- Главная
- Направления
- Техническая
- Прочее
- Программа «Художественная резьба»
Программа «Художественная резьба»
Актуальность
Программа «Художественная резьба» актуальна, потому что обучающиеся осваивают профессиональные приемы обработки древесины, практически знакомятся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород, приобретают познания в области стилизации и обобщения видимых предметов и явлений в декоративные формы и образы.
В процессе выполнения заданий различных по степени сложности, предусматривается сообщение обучающимся сведений по материаловедению, по специальной технологии искусства резьбы по дереву, профориентационная работа.
Все работы основывались на изучении традиций народного декоративно-прикладного искусства. Чтобы воспитательный процесс шел эффективнее, проводятся коллективные посещения выставок, зарисовки изделий народного декоративно-прикладного искусства, обсуждение периодических выставок обучающихся.
Изделия обучающихся носят общественно-полезную направленность, используются для украшения интерьера школы, применяются для оформления культурно-просветительных учреждений и т. д.
Новизна:
Новизна программы заключается в формировании новых технологий в содержании программы «Художественная резьба». Применение в образовательно-воспитательном процессе методов, приемов, средств освоения проектной деятельности.
Навыки, полученные обучающимися в объединении, позволяют им продолжать самостоятельные занятия в этой области декоративно-прикладного искусства, совершенствуя приемы контурного, геометрического, рельефного видов резьбы.
Преимущество обучения по Программе:
Ребёнок вливается в новый разновозрастной коллектив (возраст обучающихся 11-16 лет), включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками, старшими товарищами и педагогом.
Форма занятий на различных этапах обучения: групповая, по подгруппам, индивидуальная.
Теоретическое и практическое обучение школьников производится одновременно, при некотором опережении в изучении теоретического материала.
Отличительные особенности Программы:
Данная программа отличается от уже существующих («Мастерок», «Волшебная мастерская») тем, что ориентирована не только знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения.
Следует отметить, что резьба по дереву не только процесс выполнения определенных заданий – это ход их мыслей, умение представить себе творческую задачу, процесс выполнения работы, ее результат.
Педагоги
Сабадаш Юрий Анатольевич, высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования.
Общий педагогический стаж: 30 лет.
Педагог дополнительного образования: 6 лет.
Индивидуальные профессиональные достижения педагога:
- Благодарственное письмо по итогам районного творческого отчёта «Мы – дети планеты Творчества», 2019 г.
Сведения о повышении квалификации:
НИПКиПРО курсы повышения квалификации по теме: «Проектная деятельность как средство саморазвития личности в образовательном процессе», 72ч. (08 – 31.10.2018 г.)
Подготовленные электронные учебные материалы:
Презентации по теме: «Инструменты», "Обработка древесины".
Список используемой литературы:
- Матвеева Т.А. «Мозаика и резьба по дереву», Высшая школа 2002 г.
-Соколов Ю.В. «Альбом для выпиливания», М. 2001 г.
-Прозоровский Н.И. "Технология отделки столярных изделий«.М. 2003 г.
-Хворостов А.С., Хворостов Д.А. «Художественные работы по дереву», М. 2000 г.
-Федотов Г. «Волшебный мир дерева», М. 2001 г.
Достижения обучающихся:
- Районный творческий отчёт «Мы – дети планеты Творчества», 2019 г. (диплом за участие в выставке)
- Победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Расписание
Вторник: 11.00 −13.10
Среда: 11.00 – 13.10
Содержание программы
1. Вводное занятие - 2 часа.
2. Основные сведения о древесине -14 часов.
3. Обработка древесины-16 часов.
4. Склеивание и обработка склеенных заготовок- 16 часов.
5. Инструменты - 16 часов.
6. Соединение деталей - 16 часов.
7. Отделка и украшение деталей - 16 часов.
8. Изготовление поделок из древесины - 16 часов.
9. Выполнение творческих проектов - 16 часов.
Всего: 128 часов.
Цели программы
Цель: формирование творческой личности, обладающей практическими умениями и навыками, активной жизненной позицией, владеющей способами конструктивного взаимодействия.
