Программа «Музыкальное наследие» (стартовый уровень)

Образовательная программа «Музыкально наследие» имеет художественную направленность и составлена на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности – музыки, танца, игры.

 

Усваивая с раннего возраста детские народные песни, припевки, построенные на веками устоявшихся попевках – формулах, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народно-музыкального творчества. Традиционные детские игры, хороводы, песни развивают у ребят чувство ритма, музыкальной памяти, слуха, навыки певческого исполнительства.

 

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых» и средством подготовки детей к жизни. Освоение детьми фольклора дает им возможность лучше понять и узнать историю своего народа, родного края, ощутить свою сопричастность к огромному целому и глубже прочувствовать значение понятия "малая родина«.

 

Обучение по программе организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Музыкальное наследие» является программой ознакомительного уровня и может сориентировать детей на дальнейшее обучение по программе "Лейся, песня".

Педагоги

Сидоренко Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Содержание программы

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (3 часа в неделю, 96 часов в год).

  1. Вводное занятие.
  2. Жанры детского фольклора. 
    • Сказки.
    • Хороводы.
    • Игры.
    • Народные инструменты.
    • Развитие голоса и слуха.
  3. Детский фольклор.
  4. Народные праздники.
  5. Итоговое занятие.

Цели программы

Цель программы – приобщение детей младшего школьного возраста к изучению народной культуры посредством музыкально-игровой деятельности.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

Предметные:

 

  • изучить основные русские обряды, праздники, жанры народной песни, игр и танца;
  • обучить игре на ударных инструментах: ложках, бубне.

 

Личностные:

 

  • развить уважение к народной культуре через народные игры и пение;

 

Метапредметные:

 

  • способствовать развитию навыков коллективной деятельности.

Результат программы

В результате освоения данной программы обучающиеся:

 

В области метапредметных результатов будут уметь:

 

  • взаимодействовать друг с другом,
  • проявляют уважение к потребностям и интересам других.

 

В области личностных результатов:

 

  • проявляют уважительное отношение к музыкальной, вокальной культуре своего народа,
  • умеют видеть прекрасное в народном творчестве.

 

В области предметных результатов:

 

  • имеют представление о народной культуре, его основных особенностях и средствах,
  • знают о малых формах фольклора, игрового фольклора,
  • о некоторых календарных праздниках, такие как: «Пришла Коляда – отворяй ворота», «Свет Христово Рождество», «Широкая масленица», «Троица»;
  • умеют петь колыбельные песни и припевки, простейшие одноголосные народные и авторские произведения,
  • играть в традиционные детские игры, основанные на театрализованном действие, развивающие творческие способности детей «Бояре», «Дрема», «Тетерка шла», и другие;

 

Формой подведения итогов реализации данной программы является фольклорный праздник.

Особые условия проведения

Особые условия отсутствуют.

При приеме нет ограничений по полу, расе, национальности, языку, происхождению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным организациям (объединениям), состоянию здоровья, социальному положению.

Материально-техническая база

1. Класс для занятий, в котором имеются столы, стулья, Компьютер, магнитофон, телевизор. В библиотечке имеются сборники детских народных песен и игр.

2. Класс для занятий по хореографии.

3. Концертный небольшой зал с кулисами, занавесом.

4. Декорации: печь, скамейки и т.д.

5. Театральный реквизит: народные костюмы, рушники, и др.

6. Музыкальные инструменты: колокольчики, трещотки, бубен, ложки деревянные.

7. Необходимая методическая литература.