ПФДО Программа «Исследователи природы»

"Мыслим! Творим! Исследуем!"

 

В программу входят: опытно - экспериментальная, исследовательская и проектная деятельность, участие в городских, областных, региональных, всероссийских, международных эколого-биологических и эколого-краеведческих конкурсах, олимпиадах и акциях, участие в научно - практических конференциях разного уровня, посещение краеведческих музеев города Бердска и Новосибирска, работа с фондами музеев (по темам исследовательских работ); консультации научных работников по темам исследовательских работ; выезды и выходы на природу с целью сбора материала для проведения исследований, для создания коллекций; поездки в краеведческие экспедиции по Новосибирской области; экскурсии в теплицу  -оранжерею ДООЦТ «Юность», Ботанический сад с целью сбора материала для проведения исследований и создания своих проектов и исследовательских работ.

 

Данная программа даёт учащимся первичные умения и навыки планирования исследовательской деятельности, постановки эксперимента, получения экспериментальных данных, а также проведение анализа и обработки полученных результатов проводимой исследовательской работы, как в письменном, так и в устном сообщении-докладе.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в современном обществе (в том числе и в школе) возросла gпотребность в людях (в том числе и в школьниках), умеющих работать с различной информацией (подбирать, собирать, обрабатывать, систематизировать) и способных самостоятельно осуществлять поисковую, исследовательскую, опытно-экспериментальную и проектную деятельности. А в рамках общеобразовательной школы трудно создать оптимальные для развития всего этого условия. Поэтому решить данную проблему помогает реализация программы «Исследователи природы» в учреждении дополнительного образования. Обучение по программе направлено не только на повышение компетенций обучающихся в определённых областях знаний и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта (исследовательская работа, результаты исследований, рекомендации, просветительский материал, наглядный материал, коллекция и т.п.), имеющего значимость для других.

 

Формы проведения занятий:

· лекционная (обзорные беседы, сообщения);

· игры, викторины, конкурсы;

· дидактические игры, тесты;

· экскурсии (в природу, музеи, библиотеки, институты);

· творческие лаборатории;

· исследовательские лаборатории;

· учебно-познавательные поездки;

· экспедиции;

· практические занятия.

Педагоги

Морозова Наталья Сергеевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование: высшее педагогическое образование, окончила Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова по специальности преподаватель биологии и химии.

Педагогический стаж: 10 лет.

Повышение квалификации:

2014г: 11 Международная научно-практическая конференция, посвящённая 80-летию ФГБОУ ВПО "НГПУ";

2014г: Областной семинар "Совершенствование профессиональной компетенции руководителей музеев в современных условиях;

2016г: 12 Межрегиональная НПК по музейной педагогике и музееведению "Развитие музейной педагогики в образовательном пространстве НСО";

2016г: Курсы повышения квалификации :: "Музей. Семья. Школа. Разработка и реализация авторских педагогических технологий";

2018 год: Курсы повышения квалификации : "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования".

2019 год: Областные курсы повышения квалификации по дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Инструментарий проектной деятельности педагога«.

Педагог является Победителем таких конкурсов, как: Региональный этап Всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками, Городской конкурс проектных работ учащихся и педагогов «Учитель + Ученик», Областной фестиваль творчества педагогических коллективов образовательных учреждений «Признание-2016», Международный конкурс педагогического мастерства под девизом «Одаренному ребенку – одаренный наставник», Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды», Региональный этап Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.

Учащиеся педагога являются Победителями таких мероприятий, как: Международная конференция исследовательских работ обучающихся учреждений дополнительного образования детей «Горизонты открытий», Региональный тур Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», Сибирской межрегиональной конференции «Экологическое воспитание в проектно-исследовательской деятельности юннатов», Регионального тура Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения, Городских НПК «Учение с увлечением», Региональной научно-практической конференции эколого-биологической направленности "Юный биолог".

Содержание программы

Учебно-тематический план 1-го года обучения (2 часа в неделю)

  1. Введение – 1 час.
  2. Основы экологии – 1 час.
  3. Человек как часть природы – 2 часа.
  4. Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учащихся – 68 часов.

Учебно-тематический план 1-го года обучения (1час в неделю)

  1. Введение – 1 час.
  2. Основы экологии – 1 час.
  3. Человек как часть природы – 2 часа.
  4. Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учащихся – 32 часа.

