ПФДО Программа «Юный натуралист»

"Натуралистами зовут всех, кто природу любит,
кто любит птиц, жуков и рыб, и жизнь зверей не губит.
Мои друзья, скажу я вам, отличные ребята.
И вместе ходим мы в кружок на станцию юннатов.
Чудес на станции не счесть, там интересно очень.
В оранжерее зимний сад, хоть за окошком осень.
И у зоологов в кружке чудес хоть отбавляй.
Там громко «Здрасьте!» говорит ученый попугай.
Пускай недавно ходим мы в кружок натуралистов,
но понимаем, что Земля должна быть очень чистой.
И будет горд любой из нас,и все мы будем рады,
когда за добрые дела нас назовут ЮННАТЫ"

 

Любой житель планеты Земля должен осознать, что живые существа, населяющие ее, живут не сами по себе, а в тесном взаимодействии с окружающей средой. Отсюда возникает потребность и необходимость знаний обо всех компонентах окружающего мира. Кроме того, современные школьники все больше отдаляются от природы. Большая часть их жизни проходит в помещениях. Вот и получается, что далеко не все дети, выросшие в «каменных джунглях», знают, откуда берется молоко и как растёт картофель. Конечно, и городские дети знают, как выглядят собачка и кошечка, а курочку, хомячка и кролика они много раз видели на картинках. Тем не менее, познавать окружающий мир гораздо интереснее не только по книжкам, видео и ТВ, но и в живую, через занятия в Уголке живой природы, через экскурсии и прогулки. Если нет возможности возить детей в зоопарки или каждое лето увозить детей в деревню, надо стараться пробуждать интерес ребенка к той природе, которая доступна и в городе и за городом.

 

При реализации программы, учащиеся погружаются в мир природы путем непосредственного общение с объектами природы. Программа «Юный натуралист» единственная в своём роде в городе Бердске, которая даёт возможность детям увидеть и научиться общаться с «живыми» животными и растениями, даёт возможность увидеть, как растёт кофе, инжир, лимон, финик, как растут и развиваются хомячки, улитки, птицы, так как вся практическая часть программы проходит на базе Уголка живой природы МАОУ ДО ДООЦТ «Юность» (теплица – оранжерея, мини зоопарк, учебно-опытный участок, учебно – производственный участок). Так же, практическая часть проходит на базе Музея «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ «Юность» (чучела животных, муляжи растений, грибов, животных, гнезда птиц, коллекции камней, минералов, семян, древесины, насекомых, пауков, вымерших животных и растений).

 

Для учащихся каждой группы на базе теплицы – оранжереи выделены учебно-опытные участки, на которых школьники ставят опыты, проводят эксперименты, исследования, подтверждают или опровергают гипотезы, выдвигаемые на занятиях, а так же учатся ухаживать за различными растениями. Кроме этого, в мини зоопарке есть декоративные домашние животные (хомяки, улитки, черепахи, птицы, морские свинки, рыбки), прикреплённые к каждой группе, а иногда к отдельным учащимся, которые ухаживают за патронажными питомцами. По итогам всех работ на базе теплицы – оранжерее и мини зоопарка учащиеся пишут сообщения, доклады, проекты, исследовательские работы, делают мультимедийные презентации и выступают на конференциях разного уровня (в группе, в объединении, в учреждениях, городские).

Практические занятия проходят на базе Музея «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ «Юность», на базе теплицы-оранжереи МАОУ ДО ДООЦТ «Юность», на базе мини зоопарка МАОУ ДО ДООЦТ «Юность», на Учебно-опытном участке МАОУ ДО ДООЦТ "Юность".

Педагоги

Буряк Жанна Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: НГПУ, учитель биологии.

Педагогический стаж: 27 лет.

Курсы повышения квалификации:

2017 год: «Концептуальные и организационно-методические основы патриотического воспитания молодёжи» в Новосибирском институте дополнительного образования (филиале) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева» в объеме 108 академических часов.
2018 год: Школа профессионального роста Центра внешкольной работы «Галактика» по теме: «Развитие профессиональной компетенции» в объеме 10 часов.
2018 год: «Создание и наполнение сайта образовательного учреждения. Портфолио учителя» (МКУ ДПО города Новосибирска «Городской центр информатики «Эгида» в объеме 24 часа.
2019 год: Областные курсы повышения квалификации по дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Инструментарий проектной деятельности педагога«.

Учащиеся педагога являются победителями и призёрами таких конкурсов, как: Открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика», Региональная краеведческая профильная смена «ОткрытиЯ −2019», Открытый городской конкурс детско-юношеской журналистики «ЭТО НАШ КРАЙ», Регионального туристско-краеведческого проекта «Мой край – моя Сибирь», Регионального этапа Всероссийского конкурса «ОТЕЧЕСТВО», Регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, Сибирская межрегиональная конференция юннатов, Форума юных исследователей в рамках площадки открытых коммуникаций OpenBio, Городских научно – практических конференций школьников.

