Программа «Легоконструирование»

Актуальность программы «Легоконструирование» заключается в том, что жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.

 

Новизна программы заключается в том, что, учитывая работу с образовательными конструкторами LEGO, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

 

Отличительная особенность программы, Конструирование   теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Педагоги

По данной образовательной программе работает педагог дополнительного образования Матерн Ольга Павловна с высшим образованием (Новосибирский государственный педагогический университет специальность: «Педагогика и методика начального образования», квалификация: учитель начальных классов) с высшей квалификационной категорией. Педагогический стаж работы 31 год.

 

Курсы повышения квалификации: 

  • «Организация и осуществление дополнительного образования детей с ограниченными возможностями от 5 лет до 18 лет», 2020 год;
  • «Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в условиях ФГОС», 2019 год.

Содержание программы

Учебный план 

  1. Вводное занятие. Знакомство с Лего. 2 часа.
  2. Спонтанная индивидуальная Лего - игра детей или знакомство с Лего продолжается. 2 часа.
  3. Путешествие по Лего стране. Исследователи цвета и формы. 2 часа.
  4. Исследователи кирпичиков. Скреплялки. 2 часа.
  5. Волшебные кирпичики. Строим стены. 2 часа.
  6. Исследуем устойчивость. 2 часа.
  7. Модель «Пирамида» (плоская, объемная). 2 часа.
  8. Моделируем башню. 2 часа.
  9. Легофантазия. 2 часа.
  10. Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры. 2 часа.
  11. Школа. Строим парту, стол, стул. Моделируем класс. 2 часа.
  12. Кровать, шкаф. Моделируем комнату. 2 часа.
  13. Зимние узоры. Снежинки. 2 часа.
  14. Изготовление новогодней открытки. 2 часа.
  15. Строим снежный городок. 2 часа.
  16. Подготовка к выставке. 2 часа.
  17. Модели животных. Крокодил. Змея. 2 часа.
  18. Коллективная работа «Зоопарк». 2 часа.
  19. Транспорт. Виды транспорта. 2 часа.
  20. Улица полна неожиданностей. Светофор. Дорога. 2 часа.
  21. Наша улица. Совместный проект: здания, дороги. 6 часов.
  22. Симметричность LEGO-моделей. Моделирование бабочки. 2 часа.
  23. Весенний букет. Лего - подарок для мамы. 2 часа.
  24. Космос. Модель космического корабля. 12 часов.
  25. Легофантазия. 2 часа.
  26. День космонавтики. 2 часа.
  27. А, Б, В, … или строим буквы. 2 часа.
  28. Фантазируй! 2 часа.
  29. Выставка работ. 2 часа.

Итого: 72 часа.

Цели программы

Цель: приобщение детей к техническому творчеству, развитие познавательного, творческого пространственного мышления и воображения, конструкторских умений и навыков, в процессе легоконструирования.

 

Задачи программы:

 

Личностные:

  • воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к творчеству;
  • воспитание аккуратности, трудолюбия;
  • воспитание уважения к товарищу;
  • воспитание положительного отношения к здоровому образу жизни.

 

Метапредметные:

  • формирование практических и трудовых навыков;
  • формирование и развитие качеств личности: терпение, усидчивость, сосредоточенность;
  • формирование потребности к творческой активности, потребности трудиться в паре, в группе, в одиночку;
  • развитие творческого потенциала;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки) через формирование практических умений.

 

Предметные:

  • дать знания о видах конструкций (однодетальные и многодетальные) о соединениях деталей;
  • дать знания о технологической последовательности изготовления конструкций;
  • научить технологическому процессу изготовления конструкций (по образцу, словесной инструкции, схемы).

Результат программы

Реализация программы предполагает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

 

Личностные:

  • сформирована творческая, активная личность, проявляющая интерес к творчеству;
  • сформирована  аккуратность, трудолюбие;
  • сформировано уважение к товарищам, положительное отношение к здоровому образу жизни.

 

Метапредметные:

  • сформированы практические и трудовые навыки;
  • сформированы и развиты качества личности: терпение, усидчивость, сосредоточенность;
  • сформирована потребность к творческой активности, потребность трудиться в паре, в группе, в одиночку;
  • будет развит творческий потенциал;
  • будут развиты психические процессы (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • будет развита регулятивная структура деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • будут развиты сенсомоторные процессы (глазомера, руки) через формирование практических умений;

 

Предметные:

  • будут сформированы знания о видах конструкций (однодетальные и многодетальные) о соединениях деталей;
  • сформированы знания о технологической последовательности изготовления конструкций;
  • сформированы умения технологического процесса изготовления конструкций (по образцу, словесной инструкции, схемы).

Материально-техническая база

Помещение: кабинет для занятий по легоконструированию площадью 30 м2, расположенный по адресу г. Барабинск, улица Деповская, д.17, МБОУДО ЦДОД (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей»).

 

 Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • демонстрационный экран;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер.

 

Информационное обеспечение:

 

Учебно-методический комплекс: тематические подборки наглядных материалов (игрушки, модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.); подборка литературно - художественного материала (загадки, рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы); подборка заданий развивающего и творческого характера по темам; разработки теоретических и практических занятий, инструкции (чертежи) для конструирования.

 

Беседы: «История появления Лего», «Техника в жизни человека», «Профессии человек-техника», «Едем, плаваем, летаем», и др. Презентации по темам: «Виды соединения деталей». Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических, развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики утомления и т.п.).

 

Информационное обеспечение: использование собственного презентативного материала, видеоролики.