Задачи:
Образовательные / предметные:
- формирование знаний обучающихся по техники обработки древесины;
- обучение различным приемам резьбы по дереву;
- формирование самостоятельности и творческой активности обучающихся;
- обучение теоретическим сведениям в области декоративно-прикладного творчества.
Развивающие/ метапредметные:
- развитие познавательного интереса к истокам, традициям народной культуры;
- развитие технического, художественного мышления;
- развитие эстетического и художественного вкуса обучающихся.
Воспитательные / личностные:
- воспитание бережного отношения к художественным материалам;
- воспитание доброго отношения друг другу;
- профориентация ребенка (чертежник, токарь, художник-оформитель).
Результат программы
В результате обучения по данной программе обучающиеся будут знать:
- исторические сведения в области декоративно-прикладного творчества;
- технику безопасности и правила поведения в школьной мастерской;
- основные породы древесины;
- технологию заготовки, хранения, обработки природного материала;
- виды геометрической резьбы;
- материалы, инструменты, используемые при резьбе;
- технологию изготовления изделий.
В результате обучения по данной программе обучающиеся будут уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- пользоваться инструментами;
- экономно расходовать материал;
- самостоятельно применять полученные знания на практике;
- составлять схему, эскиз изделия по собственному замыслу;
- комбинировать различные приемы работы.
Быть:
- аккуратным, точным, внимательным при работе с инструментами, при работе на токарном станке;
- вежливым по отношению к товарищам и взрослым.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Оценка метапредметных результатов предполагает:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
- соотнесение целей с возможностями;
- определение временных рамок;
- определение шагов решения задачи;
- видение итогового результата;
- распределение функций между участниками группы;
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение задавать вопросы;
- умение получать помощь;
- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);
- способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
- способность работать в команде;
- выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты:
- рациональное использование дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
- владение способами графического представления технической и технологической информации;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда.
Особые условия проведения
Набор в группу осуществляется на основании заявления от родителей.
Возраст обучающихся 11-16 лет.
Ограничений по здоровью программа не предполагает.
Конкурсный отбор не предполагается.
Материально-техническая база
Учебное помещение: мастерская МКОУ КСШ № 1.
Для оказания первой доврачебной помощи имеется аптечка с подбором медикаментов.
1.Режущий инструмент:
- ножовки (широкая и узкая, с разной величиной зуба);
- лобзик;
- шерхебель;
- рубанок одинарный и двойной;
- комплект стамесок (8-25 мм);
- комплект полукруглых стамесок (6-15 мм);
- рашпиль;
- комплект напильников с различным сечением и насечкой;
- нож, резаки (различной ширины и формы);
- комплект сверл.
2. Монтажный инструмент (и вспомогательный):
- молоток (массой 200-300 гр.);
- отвертки (плоская и фигурная);
- киянка;
- шило;
- клещи;
- коловорот;
- дрель;
- брусок.
3. Приспособления:
- сусла распиловочные;
- колодки шлифовальные;
- универсальные сверла;
- точило;
- токарный станок.
Для достижения положительного результата в образовательной деятельности вариативно используются разнообразные формы и методы работы.
Методы:
- устного контроля и самоконтроля (при устной проверке знаний);
- объяснительно-иллюстративный (педагог сообщает информацию с использованием демонстраций, а обучающиеся воспринимают осмысливают и запоминают её);
- репродуктивный (способствует формированию знаний, на основе заучивания, умений и навыков, через систему упражнений);
- метод самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (при работе по заданному образцу, по правилам, требующим творческого подхода).
Формы обучения:
1. Групповая – в процессе которой предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля.
(используется на практических занятиях, в самостоятельной работе).
2. Индивидуальная – когда учебное задание выполняется каждым подростком самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей (используются при подготовке и выполнении творческих работ)
Типы занятий:
-вводные;
-традиционные;
-практические;
-ознакомительные.
Измерительный и разметочный инструмент: линейка, карандаш, угольник, циркуль, рейсмус, резинка, схемы, таблицы, тесты.
Стоимость
Программа реализуется на бесплатной основе