Программа «Мир вокруг нас»*

"Мир вокруг нас такой необъятный, такой интересный и часто занятный,

но мы торопимся, вечно спешим и, чтобы увидеть его, нет уж сил...

Если замедлить немного движенье и обернуться хотя бы на мгновенье...,

то нам откроется столько такого, что описать – не найти даже слова...

Там свой уклад и свои же законы, там всё красиво, совсем по-другому...".

 

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы – рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школьном возрасте выявить всех, кто интересуется различными областями естествознания, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести детей на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Всё это помогают осуществить занятия по программе "Мир вокруг нас".

 

Актуальность программы: острота современных экологических проблем выдвинула перед образовательными организациями задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе и охране природных богатств. Программа «Мир вокруг нас» направленна на воспитание экологической культуры младших школьников, так как этот возраст является одним из основных этапов формирования основ нравственно-экологической позиции личности. В процессе реализации программы формируется определенная система экологических ценностей, которые будут определять бережное отношение школьника к природе, будут побуждать его к рациональному природопользованию и к конкретным действиям по охране природы.

 

Новизна программы: важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала. На базе учебного кабинета создан мини – музей, включающий в себя экспонаты, привезённые прежними и нынешними учащимися объединения из краеведческих экспедиций по Новосибирской области, Сибирскому Федеральному округу, и которые активно используются на занятиях. Среди экспонатов: камни и минералы, кораллы, останки и фрагменты вымерших животных, отпечатки древних растений, коллекции насекомых, а так же исследовательские работы, выполненные в разные годы учащимися объединения. Для закрепления и углубления знаний учащихся по отдельным темам проводятся музейные уроки, которые имеют образовательную и просветительскую направленность. Музейные уроки – это уроки в Музее «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ «Юность» или в учебном кабинете, но с использованием переносных, мобильных, передвижных экспозиций, выставок Музея «Природа» (чучела животных, муляжи растений, грибов, животных, гнезда птиц, коллекции камней, минералов, семян, древесины, насекомых, пауков, вымерших животных и растений). Музейные уроки проводятся педагогом совместно с руководителем Музея «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ «Юность». При проведении музейных уроков используются интерактивные составляющие (мастер классы по определению растений и животных, работа в «мини лабораториях», создание творческого продукта по тематике экспозиции, проведение экскурсий самими учащимися, музейный квест, реставрация экспонатов).

Учащиеся по программе:

  • изучают объекты живой и неживой природы, находят ответы на множество вопросов об окружающем мире, делают свои первые научные открытия в области природы, ставят опыты и эксперименты, проводят простейшие исследования, выполняют проекты и исследовательские работы;
  • учатся работать с зоологическими коллекциями, с коллекциями камней и минералов, с гербариями;
  • учатся готовить доклады, сообщения, презентации, исследовательские работы и проекты;
  • учатся выступать перед зрителями с докладами и презентациями;
  • принимают участие в экологических, природоохранных и благотворительных акциях, выставках, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня;
  • посещают музеи города и области, мини зоопарк и теплицу-оранжерею МАОУ ДО ДООЦТ «Юность», Зоопарк в г. Новосибирске, Ботанический сад;
  • участвуют в экскурсиях и туристических поездках по родному краю;
  • в летнее время возможно участие в экспедициях, полевых школах, профильных сменах.

В рамках программы проводятся: экологические праздники, мастер классы, творческие мастерские, встречи с интересными людьми, фото кроссы, занятия на пришкольном участке, в мини-музее объединения оформляются экспозиции из собранных учащимися экспонатов.

Педагоги

Морозова Наталья Сергеевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагог увлекается:  ботаникой, зоологией, палеонтологией, минералогией, геологией, живописью, поэзией, декоративно-прикладным творчеством.

Педагогический стаж: 10 лет.

Уровень образования: Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова, преподаватель биологии и химии.

Повышение квалификации:

2014г: 11 Международная научно-практическая конференция, посвящённая 80-летию ФГБОУ ВПО "НГПУ";

2014г: Областной семинар "Совершенствование профессиональной компетенции руководителей музеев в современных условиях;

2016г: 12 Межрегиональная НПК по музейной педагогике и музееведению "Развитие музейной педагогики в образовательном пространстве НСО";

2016 год: Курсы: "Музей. Семья. Школа. Разработка и реализация авторских педагогических технологий";

2018 год: Курсы "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования".

2019 год: Областные курсы повышения квалификации по дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Инструментарий проектной деятельности педагога".

Педагог является Победителем и Призёром конкурсов разного уровня: 

  • Диплом Лауреата в III областном фестивале творчества педагогических коллективов образовательных организаций Новосибирской области "Призвание – 2016";
  • Диплом 2 степени в Региональном этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися;
  • Диплом 1 степени в Городском конкурсе проектных работ учащихся и педагогов "Учитель + Ученик«;
  • Диплом 2 степени в Региональном этапе Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.

