ПФДО программа «В стране здоровья»

"Здоровью надо учить, здоровый дух надо воспитывать!"

     Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, актуальная задача современного образования. Решать эту задачу, через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и через просвещение детей и родителей, помогает программа "В стране здоровья".

 

      Программа ориентирована на формирование у школьников позиции признания ценности здоровья, знакомит детей с основными правилами безопасного поведения и личной гигиены; даёт элементарные представления о строении организмы человека; включает вопросы психологического оздоровления через общение и взаимодействия с окружающим миром природы и обществом.

 

      Кроме изучения основ здорового образа жизни учащиеся занимаются природоохранной деятельностью (участвуют в экологических и природоохранных акциях, фестивалях, экологических играх, конкурсах, выступают с устными журналами и агитбригадами перед учащимися школы, родителями).

 

      Познавательный теоретический материал по программе даётся в форме сказки, рассказа с элементами беседы в сочетании с практическими заданиями (опыты, эксперименты, исследования, наблюдения, творческие проекты), с физкультурными и оздоровительными минутками. Широко используются специфические для младших школьников виды деятельности: элемент изобразительного искусства, музыки, физического воспитания (подвижные игры, оздоровительные игры на свежем воздухе, игры – путешествия, эстафеты), прогулки, экскурсии, а также произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, потешки и т.д.).

 

       При изучении программы в полном объёме используется сотрудничество и совместное творчество с родителями.

       В связи с пропагандой и развитием здоровьесберегающих технологий в стране, а так же по просьбе и активной поддержке родителей, при содействии администрации образовательных учреждений в программу был введён блок «Оздоровительный компонент: посещение бассейна». Авторы программы разработали два варианта учебно-тематического планирования для 1, 2, 3, 4-го годов обучения: 1 вариант – с отдельным блоком «Оздоровительный компонент: посещение бассейна»), 2 вариант – без отдельного блока «Оздоровительный компонент: посещение бассейна»).

 

      Каждый педагог вправе сам выбирать, по какому варианту он будет работать в данный учебный год – это зависит от учебной нагрузки, запросов родителей и желания детей. Допускается введение оздоровительного компонента – бассейна на любом году обучения.

Перед тем, как выбрать вариант программы (с бассейном или без), педагоги дополнительного образования проводят собрания с родителями и обсуждают возможности посещения бассейна их детьми в рамках программы «В стране здоровья». Так же все посещающие бассейн дети осматриваются медицинским работником. На занятия в бассейне отводится: 36 часов в год при часовой нагрузке – 2 часа в неделю, 39 часов в год при часовой нагрузке- 3 часа в неделю, 72 часов в год при часовой нагрузке – 4 часа в неделю.

   

 Занятия в бассейне могут проводиться:

· в рамках определённого образовательного блока программы (например, в разделе «Здоровый образ жизни» или "Физкультура и здоровье«);

· в рамках нескольких образовательных блоков программы (например, в разделах «Здоровый образ жизни», «Здоровье и вредные привычки», "Физкультура и здоровье");

· только в рамках блока "Оздоровительный компонент: посещение бассейна";

· в рамках всех образовательных блоков программы. Посещение бассейна проводится 1 раз в неделю во время изучения всех блоков программы. То есть: 1 занятие в неделю – тема по плану программы, 2-ое занятие в неделю – посещение бассейна.

     Право решать – в рамках, каких блоков и после, каких тем будет ставиться посещение бассейна – остаётся за педагогами. Выбор зависит от учебной нагрузки, от возможностей педагога и учреждений, от требований родителей.

Педагоги

Калинина Ирина Васильевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогический стаж −28 лет.

Кузьмина Наталья Ивановна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогический стаж −22 года.

Кирьянова Ирина Борисовна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогический стаж −26 лет.

Бастригина Татьяна Васильевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогический стаж – 28 лет.

Шаповалова Маргарита Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогический стаж – 29 лет.