 

Содержание программы

 

Учебно-тематический план первого года обучения (на 2 часа в неделю):

  1. Мир вокруг нас – 6 часов.
  2. Осень в природе – 8 часов.
  3. Зима в природе – 8 часов.
  4. Человек – часть природы – 8 часов.
  5. Наш живой уголок – 12 часов.
  6. Мы – исследователи – 12 часов.
  7. Весна в природе – 8 часов.
  8. Весенние практические работы в природе, опыты и наблюдения за растениями и животными весной – 9 часов.
  9. Итоговое занятие – 1 час.

Учебно-тематический план первого года обучения (на 1 час в неделю):

  1. Мир вокруг нас – 2 часа.
  2. Осень в природе – 4 часа.
  3. Зима в природе – 4 часа.
  4. Человек – часть природы – 4 часа.
  5. Наш живой уголок – 4 часа.
  6. Мы – исследователи – 9 часов.
  7. Весна в природе – 4 часа.
  8. Весенние практические работы в природе, опыты и наблюдения за растениями и животными весной – 4 часа.
  9. Итоговое занятие – 1 час.

Учебно-тематический план первого года обучения (на 4 часа в неделю):

  1. Мир вокруг нас – 6 часов.
  2. Осень в природе – 26 часов.
  3. Зима в природе – 26 часов.
  4. Человек – часть природы – 18 часов.
  5. Наш живой уголок – 16 часов.
  6. Мы – исследователи – 12 часов.
  7. Весна в природе – 16 часов.
  8. Весенние практические работы в природе, опыты и наблюдения за растениями и животными весной – 22 часа.
  9. Итоговое занятие – 2 часа.

Учебно-тематический план второго года обучения (на 2 часа в неделю):

  1. Мир вокруг нас – 3 часа.
  2. Осень в природе – 15 часов.
  3. Зима в природе – 13 часов.
  4. Человек – часть природы – 9 часов.
  5. Наш живой уголок – 6 часов.
  6. Мы – исследователи – 6 часов.
  7. Весна в природе – 11 часов.
  8. Весенние практические работы в природе, опыты и наблюдения за растениями и животными весной – 8 часов.
  9. Итоговое занятие – 1 час.

Учебно-тематический план второго года обучения (на 1 час в неделю):

  1. Мир вокруг нас – 2 часа.
  2. Осень в природе – 8 часов.
  3. Зима в природе – 3 часа.
  4. Человек – часть природы – 7 часов.
  5. Наш живой уголок – 5 часов.
  6. Мы – исследователи – 3 часа.
  7. Весна в природе – 3 часа.
  8. Весенние практические работы в природе, опыты и наблюдения за растениями и животными весной – 5 часов.

Учебно-тематический план второго года обучения (на 4 часа в неделю):

  1. Мир вокруг нас – 6 часа.
  2. Осень в природе – 24 часа.
  3. Зима в природе – 26 часов.
  4. Человек – часть природы – 18 часов.
  5. Наш живой уголок – 12 часов.
  6. Мы – исследователи – 12 часов.
  7. Весна в природе – 22 часа.
  8. Весенние практические работы в природе, опыты и наблюдения за растениями и животными весной – 16 часов.
  9. Итоговое занятие – 2 часа.

Учебно-тематический план третьего года обучения (на 4 часа в неделю):

  1. Мы – жители Земли – 6 часов.
  2. Осень в природе – 28 часов.
  3. Зима в природе – 26 часов.
  4. Человек – часть природы – 18 часов.
  5. Кто живет в воде, реке, море, океане – 12 часов.
  6. Комнатные растения в нашем доме – 12 часов.
  7. Весна в природе – 16 часов.
  8. Природа и мы – 24 часа.
  9. Итоговое занятие – 2 часа.

Учебно-тематический план третьего года обучения (на 2 часа в неделю):

  1. Мы – жители Земли – 3 часов.
  2. Осень в природе – 14 часов.
  3. Зима в природе – 13 часов.
  4. Человек – часть природы – 9 часов.
  5. Кто живет в воде, реке, море, океане – 6 часов.
  6. Комнатные растения в нашем доме – 6 часов.
  7. Весна в природе – 8 часов.
  8. Природа и мы – 12 часов.
  9. Итоговое занятие – 1 час.

Цели программы

Воспитание экологически грамотного отношения детей к природе и к своему здоровью.

 

Задачи:

Обучающие:

  • расширить сведения о живой и неживой природе, элементарные сведения об экологических законах;
  • прививать элементарные навыки здорового образа жизни;
  • развивать элементарные навыки природоохранной деятельности и навыки экспериментирования с живой и неживой природой.