 

Учащиеся педагога являются Победителями и Призёрами таких мероприятий, как: Городская научно-практическая конференция «Учение с увлечением – старт в науку»; Областная научно-практическая конференция эколого-биологической направленности «Юный биолог»; Сибирская межрегиональная конференция юннатов; Международной конференции исследовательских работ обучающихся учреждений дополнительного образования детей «Горизонты открытий», Открытый городской конкурс детско-юношеской журналистики «ЭТО НАШ КРАЙ», Регионального туристско-краеведческого проекта «Мой край – моя Сибирь», Регионального этапа Всероссийского конкурса «ОТЕЧЕСТВО», Регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, Форума юных исследователей в рамках площадки открытых коммуникаций OpenBio.

Расписание

1

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения (на 1 час в неделю):

1. Мир вокруг нас – 2 часа.
2. Осень в природе – 2 часа.
3. Тайны Земли – 9 часов.
4. Зима в природе – 4 часа.
5. Человек – часть природы – 6 часов.
6. Наш живой уголок – 2 часа.
7. Природа и здоровье – 3 часа.
8. Весна в природе – 4 часа.
9. Мы – исследователи – 3 часа.
10. Итоговое занятие – 1 час.

Учебно-тематический план первого года обучения (на 2 часа в неделю):

  1. Мир вокруг нас – 4 часа.
  2. Осень в природе – 9 часов.
  3. Тайны Земли – 13 часов.
  4. Зима в природе – 9 часов.
  5. Человек – часть природы – 8 часов.
  6. Наш живой уголок – 6 часов.
  7. Природа и здоровье – 6 часов.
  8. Весна в природе – 8 часов.
  9. Мы исследователи. Практические работы в природе, опыты и наблюдения за растениями и животными – 8 часов.
  10. Итоговое занятие – 1 час.

Учебно-тематический план второго года обучения (на 1 час в неделю):

1. Мир вокруг нас – 1 час.
2. Осень в природе – 6 часов.
3. Зима в природе – 7 часов.
4. Человек – часть природы – 4 часа.
5. Наш живой уголок – 3 часа.
6. Природа и здоровье – 3 часа.
7. Весна в природе – 4 часа.
8. Тайны Земли – 7 часов.
9. Итоговое занятие – 1 час.

Учебно-тематический план второго года обучения (на 2 часа в неделю):

1. Мир вокруг нас – 3 часа.
2. Осень в природе – 13 часов.
3. Зима в природе – 12 часов.
4. Человек – часть природы – 9 часов.
5. Наш живой уголок – 7 часов.
6. Природа и здоровье – 6 часов.
7. Весна в природе – 8 часов.
8. Тайны Земли – 13 часов.
9. Итоговое занятие – 1 час.

Учебно-тематический план второго года обучения (на 4 часа в неделю):

1. Мир вокруг нас – 6 часов.
2. Осень в природе – 26 часов.
3. Зима в природе – 24 часа.
4. Человек – часть природы – 18 часов.
5. Наш живой уголок –14 часов.
6. Природа и здоровье – 12 часов.
7. Весна в природе – 16 часов.
8. Тайны Земли – 26 часов.
9. Итоговое занятие – 2 часа.

Учебно-тематический план третьего года обучения (на 1 час в неделю):

1. Мир вокруг нас – 2 часа.
2. Осень в природе – 4 часа.
3. Зима в природе – 7 часов.
4. Человек – часть природы – 4 часа.
5. Кто живёт в воде, в реке, океане – 5 часов.
6. Природа и здоровье – 3 часа.
7. Весна в природе – 4 часа.
8. Тайны Земли – 6 часов.
9. Итоговое занятие – 1 час.

Учебно-тематический план третьего года обучения (на 1 час в неделю):

1. Мир вокруг нас – 4 часа.
2. Осень в природе – 8 часов.
3. Зима в природе – 14 часов.
4. Человек – часть природы – 8 часов.
5. Кто живёт в воде, в реке, океане – 10 часов.
6. Природа и здоровье – 6 часов.
7. Весна в природе – 8 часов.
8. Тайны Земли – 12 часов.
9. Итоговое занятие – 2 часа.

Учебно-тематический план третьего года обучения (на 4 часа в неделю):

1. Мир вокруг нас – 8 часов.
2. Осень в природе – 18 часов.
3. Зима в природе – 26 часов.
4. Человек – часть природы – 16 часов.
5. Кто живёт в воде, в реке, океане – 20 часов.
6. Природа и здоровье – 12 часов.
7. Весна в природе – 16 часов.
8. Тайны Земли – 26 часов.
9. Итоговое занятие – 2 часа.

Цели программы

Воспитание экологически грамотной, гуманной, творческой, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества, владеющей элементарными навыками экспериментирования и проектирования.

 

Задачи:

 

Обучающие:

 

  • расширение сведений о живой и неживой природе;
  • расширение знаний о взаимосвязях в природе путем организации наблюдения и предметно-практической продуктивной деятельности;
  • привитие элементарных навыков здорового образа жизни;
  • обучение элементарным навыкам природоохранной деятельности;
  • обучение элементарным навыкам экспериментирования с живой и неживой природой.