Учебно-тематический план 1-го года обучения (3 часа в неделю)

  1. Введение – 1 час.
  2. Основы экологии – 2 часа.
  3. Человек как часть природы – 4 часа.
  4. Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учащихся – 100 часов.
  5. Итоговые занятия – 1 час.

Учебно-тематический план 1-го года обучения (4 часа в неделю)

  1. Введение – 1 час.
  2. Основы экологии – 2 часа.
  3. Человек как часть природы – 4 часа.
  4. Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учащихся – 136 часов.
  5. Итоговые занятия – 1 час.

Учебно-тематический план 2 –го года обучения (3 часа в неделю)

  1. Введение. Мир науки. Зачем искать новое и исследовать что-либо? Величайшие научные открытия 20-21 века – 1 час.
  2. Понятие об исследовательской работе – 7 часов.
  3. Исследовательский практикум – 74 часа.
  4. Коллективная исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в области «Экология, краеведение, здоровый образ жизни» – 25 часов.
  5. Итоговые занятия – 1 час.

Учебно-тематический план 2 –го года обучения (6 часов в неделю)

  1. Введение. Мир науки. Зачем искать новое и исследовать что-либо? Величайшие научные открытия 20-21 века – 2 часа.
  2. Понятие об исследовательской работе – 14 часов.
  3. Исследовательский практикум – 148 часов.
  4. Коллективная исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в области «Экология, краеведение, здоровый образ жизни» – 50 часов.
  5. Итоговые занятия – 2 часа.

Учебно-тематический план 2 –го года обучения (2 часа в неделю)

  1. Введение. Мир науки. Зачем искать новое и исследовать что-либо? Величайшие научные открытия 20-21 века – 1 час.
  2. Понятие об исследовательской работе – 12 часов.
  3. Исследовательский практикум – 38 часов.
  4. Коллективная исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в области «Экология, краеведение, здоровый образ жизни» – 20 часов.
  5. Итоговые занятия – 1 час.

Цели программы

Формирование эколого-краеведческой культуры детей через организацию опытно-экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности.

 

Задачи программы:

 

Образовательные задачи:

 

  • Расширить кругозор знаний школьников по вопросам экологии, биологии, краеведения и здорового образа жизни;
  • научить искать и обрабатывать информацию, сравнивать и анализировать данные разных источников информации;
  • научить систематизировать материал, делать выводы по полученным результатам;
  • научить проводить простейшие наблюдения и практические исследования (опыты, эксперименты);
  • научить проводить описательную и сравнительную характеристику объектов, явлений и т.п.;
  • научить определять объекты (растения, животные, камни, минералы) по атласам (таблицам, картам) – определителям;
  • научить составлять опросные анкеты;
  • научить проводить опрос своих друзей, взрослых по вопросам экологии, биологии, краеведения и здорового образа жизни;
  • научить готовить и презентовать собственное исследование.

Воспитательные задачи:

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края;
  • воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям;
  • бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родного края;
  • воспитание дисциплинированности, самостоятельности, аккуратности, ответственности.

Развивающие задачи:

  • Формирование осознанного отношения к экологическим проблемам;
  • развитие самостоятельной исследовательской деятельности детей;
  • развитие у детей исследовательских умений: наблюдение, опыты, эксперименты, построение гипотез, анализ, обобщение и т.д.;
  • развитие способности решения проблем;
  • формирование у учащихся личной ответственности за природу и за своё здоровье;
  • приобретение умений пользоваться дополнительной литературой.

Результат программы

Учащиеся 1 года, 2 года обучения должны

знать:

  • основные термины,понятия,применяемые в исследовательской,проектной деятельности.
  • основные понятия экологии.
  • методы изучения природы.
  • факторы,влияющие на загрязнение окружающей среды.
  • факторы,влияющие на здоровье человека.
  • что такое исследование.
  • основные требования к проведению исследований.
  • что такое объект исследования.
  • что такое актуальность,практическая значимость исследования.
  • что такое гипотеза.
  • правила выбора темы исследовательской работы.
  • что такое цель,задачи исследования,правила их постановки.
  • методы проведения исследований.
  • правила работы с источниками информации.
  • виды опросов,правила их проведения. 
  • правила разработки опросных листов,анкет,тестов.
  • правила проведения наблюдения,опытов,экспериментов.
  • материалы,оборудования для исследований.
  • правила разработки тематики,методики исследований.