Развивающие:

  • развивать эмоционально – чувственную сферу ребенка, наблюдательность, воображение;
  • развивать самостоятельность, умение делать выводы и принимать решения;
  • развивать способность к творческому мышлению, видеть красоту, ценность природы, неповторимость живых объектов.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания ко всему живому, личной ответственности за окружающую среду;
  • воспитывать элементарные навыки гуманного межличностного общения.

Результат программы

К концу 1 года обучения учащиеся должны

Знать:

  • что такое природа
  • значение окружающей природной среды для живых организмов,в том числе для человека
  • причинно – следственные связи между явлениями в природе
  • значение зеленых насаждений для всего живого на планете
  • правила поведения и меры безопасности нахождения в природе
  • отношения людей и общества к природе

Уметь:

  • вести наблюдения за природными объектами,делать выводы по результатам наблюдений
  • находить зависимость между организмами и компонентами среды обитания
  • ухаживать за растениями и животными приводить примеры о последствиях своего поведения в природе
  • отражать свои впечатления в речевом диалоге и продуктивной деятельности

Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
  • дисциплинированность
  • внимательность
  • умение воспринимать новую информацию
  • бережно относиться к природе

Метапредметные результаты:

Коммуникативные универсальные учебные действия: учащиеся научатся работать в коллективе сверстников,слушать и слышать педагога,отвечать на поставленный вопрос

К концу 2 года обучения учащиеся должны

Знать:

  • О смене времен года – как смене условий существования всего живого
  • О разнообразии мест обитания живых существ
  • Иметь первоначальное представление о взаимосвязях живых организмов и средой обитания
  • Значение зеленых насаждений для всего живого на планете

Уметь:

  • Наблюдать за объектами живой и неживой природы,делать выводы и оформлять результаты наблюдений
  • Применять полученные знания при обращении с живыми существами
  • Строить цепочки пищевых отношений среди наиболее распространенных организмов
  • Отражать свои впечатления в продуктивной деятельности

Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы: ответственное отношение к учению,дисциплинированность, организованность,ответственность,внимательность,умение учиться,умение воспринимать новую информацию,умение доводить дело до конца,аккуратность,бережно относиться к природе

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия: умение приводить примеры

Регулятивные универсальные учебные действия: умение организовывать свое рабочее (учебное) место

Коммуникативные универсальные учебные действия: учащиеся научатся работать в коллективе сверстников;слушать и слышать педагога; отвечать на поставленный вопрос

К концу 3-го года обучения учащиеся должны

Знать:

  • значение растений в природе и их органы
  • типы лесов, растущих в нашем крае
  • влияние солнца, воздуха и почвы на жизнь растений и животных
  • знать основные экологические связи в природе
  • правила поведения и меры безопасности нахождения в природе

Уметь:

  • по внешнему виду определить жизненную форму растений
  • распознать 6-7 деревьев и кустарников по коре и расположению почек
  • находить зависимость между формой организма и средой обитания
  • прогнозировать последствия своего поведения в природе

Личностные результаты:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению
  • дисциплинированность
  • организованность
  • ответственность
  • внимательность
  • реализация творческого потенциала
  • умение учиться
  • умение воспринимать новую информацию
  • умение доводить дело до конца
  • аккуратность
  • бережно относиться к природе
  • стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

  • умение приводить примеры
  • умение строить сообщения в устной форме
  • умение выделять и называть существенные признаки объектов и явлений окружающего мира
  • умение сравнивать объекты по существенным признакам

Регулятивные универсальные учебные действия: умение придерживаться плана;умение организовывать свое рабочее (учебное) место.

Коммуникативные универсальные учебные действия: учащиеся научатся работать в коллективе сверстников, работать в парах и малых группах,слушать и слышать педагога,выступать перед аудиторией,отвечать на поставленный вопрос.

Особые условия проведения

Особые требования для записи по программе не предъявляются.

Материально-техническая база

  1. учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется);
  2. учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  3. стенды;
  4. видеоаппаратура, магнитофон, компьютер, ноутбук;
  5. для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные альбомы и сборники), мини зоопарка (декоративные домашние животные), теплицы-оранжереи (комнатные растения, растения разных климатических зон, растения Сибири, НСО, г. Бердска), учебно-опытного участка (экспериментальные и опытные посадки, декоративные садовые растения, дикорастущие деревья и кустарники, сельскохозяйственные культуры).

Информационное обеспечение:

  1. демонстрационный материал (плакаты, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации, коллекции животных, растений, камней и минералов);
  2. учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);
  3. видеоматериал (фильмы, видео-экскурсии);
  4. методические пособия (определители растений, животных, камней и минералов);
  5. методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  6. тесты, анкеты, опросники;
  7. литература (стихи, легенды, рассказы о природе, пословицы и поговорки, документальные очерки сибирских путешественников);
  8. настольные экологические игры.