 

Развивающие:

 

  • развитие эмоционально – чувственной сферы ребенка, наблюдательности, воображения;
  • развитие самостоятельности, умения делать выводы и принимать решения;
  • развитие способности к творческому мышлению;
  • развитие способности видеть красоту, ценность природы, неповторимость живых и неживых объектов.

 

Воспитательные:

 

  • воспитание чувства сопереживания ко всему живому, личной ответственности за окружающую среду;
  • воспитание элементарных навыков гуманного межличностного общения.

Результат программы

К концу года дети первого года обучения должны

Знать:

 

· что такое природа,

· значение окружающей природной среды для живых организмов,в том числе для человека,

· причинно – следственные связи между явлениями в природе,

· значение зеленых насаждений для всего живого на планете,

· правила поведения и меры безопасности нахождения в природе,

· отношения людей и общества к природе.

 

Уметь:

 

· вести наблюдения за природными объектами,делать выводы по результатам наблюдений,

· находить зависимость между организмами и компонентами среды обитания,

· ухаживать за растениями и животными приводить примеры о последствиях своего поведения в природе,

· отражать свои впечатления в речевом диалоге и продуктивной деятельности.

 

Личностные результаты:

 

у учащихся будут сформированы: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, дисциплинированность, внимательность, умение воспринимать новую информацию, бережно относиться к природе.

 

Метапредметные результаты:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 

учащиеся научатся: работать в коллективе сверстников; слушать и слышать педагога; отвечать на поставленный вопрос.

 

К концу второго года обучения дети должны

Знать:

 

· О смене времен года – как смене условий существования всего живого.

· О разнообразии мест обитания живых существ.

· Иметь первоначальное представление о взаимосвязях живых организмов и средой обитания.

· Значение зеленых насаждений для всего живого на планете.

 

Уметь:

 

· Наблюдать за объектами живой и неживой природы, делать выводы и оформлять результаты наблюдений.

· Применять полученные знания при обращении с живыми существами.

· Строить цепочки пищевых отношений среди наиболее распространенных организмов.

· Отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

 

Личностные результаты:

 

у учащихся будут сформированы: ответственное отношение к учению; дисциплинированность; организованность; ответственность; внимательность; умение учиться; умение воспринимать новую информацию; умение доводить дело до конца; аккуратность; бережно относиться к природе.

 

Метапредметные результаты:

 

Познавательные универсальные учебные действия

· умение приводить примеры.

Регулятивные универсальные учебные действия (умение организовать свою деятельность):

· умение организовывать свое рабочее (учебное) место.

Коммуникативные универсальные учебные действия (умение общаться и взаимодействовать с людьми):

учащиеся научатся:

· работать в коллективе сверстников;

· слушать и слышать педагога;

· отвечать на поставленный вопрос.

 

К концу третьего года обучения дети должны

Знать:

 

· значение растений в природе и их органы;

· типы лесов, растущих в нашем крае;

· влияние солнца, воздуха и почвы на жизнь растений и животных;

· знать основные экологические связи в природе;

· правила поведения и меры безопасности нахождения в природе.

 

Уметь:

 

· по внешнему виду определить жизненную форму растений;

· распознать 6-7 деревьев и кустарников по коре и расположению почек;

· находить зависимость между формой организма и средой обитания;

· прогнозировать последствия своего поведения в природе.

 

Личностные результаты:

 

у учащихся будут сформированы: ответственное отношение к учению, дисциплинированность, организованность, ответственность, внимательность, реализация творческого потенциала, умение учиться, умение воспринимать новую информацию, умение доводить дело до конца, аккуратность, бережно относиться к природе, стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

 

· умение приводить примеры,

· умение строить сообщения в устной форме;

· умение выделять и называть существенные признаки объектов и явлений окружающего мира;

· умение сравнивать объекты по существенным признакам.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

 

· умение придерживаться плана;

· умение организовывать свое рабочее (учебное) место.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

учащиеся научатся:

 

· работать в коллективе сверстников;

· работать в парах и малых группах;

· слушать и слышать педагога;

· выступать перед аудиторией;

· отвечать на поставленный вопрос.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие.

Материально-техническая база

  1. учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется);
  2. учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  3. видеоаппаратура, магнитофон;
  4. компьютер, ноутбук;
  5. фотоаппарат;
  6. для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: мини – музея объединения и Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные альбомы и сборники);
  7. микроскопы, лупы;
  8. предметные стёкла, колбы, пробирки, ёмкости различного объёма;
  9. лакмусовая бумага;
  10. бумага, клей, скотч, кисточки;
  11. набор безопасных химических веществ для проведения простейших лабораторных исследований;
  12. приборы для проведения простейших лабораторных исследований;

Информационное обеспечение:

  1. демонстрационный материал (плакаты, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации, коллекции животных, растений, камней и минералов);
  2. учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);
  3. видеоматериал (фильмы, видео-экскурсии, видеосъёмка из экспедиций);
    методические пособия (определители растений, животных, камней и минералов, отпечатков древних растений);
  4. методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
    тесты, анкеты, опросники;
  5. карты планирования исследовательской работы, карты индивидуальных заданий по исследовательской работе, дневники наблюдения за ходом исследования.

Стоимость

Оплата не требуется