Все педагоги – творческие личности, открыты для новых идей, находятся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм обучения и воспитания, активны, энергичны, мобильны, эрудированы, пользуются уважением и авторитетом среди учащихся, родителей и коллег.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1 года обучения (на 2 ч в неделю с блоком "Оздоровительный компонент: посещение бассейна")

  1. Организм – единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена  6 ч
  2. Что такое здоровье 4 ч
  3. Здоровый образ жизни  5 ч
  4. Здоровье и вредные привычки  2 ч
  5. Оздоровительный компонент: посещение бассейна  36 ч
  6. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу  8 ч
  7. Моя семья, мой дом, школа  7 ч
  8. Основы безопасности жизнедеятельности  4 ч

Учебно-тематический план 1 года обучения (на 2 ч в неделю без блока "Оздоровительный компонент: посещение бассейна")

  1. Организм – единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена  10 ч
  2. Что такое здоровье  10 ч
  3. Здоровый образ жизни  12 ч
  4. Здоровье и вредные привычки  4 ч
  5. Физкультура и здоровье  10 ч
  6. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу  10 ч
  7. Моя семья, мой дом, школа  10 ч
  8. Основы безопасности жизнедеятельности  6 ч

Учебно-тематический план 2 года обучения (на 2 ч в неделю с блоком "Оздоровительный компонент: посещение бассейна")

  1. Организм – единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена  6 ч
  2. Здоровье или болезнь  3 ч
  3. Здоровый образ жизни  11 ч
  4. Вредные привычки и здоровье  2 ч
  5. Оздоровительный компонент: посещение бассейна  36 ч
  6. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу  7 ч
  7. Моя семья, мой дом, школа  2 ч
  8. Основы безопасности жизнедеятельности  5 ч

Учебно-тематический план 2 года обучения (на 2 ч в неделю без блока "Оздоровительный компонент: посещение бассейна")

  1. Организм – единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена  10 ч
  2. Здоровье или болезнь  10 ч
  3. Здоровый образ жизни  18 ч
  4. Здоровье и вредные привычки  4 ч
  5. Физкультура и здоровье  4 ч
  6. Природа и человек  10 ч
  7. Моя семья, мой дом, моя школа  4 ч
  8. Основы безопасности жизнедеятельности  12 ч

Учебно-тематический план 3 года обучения (на 2 ч в неделю с блоком "Оздоровительный компонент: посещение бассейна")

  1. Вводное занятие  1 ч
  2. Организм – единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена  5 ч
  3. Что такое здоровье  4 ч
  4. Здоровый образ жизни  5 ч
  5. Здоровье и вредные привычки 2 ч
  6. Оздоровительный компонент: посещение бассейна 36 ч
  7. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу  8 ч
  8. Моя семья, мой дом, школа  3 ч
  9. Основы безопасности жизнедеятельности  7 ч
  10. Итоговое занятие  1 ч

Учебно-тематический план 3 года обучения (на 2 ч в неделю без блока "Оздоровительный компонент: посещение бассейна")

  1. Организм – единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена  10 ч
  2. Что такое здоровье  10 ч
  3. Здоровый образ жизни  12 ч
  4. Здоровье и вредные привычки  4 ч
  5. Физкультура и здоровье  6 ч
  6. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу  10 ч
  7. Моя семья, мой дом, школа  4 ч
  8. Основы безопасности жизнедеятельности  16 ч

Учебно-тематический план 4 года обучения (2 ч в неделю с блоком "Оздоровительный компонент: посещение бассейна")

  1. Вводное занятие  1 ч
  2. Организм – единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена  2 ч
  3. Что такое здоровье  4 ч
  4. Здоровый образ жизни  13 ч
  5. Здоровье и вредные привычки  2 ч
  6. Оздоровительный компонент: посещение бассейна  36 ч
  7. Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу  4 ч
  8. Основы безопасности жизнедеятельности  8 ч
  9. Итоговое занятие  1 ч

Учебно-тематический план 4 года обучения (2 ч в неделю без блока "Оздоровительный компонент: посещение бассейна")

