 8 часов в неделю:

  1. основы актерского мастерства - 2 часа в неделю;
  2. художественное слово - 2 часа в неделю;
  3. сценические движения - 2 часа в неделю;
  4. беседы об искусстве - 1 час в неделю;
  5. танец- 1 час в неделю или вокальный ансамбль - 1 час в неделю

 

Учебный план третьего года обучения – 8 часов в неделю:

  1. основы актерского мастерства - 2 часа в неделю;
  2. художественное слово - 2 часа в неделю;
  3. сценические движения - 2 часа в неделю;
  4. беседы об искусстве - 1 час в неделю;
  5. танец- 1 час в неделю или вокальный ансамбль - 1 час в неделю.

 

Содержание предмета «Сценическое движение»:

  1. Работа над координацией движений.
  2. Элементы акробатики. Работа с предметом.
  3. Общая физическая подготовка.
  4. Движение и музыка.
  5. Пластика и дыхание.
  6. Органика и поиск собственных выразительных средств.
  7. Внутреннее движение.
  8. Тренаж физического аппарата.
  9. Особенности строения и движения человеческого тела.
  10. Организация движения во времени и пространстве.
  11. Жонглирование.
  12. Сочинение этюдов по разделам курса.

 

Содержание предмета «Основы актерского мастерства»:

  1. Упражнения на развитие сценического внимания, на освобождение мышц, на развитие фантазии и воображения.
  2. Предлагаемые обстоятельства, логика действия, оправдание места действия.
  3. Упражнения на память физических действий, физическое самочувствие.
  4. Отношение к событию (оценка факта).
  5. Перемена отношения к партнеру.
  6. Действия для достижения поставленной цели.
  7. «Я» в предлагаемых обстоятельствах.
  8. Упражнения на взаимодействие с партнером.
  9. Этюды с импровизированным текстом.
  10. Наблюдения.
  11. Приспособление.
  12. Сверхзадача и сквозное действие.
  13. Работа актера над образом.
  14. Метод физических действий.
  15. Метод действенного анализа.
  16. Сквозное действие роли.
  17. Внешняя характерность.
  18. Психофизический жест.

 

Содержание предмета «Художественное слово»:

  1. Дыхательная гимнастика и движение.
  2. Развитие речевого голоса.
  3. Развитие силы звука.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Артикуляция гласных, согласных.
  6. Орфоэпия гласных и согласных.
  7. Гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц.
  8. Массаж и резонирование.
  9. Упражнения на развитие речевого голоса.
  10. Анализ художественных произведений.
  11. Орфоэпия гласных и согласных.
  12. Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках, стихотворной речи и прозе.
  13. Дыхательная гимнастика и движение.
  14. Развитие речевого голоса.
  15. Развитие силы звука.
  16. Анализ художественного произведения на примере короткого рассказа, эпического стихотворения, баллады.

 

Содержание предмета «Беседы об искусстве»:

  1. История происхождения театра из обряда.
  2. Древнегреческие мифы и культы.
  3. Обряды на Руси.
  4. Ярмарочный театр.
  5. Европейские и русские ярмарочные куклы.
  6. Искусство скоморохов.
  7. Происхождение и особенности различных видов театра.
  8. Мистерии и религиозные действа.
  9. Итальянские маски.
  10. Театр и его место в художественной культуре.
  11. Возникновение профессионального театра.
  12. Европейский театр XVIII-XX веков: основные тенденции.
  13. Основы сценографии костюма.
  14. Элементы сцены и декорации.
  15. Техника сцены.
  16. Особенности зрительского восприятия.

 

Содержание предмета «Танец»:

  1. Изучение основных танцевальных шагов и движений.
  2. Разведение по рисункам.
  3. Отработка танцевальных элементов и комбинаций.
  4. Работа над номером.
  5. Отработка танцевальных элементов.
  6. Работа над чувством ансамбля.

Цели программы

Реализация программы «Основы театрального искусства» способствует творческому, коммуникативному и личностному развитию ребенка, формированию эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями и произведениями искусства.

 

Цель программы - создание условий для развития значимых для образования, социализации и самореализации ребенка интеллектуальных и художетсвенно-творческих способностей, личностных и духовных качеств.

 

Обучающие задачи:

  • обучить воспитанников основам актёрского мастерства, сценической речи, пластической выразительности;
  • познакомить с историей театрального искусства;
  • помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.

 

Воспитательные задачи:

  • приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству;
  • воспитать эстетический вкус;
  • сформировать у детей нравственное отношение к окружающему миру;
  • сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

 

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление;
  • развивать речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику;
  • развивать творческие и организаторские способности;
  • активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

 

Принципы обучения:

  • наглядность – использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
  • активность и сознательность обучения – создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
  • сотрудничество – в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
  • организация процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
  • систематичность, последовательность – обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма;
  • индивидуализация – учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.

Результат программы

По итогам окончания программы «Основы театрального искусства» дети научатся основным приемам театрального мастерства. Театральная студия – это и путь к богатому эмоциональному и чувственному миру. 

 

Ребенок на занятиях актерского мастерства научится умению и потребности общаться «глаза в глаза», преодолевая желание отвести взгляд. Этот навык поможет ему в дальнейшем обрести уверенность в общении со взрослыми и сверстниками. 

 

Результаты освоения данной программы можно разделит на метапредметные, личностные, предметные.

 

Метапредметные результаты:

Обучение в театральной студии позволит ребенку научиться основам публичного выступления, что несомненно, поможет ему в школьном обучении и в жизни. Улучшится дикция, появятся навыки управления своим дыханием, голос обретет «опору» и «полетность». Появится умение работать с текстом, анализировать его, размышлять и рассматривать прочитанное под разными углами зрения. Ребенок познакомится с навыками критического мышления, научится грамотно доказывать свою точку зрения и проявлять свою творческую индивидуальность. 

 

Личностные результаты:

Освоение в свободной форме ведущей деятельности данного возраста – учебно-познавательной способствует развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка. У обучающихся постепенно развиваются такие качества, как выдержка, уверенность, настойчивость, самостоятельность. Формирование интереса к самостоятельному поиску и анализу информации, информационно-коммуникативных навыков. 

 

Предметные результаты  можно представить в виде комплекса приобретенных знаний, умений, навыков в области художественно-творческой подготовки:

  • знаний основ техники безопасности при нахождении на сценической площадке;
  • умений использовать выразительные средства речи и пластики для создания образа;
  • навыков овладения публичных выступлений.

В области историко-теоретической подготовки:

  • первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области театрального искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведениях в области театрального искусства;
  • знаний наиболее употребляемой театральной терминологии;
  • знаний основных средств выразительности театрального искусства.

Особые условия проведения

Трехлетний срок реализации данной программы позволяет перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, участвовать в различных творческих мероприятиях детской школы искусств. 

 

Общеразвивающие программы рассчитаны на тех детей, которые не ставят перед собой цель стать профессиональными музыкантами или актерами. 

 

В то же время при выявлении особой одаренности у ребенка в процессе обучения в ДШИ "Гармония" предусмотрен перевод с дополнительной общеразвивающей программы на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области искусств.

Материально-техническая база

Программа «Основы театрального искусства» обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

 

Реализация данной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает  официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

 

Материально-технические условия образовательного учреждения  обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной ДОП.

 

Материально-техническая база образовательного учреждения  соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

 

Для реализации ДОП минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;

- малый хореографический зал;

- библиотеку;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами, реквизитом и др.).

 

Учебные аудитории  имеют  звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий  имеют площадь не менее 6 кв. м.

 

В ДШИ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Видео