ПФДО программа «Люби и знай свой край родной»

"Изучение своей Малой Родины –тема, которая никогда не утратит актуальности,

поскольку в обществе во все времена было престижно знать свои корни,

историю своего города или села..."

 

Образовательная программа «Люби и знай свой край родной» была создана для того, что бы через систему дополнительного образования помочь школьникам лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории, культуры, приобрести навыки самостоятельного исследовательского поиска в области экологии и краеведения. Изучение родного края способствует духовно-ценностному развитию учащихся, а также их социальной адаптации.

 

Работа в рамках программы не ограничивается только изложением готовых знаний о своём крае, городе, взятых из различных источников информации, но и включает непосредственное участие школьников в поисково-исследовательской деятельности по изучению родного края, города. Учащиеся ходят на экскурсии в природу, участвуют в экспедициях по родному краю, посещают музеи города Бердска и области. Особое внимание по программе уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала: экспонатов Музея «Природа», городского историко-художественного музея, рассказов сторожил города.

 

Учащиеся, занимающиеся по программе пишут проекты и исследовательские работы по краеведению, участвуют в экологических акциях, конкурсах, конференциях, профильных сменах разного уровня. Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий по сбору краеведческих материалов, содействие в охране памятников природы, активное участие в пропаганде краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

Педагоги

Буряк Жанна Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: НГПУ, учитель биологии.

Педагогический стаж: 27 лет.

Курсы повышения квалификации:

  • 2017 год: «Концептуальные и организационно-методические основы патриотического воспитания молодёжи» в Новосибирском институте дополнительного образования (филиале) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева» в объеме 108 академических часов.
  • 2018 год: Школа профессионального роста Центра внешкольной работы «Галактика» по теме: «Развитие профессиональной компетенции» в объеме 10 часов.
  • 2018 год: «Создание и наполнение сайта образовательного учреждения. Портфолио учителя» (МКУ ДПО города Новосибирска «Городской центр информатики «Эгида» в объеме 24 часа.
  • 2019 год: Областные курсы повышения квалификации по дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Инструментарий проектной деятельности педагога".

Учащиеся педагога являются победителями и призёрами таких конкурсов, как: Открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика», Региональная краеведческая профильная смена «ОткрытиЯ −2019», Открытый городской конкурс детско-юношеской журналистики «ЭТО НАШ КРАЙ», Регионального туристско-краеведческого проекта «Мой край – моя Сибирь», Регионального этапа Всероссийского конкурса «ОТЕЧЕСТВО», Регионального этапа Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Регионального этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды, Сибирская межрегиональная конференция юннатов, Форума юных исследователей в рамках площадки открытых коммуникаций OpenBio, Городских научно – практических конференций школьников.

 

Содержание программы

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения на 2 часа в неделю (72 часа)

  1. Введение в краеведение – 2 часа.
  2. Край, в котором я живу. Географическое положение города – 12 часов.
  3. История возникновения и развития города Бердска – 24 часа.
  4. Организации, предприятия, учреждения города Бердска – 14 часов.
  5. Население города Бердска. Культура, искусство, творчество и традиции – 12 часов.
  6. Исследовательская и проектная деятельность – 6 часов.
  7. Итоговое занятие – 2 часа.

Учебно-тематический план 1-го года обучения на 4 часа в неделю (144 часа)

  1. Введение в краеведение – 2 часа.
  2. Край, в котором я живу. Географическое положение города – 12 часов.
  3. История возникновения и развития города Бердска – 50 часов.
  4. Организации, предприятия, учреждения города Бердска – 16 часов.
  5. Природа города Бердска и его окрестностей. Климат – 30 часов.
  6. Население города Бердска. Культура, искусство, творчество и традиции – 18 часов.
  7. Исследовательская и проектная деятельность – 14 часов.
  8. Итоговое занятие – 2 часа.

Учебно-тематический план 1-го года обучения на 6 часов в неделю (216 часов)

  1. Введение в краеведение – 3 часа.
  2. Край, в котором я живу. Географическое положение города – 18 часов.
  3. История возникновения и развития города Бердска – 75 часов.
  4. Организации, предприятия, учреждения города Бердска – 24 часа.
  5. Природа города Бердска и его окрестностей. Климат – 45 часов.
  6. Население города Бердска. Культура, искусство, творчество и традиции – 27 часов.
  7. Исследовательская и проектная деятельность – 24 часа.

Учебно-тематический план 2-го года обучения на 2 часа в неделю (72 часа)

  1. Символика России: герб, флаг, гимн - 2 часа.
  2. Край, в котором я живу. История возникновения и развития НСО. Географическое и климатическое положение Новосибирской области - 14 часов.
  3. Крупные организации, предприятия, учреждения Новосибирской области - 18 часов.
  4. Природа Новосибирской области" - 26 часов.
  5. Культура, искусство, творчество и традиции народов Сибири - 8 часов.
  6. Итоговое занятие - 2 часа.

Учебно-тематический план 2-го года обучения на 4 часа в неделю (144 часов)

  1. Символика России: герб, флаг, гимн – 2 часа.
  2. Край, в котором я живу. История возникновения и развития НСО. Географическое и климатическое положение Новосибирской области – 14 часов.
  3. Туризм и краеведение – 12 часов.
  4. Крупные организации, предприятия, учреждения Новосибирской области – 26 часов.
  5. Природа Новосибирской области" – 32 часа.
  6. Культура, искусство, творчество и традиции народов Сибири – 20 часов.
  7. Экспедиционная деятельность по НСО – 24 часа.
  8. Исследовательская и проектная деятельность – 12 часов.
  9. Итоговое занятие в форме теста по Новосибирской области – 2 часа.

