«Музыкальный инструмент. Саксофон». Центральная школа (7 лет)

В современных условиях детские музыкальные школы являются тем звеном в общей системе музыкального образования в стране, в котором школьники приобщаются к музыкальному наследию в ее лучших, классических образцах. Главным результатом данной программы является приобщение учащихся к музыкальному искусству через овладение игрой на инструменте, воспитание любви к музыке и музыкальным занятиям.

 

Саксофон – тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже – в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

 

Программа "Музыкальный инструмент. Саксофон" включает классические русские и зарубежные произведения, обработки народных песен и танцев, современный материал эстрадного и джазового направлений; дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющих учесть индивидуальность учащегося, тип его психофизиологического и музыкально-исполнительского дарования. Также программой предусмотрены творческие задания (подбор по слуху, сочинение различных мелодий, чтение нот с листа), которые раскрывают художественные способности учащихся.

 

Данная программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на саксофоне с музыкально–теоретическими дисциплинами: сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр. Программа способствует формированию культурного самосознания, приобщению к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

Педагоги

  1. Демидович Николай Николаевич – преподаватель по классу духовых инструментов высшей квалификационной категории; Уровень образования: средне-специальное, НМУ 1979г.; Опыт работы 21.8 год/Общий стаж 25.9 лет/Стаж работы по специальности 21.8 год.; Повышение квалификации: Повышение квалификации, 72 часа, НИПКиПРО, 02 – 11.04.2018; Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в контексте профессионального стандарта.

Расписание

Согласно индивидуальному графику преподавателей. 

Содержание программы

Данная программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: саксофон, сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр, предмет по выбору: «Инструментальный ансамбль», «Сольное пение.(Эстрадное)», Музыкальный инструмент. Фортепиано".

Срок реализации – 7 лет.

 

1 год обучения 6.5 часа в неделю:

Саксофон – 2 часа.
Сольфеджио − 1,5 часа.
Хор – 1 час.
Предмет по выбору – 2 часа.

 

2 год обучения 6,5 часа в неделю:

Саксофон – 2 часа.
Сольфеджио − 1,5 часа.
Хор – 1 час.
Предмет по выбору – 2 часа.

 

3 год обучения 7 часов в неделю:

Саксофон – 2 часа.
Сольфеджио − 1 (1,5) часа.
Хор, оркестр – 3 (2.5) часа.
Предмет по выбору – 1 час.


4 год обучения 7 часов в неделю:

Саксофон – 2 часа.
Сольфеджио − 1 (1,5) часа.
Музыкальная литература – 1 час.
Хор, оркестр – 1.5 часа.
Предмет по выбору – 1.5 (1) час.

 

5 год обучения 9 часов в неделю:

Саксофон – 2 часа.
Сольфеджио − 1,5 часа.
Музыкальная литература – 1 час.
Хор, оркестр – 3 часа.
Предмет по выбору – 1.5 часа.

 

6 год обучения 8.5 часов в неделю:

Саксофон – 2 часа.
Сольфеджио − 1,5 часа.
Музыкальная литература – 1 час.
Хор, оркестр – 2 часа.
Предмет по выбору – 2 часа.

 

7 год обучения 8.5 часов в неделю:

Саксофон – 2 часа.
Сольфеджио − 1,5 часа.
Музыкальная литература – 1 час.
Хор, оркестр – 3 часа.
Предмет по выбору – 1 час.

 

Содержание учебного предмета "Саксофон"

Данная программа формирует навыки игры на саксофоне, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащегося. Освоение инструмента саксофон включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с лучшими достижениями мировой музыкальной культуры.

 

Содержание учебного предмета "Сольфеджио"

Значение предмета сольфеджио в современном учебном процессе трудно переоценить. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.

 

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература«

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

 

Содержание учебного предмета "Хор"

Хоровой класс в детской музыкальной школе занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Музыка имеет магическую, ни с чем не сравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а детям дает возможностью выразить себя. Занятия хоровым пением создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал.

 

Содержание учебного предмета "Оркестр"

В освоении игры на музыкальных инструментах и развитии творческих способностей большое значение играет предмет -оркестр. Следует отметить, что игра в оркестре для детей не только приобретение новых навыков, но и средство развития коммуникативных способностей.

Цели программы

Целью данной программы является развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне произведения различных жанров и форм.

Программа направлена на решение следующих задач:

 

1. Образовательные:

  • приобретение знаний, умений, навыков игры на саксофоне, их практическое применение;
  • использование полученных знаний в межпредметной работе;
  • "отдача" знаний, умений, навыков в исполнительском процессе интерпретации;
  • приобщение к высокохудожественному репертуару классической, народной и современной музыки.

2. Воспитательные:

  • формирование духовной культуры и развитие нравственности ребенка;
  • приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
  • формирование высоких эстетических норм в отношениях с окружающими людьми.

3. Развивающие:

  • развитие творческих способностей учащегося;
  • развитие любознательности и кругозора учащегося;
  • развитие эмоциональной сферы учащегося;
  • развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения, навыки, самостоятельно и качественно выполнять домашние задания.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

  • систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • основные исторические сведения об инструменте;
  • конструктивные особенности инструмента;
  • элементарные правила по уходу за инструментом;
  • основы музыкальной грамоты;
  • основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.д.);
  • основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.).

 

В результате освоения программы учащиеся будут уметь:

  • самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством преподавателя методику поэтапной работы над художественным произведением;
  • творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении музыкальных средств выразительности.
  • самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

 

Выпускники приобретут навыки:

  • игры по нотам;
  • чтения с листа несложных произведений;
  • навыки транспонирования и подбора по слуху.

 

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

 

Личностные результаты:

  • развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
  • развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

 

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

  • наличие дома музыкального инструмента (саксофон);
  • наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
  • приобретение канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради и т.д.).

Материально-техническая база

Учебные аудитории для индивидуальных и групповых занятий, фортепиано, пульты, стулья различной высоты, столы, аудио и видео оборудование, метроном, нотные сборники и методическая литература.

Учебные аудитории соответствуют санитарным и эпидемиологическим требованиям