Вводное занятие 2 ч

Организм – единое целое. Как устроен наш организм. Части тела человека и их гигиена 2 ч

Что такое здоровье 4 ч

Здоровый образ жизни 18 ч

Здоровье и вредные привычки 4 ч

Природа и человек. Влияние деятельности человека на природу 6 ч

Основы безопасности жизнедеятельности 8 ч

Проектная и исследовательская деятельность по экологии, здоровому образу жизни 28 ч

 

 

Цели программы

формирование компетентности учащихся в области здорового образа жизни

Задачи:

Обучающие:

· сформировать знания о строении и жизнедеятельности организма;

· сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;

· дать представления о методах и способах оказания первой медицинской помощи;

· привить навыки личной гигиены и сохранения здоровья.

· дать представления о взаимосвязи природы и человека.

Развивающие:

· способствовать развитию любознательности, наблюдательности, воображения, образному и логическому мышлению учащихся;

· способствовать развитию самостоятельности;

· способствовать развитию способности к творческому мышлению и творческой активности;

· способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащегося;

· формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

· развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания на практике

Воспитательные:

· способствовать воспитанию культуры межличностного общения;

· способствовать формированию основ безопасности поведения в природе;

· способствовать воспитанию личной ответственности за природу и своё здоровье;

· выработка активной жизненной позиции;

· научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

Результат программы

К концу первого года учащиеся должны:

знать:

  • основы знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни;
  • основы личной гигиены и сохранения здоровья;
  • взаимосвязи природы и человека;
  • знать основы безопасной жизни, безопасности поведения в природе.

уметь:

  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • владеть навыками личной гигиены и сохранения здоровья;
  • работать с дополнительной литературой, иллюстрациями;
  • общаться со сверстниками и взрослыми.

К концу второго года учащиеся должны:

знать:

  • части тела человека и их гигиену;
    причины болезней;
    составляющие здорового образа жизни;
    влияние вредных привычек на здоровье;
    народные приметы;
    правила поведения при ЧС.

уметь:

  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • определять свой вес, рост, пульс;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • оберегать себя от болезней.

К концу третьего года учащиеся должны:

знать:

  • значение каждого органа для человека;
  • как защитить себя от болезней;
  • правила закаливания;
  • какое влияние оказывает деятельность человека на природу.

уметь:

  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • вести самоконтроль за состоянием своего здоровья;
  • правильно планировать свой день;
  • правила пользования средствами бытовой химии.

К концу четвертого года учащиеся должны:

знать:

  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • как связан организм с окружающей средой;
  • как окружающая среда влияет на здоровье человека;
  • правила гигиены и меры профилактики заболеваний;
  • составляющие здорового образа жизни;

уметь:

  • наблюдать;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять в различных жизненных ситуациях полученные знания;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • проводить простейшие экологические исследования;
  • выполнять творческие проекты;
  • следить и заботиться о своём здоровье.

Особые условия проведения

Принимаются обучающиеся МБОУ СОШ № 1.

Материально-техническая база

  1. учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется);
  2. учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  3. стенды;
  4. видеоаппаратура, магнитофон, компьютер, ноутбук;
  5. для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные альбомы и сборники), мини зоопарка (декоративные домашние животные), теплицы-оранжереи (комнатные растения, растения разных климатических зон, растения Сибири, НСО, г. Бердска), учебно-опытного участка (экспериментальные и опытные посадки, декоративные садовые растения, дикорастущие деревья и кустарники, сельскохозяйственные культуры).

Информационное обеспечение:

  1. демонстрационный материал (плакаты, схемы, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации);
  2. учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);
  3. видеоматериал (фильмы, видео);
  4. тесты, анкеты, опросники;
  5. литература (стихи, экологические рассказы и сказки);
  6. серия кроссвордов, ребусов, загадок;
  7. карточки с индивидуальными заданиями;
  8. настольные игры по тематике программы.