Учебно-тематический план 2-го года обучения на 6 часов в неделю (216 часов)

  1. Символика России: герб, флаг, гимн – 3 часа.
  2. Край, в котором я живу. История возникновения и развития НСО. Географическое и климатическое положение Новосибирской области – 21 час.
  3. Туризм и краеведение – 18 часов.
  4. Крупные организации, предприятия, учреждения Новосибирской области – 39 часов.
  5. Природа Новосибирской области" – 54 часа.
  6. Культура, искусство, творчество и традиции народов Сибири – 30 часов.
  7. Экспедиционная деятельность по НСО – 36 часов.
  8. Исследовательская и проектная деятельность – 18 часов.
  9. Итоговое занятие в форме теста по Новосибирской области – 3 часа.

Цели программы

Расширение эколого – краеведческих знаний о своем родном городе и крае.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование краеведческих знаний, умений, навыков;
  • знакомство с историей возникновения и развития города;
  • формирование знаний о природных особенностях города (климат, почва, животный и растительный мир).
    знакомство с природными и антропогенными комплексами города и его окрестностей;
  • расширение сведений о живой и неживой природе.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, потребностей через изучение истории своего родного края и города средствами краеведения;
  • развитие эмоционально – чувственной сферы, наблюдательности, воображения у детей;
  • развитие самостоятельности, умения делать выводы и принимать решения.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края;
  • воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям.

Результат программы

Учащиеся 1-го года обучения будут знать:

  • Определение краеведения.
  • Символы Бердска и НСО.
  • Географическое положение Бердска.
  • Историю Бердского острога.
  • Военную биографию Бердска.
  • Экологические проблемы современного Бердска.
  • Представителей флоры Бердска.
  • Представителей фауны Бердска.
  • Памятники Природы Бердска, НСО.
  • Национальный состав Бердска.

Учащиеся 1-го года обучения будут уметь:

  • Работать с географической картой.
  • Работать с различными источниками информации.
  • Собирать и оформлять информацию по изучаемому объекту.
  • Проводить элементарные исследования окружающей среды.
  • Разрабатывать проекты.
  • Составлять доклады.
  • Презентовать свои работы, проекты, исследования.

Учащиеся 2-го года обучения будут знать:

  • Географическое положение НСО.
  • Основные города и районы НСО.
  • Историю НСО.
  • Особенности животного и растительного мира области.
  • Памятники Природы НСО.
  • Достопримечательности НСО.
  • Исторические находки на территории НСО.

Учащиеся 2-го года обучения будут уметь:

  • Работать с географической картой.
  • Работать с различными источниками информации.
  • Собирать и оформлять информацию по изучаемому объекту.
  • Проводить элементарные исследования окружающей среды.
  • Разрабатывать проекты.
  • Составлять отчёты по итогам экспедиций.
  • Презентовать свои работы, проекты, исследования.
  • Уметь ориентироваться в природе.
  • Оказывать доврачебную помощь.
  • Пользоваться туристическим снаряжением.

В ходе освоения программы у учащихся сформируются:

Личностные результаты:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • умение понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • дисциплинированность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • внимательность;
  • трудолюбие;
  • интерес к историческому прошлому своего Отечества;
  • умение реализовывать свои способности;
  • умение доводить дело до конца.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно найти необходимую информацию в пределах изучаемой программы;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • умение презентовать результаты своей деятельности;
  • умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;
  • понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
  • умение строить сообщения в устной и письменной форме;
  • умение выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
  • оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
  • умение делать электронную презентацию.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение придерживаться плана;
  • умение использовать в работе инструменты (приборы, приспособления, оборудования, снаряжение);
  • умение описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • выступать перед аудиторией;
  • публично представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Особые условия проведения

Особые требования для записи на программу не предъявляются.

Материально-техническая база

  1. учебный кабинет (зонирован: рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, выставочные стенды, информационно-познавательная зона; оформление кабинета соответствует содержанию программы и постоянно обновляется);
  2. учебная мебель (столы ученические, стол педагога, ученическая доска, стулья, шкафы для хранения материалов);
  3. стенды;
  4. видеоаппаратура, магнитофон, компьютер, ноутбук;
  5. для проведения занятий используются ресурсы различных объектов МАОУ ДО ДООЦТ «Юность»: Музея «Природа» (экспонаты, коллекции, муляжи, экспозиции, экспедиционные находки, результаты полевых исследований, архивные альбомы и сборники), мини зоопарка (декоративные домашние животные), теплицы-оранжереи (комнатные растения, растения разных климатических зон, растения Сибири, НСО, г. Бердска), учебно-опытного участка (экспериментальные и опытные посадки, декоративные садовые растения, дикорастущие деревья и кустарники, сельскохозяйственные культуры).

Информационное обеспечение:

  1. демонстрационный материал (плакаты, атласы, карты НСО, Бердска, СФО, схемы, графики, таблицы, фотографии, слайд – программы, мультимедийные презентации, коллекции животных, растений, камней и минералов);
  2. учебно-методическая и познавательная литература (энциклопедии, сборники, серии книг для школьников);
  3. видеоматериал (фильмы, очерки, интервью, репортажи, видео-экскурсии, видеосъёмка из экспедиций и туристических поездок);
  4. методические пособия (путеводители по Новосибирской области и по Сибири, определители растений, животных, камней и минералов);
  5. методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
    тесты, анкеты, опросники;
  6. литература (стихи, легенды, рассказы о природе, пословицы и поговорки, документальные очерки сибирских путешественников).