Программа «Музыкальное наследие»

Образовательная программа «Музыкальное наследие» имеет художественную направленность и составлена на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности – музыки, танца, игры.

 

Усваивая с раннего возраста детские народные песни, припевки, построенные на веками устоявшихся попевках – формулах, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народно-музыкального творчества. Традиционные детские игры, хороводы, песни развивают у ребят чувство ритма, музыкальной памяти, слуха, навыки певческого исполнительства.

 

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых» и средством подготовки детей к жизни. Освоение детьми фольклора дает им возможность лучше понять и узнать историю своего народа, родного края, ощутить свою сопричастность к огромному целому и глубже прочувствовать значение понятия «малая родина».

 

Обучение по программе организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальное наследие» является программой ознакомительного уровня и может сориентировать детей на дальнейшее обучение по программе «Лейся, песня»

Педагоги

Сидоренко Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Повышение квалификации:

2020 г. - Курс мастер-классов по сольному и хоровому народному пению - г. Новосибирск

2020 г. - "Проектирование дополнительной общеразвивающей программы в условиях реализации проекта "Успех каждого ребенка" - НИПКиПРО, г. Новосибирск

Достижения обучающихся:

2020 г. - Лауреат 1 степени Областного конкурса «Творческий поиск», Регионального конкурса «Творчество и интеллект», Лауреат 2 степени Всероссийского заочного вокального и музыкального конкурса для детей и взрослых "Мелодинка"

2019 г. - Дипломанты 3 степени Регионального конкурса вокалистов «Живой звук».

Содержание программы

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 144 часа в год). Продолжительность одного академического часа – 25 минут. Перерыв – 10 минут.

Учебный план:

  • Вводное занятие.
  • Жанры детского фольклора. 
  • Сказки.
  • Хороводы.
  • Игры.
  • Народные инструменты.
  • Развитие голоса и слуха.
  • Детский фольклор.
  • Народные праздники.
  • Итоговое занятие

Цели программы

Цель программы – приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению народной культуры посредством музыкально-игровой деятельности.

Задачи, решаемые во время достижения цели:

Личностные:

  • развить уважение к народной культуре через народные игры и пение;

Метапредметные:

  • способствовать развитию навыков коллективной деятельности.

Предметные:

  • изучить основные русские обряды, праздники, жанры народной песни, игр и танца;
  • обучить игре на ударных инструментах: ложках, бубне, трещетках.

Результат программы

В результате освоения данной программы обучающиеся:

1.    В области личностных результатов проявляют уважительное отношение к музыкальной, вокальной культуре своего народа, умеют видеть прекрасное в народном творчестве.

2.    В области метапредметных результатов умеют взаимодействовать друг с другом, проявляют уважение к потребностям и интересам других.

3.    В области предметных результатов имеют представление о народной культуре, его основных особенностях и средствах, знают о малых формах фольклора, игрового фольклора, о некоторых календарных праздниках, такие как:  «Пришла Коляда – отворяй ворота», «Свет Христово Рождество», «Широкая масленица»; умеют петь колыбельные песни и припевки, простейшие одноголосные народные и авторские произведения, играть в традиционные детские игры, основанные на театрализованном действие, развивающие творческие способности детей «Бояре», «Дрема», «Тетерка шла» и др.; умеют играть на ударных инструментах: ложках, бубне, трещетках.

Формой подведения итогов реализации данной программы является фольклорный праздник.

Материально-техническая база

1. Класс для занятий, в котором имеются столы, стулья, Компьютер, магнитофон, телевизор. В библиотечке имеются сборники детских народных песен и игр.

2. Класс для занятий по хореографии.

3. Концертный небольшой зал с кулисами, занавесом.

4. Декорации: печь, скамейки и т.д.

5. Театральный реквизит: народные костюмы, рушники, и др.

6. Музыкальные инструменты: колокольчики, трещотки, бубен, ложки деревянные