уметь:

  • определять объект,предмет исследования.
  • формулировать проблему,гипотезу,тему исследования, актуальность темы,практическую значимость.
  • формулировать цель,задачи исследования.
  • планировать исследовательскую работу.
  • подбирать методы проведения исследований.
  • работать с информационными источниками .
  • проводить опросы.
  • разрабатывать опросные листы,анкеты,тесты.
  • проводить наблюдения,опыты,эксперименты.
  • подбирать материалы,оборудования для исследований.
  • подбирать методики исследований.
  • обрабатывать данные,полученные в ходе исследований.
  • оформлять таблицы,схемы,рисунки,графики по полученным результатам.
  • оформлять результаты исследований.
  • оформлять выводы по цели,задачам исследования.
  • давать рекомендации по результатам исследований.
  • оформлять исследовательские работы.
  • презентовать результаты своих исследований.
  • создавать мультимедийные презентации работ.
  • вести дискуссию,отвечать на поставленные вопросы по поводу проведённых исследований.
  • применять свои знания на практике.

Личностные результаты

  • ответственное отношение к учению.
  • умение понимать смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию,приводить примеры.
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в разных видах деятельности.
  • умение воспринимать новую информацию.
  • умение доводить дело до конца.
  • умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
  • умение взаимодействовать и работать в группе.
  • умение получать информацию с помощью различных источников.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно предполагать,какая дополнительная информация будет нужна для изучения материала.
  • умение презентовать результаты своей деятельности.
  • умение приводить примеры.
  • умение осуществлять учебно-исследовательскую работу.
  • понимание информации,представленной в виде текста,рисунков,схем.
  • умение осуществлять контроль,вносить дополнения,исправления в свою работу.
  • умение сравнивать предметы,объекты,группировать,классифицировать их на основе существенных признаков,по заданным критериям.
  • умение строить сообщения в устной,письменной форме.
  • умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности. 
  • умение логично излагать собственные мысли.
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов,схем решения учебно-познавательных,практических задач.
  • умение выделять,обобщать,фиксировать нужную информацию.
  • оформлять результаты в виде материального продукта.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей,условиями её реализации.
  • умение придерживаться плана.
  • умение завершать задание,добиваться запланированного результата.
  • умение использовать в работе инструменты,приборы,приспособления,оборудования.
  • умение описывать свой опыт,оформляя его для передачи другим.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

учащиеся научатся:

 

 работать в парах,малых группах,ответственно относится к работе в коллективе,к выполнению коллективных творческих заданий,публично представлять результаты индивидуальной, групповой деятельности,участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы,отвечать на вопросы.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей, проявляющих интерес: к биологии, экологии, краеведению, палеонтологии, минералогии, геологии; к изучению природы родного края; к проблемам загрязнения окружающей среды в родном крае, город.

Материально-техническая база

  1. Учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется);
  2. Учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  3. Видеоаппаратура, магнитофон;
  4. Компьютер, ноутбук;
  5. Фотоаппарат;
  6. для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные альбомы и сборники), мини зоопарка (декоративные домашние животные), теплицы-оранжереи (комнатные растения, растения разных климатических зон, растения Сибири, НСО, г. Бердска), учебно-опытного участка (экспериментальные и опытные посадки, декоративные садовые растения, дикорастущие деревья и кустарники, сельскохозяйственные культуры);
  7. Микроскопы, лупы;
  8. Предметные стёкла, колбы, пробирки, ёмкости различного объёма;
  9. Лакмусовая бумага;
  10. Бумага, клей, скотч, кисточки;
  11. Набор безопасных химических веществ для проведения простейших лабораторных исследований;
  12. Приборы для проведения простейших лабораторных исследований;

Информационное обеспечение:

  1. Демонстрационный материал (плакаты, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации, коллекции животных, растений, камней и минералов);
  2. Учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);
  3. Видеоматериал (фильмы, видео-экскурсии, видеосъёмка из экспедиций);
  4. Методические пособия (определители растений, животных, камней и минералов, отпечатков древних растений);
  5. Методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  6. Тесты, анкеты, опросники;
  7. Карты планирования исследовательской работы, карты индивидуальных заданий по исследовательской работе, дневники наблюдения за ходом исследования.