Программа «Художественная резьба»

Актуальность

Программа «Художественная резьба» актуальна, потому что обучающиеся осваивают профес­сиональные приемы обработки древесины, практически знакомят­ся с физическими и декоративными свойствами наиболее распространенных древесных пород, приобретают познания в об­ласти стилизации и обобщения видимых предметов и явлений в декоративные формы и образы.

 

В процессе выполнения заданий различных по степени сложности, предусматривается сообщение обучающимся сведений по материаловедению, по спе­циальной технологии искусства резьбы по дереву, профориентационная работа.

 

Все работы основывались на изу­чении традиций народного декоративно-прикладного искусства. Чтобы воспитательный процесс шел эффективнее, проводятся коллективные посещения выставок, зарисовки изделий народного декоративно-прикладного искусства, обсуждение периодических выставок обучающихся.

 

Изделия обучающихся носят общественно-полезную направленность, используются для украшения интерьера школы, применяются для оформления культурно-просветительных учреж­дений и т. д.

  

Новизна:

Новизна программы заключается в формировании новых технологий в содержании программы «Художественная резьба». Применение в образовательно-воспитательном процессе методов, приемов, средств освоения проектной деятельности.

 

Навыки, полученные обучающимися в объединении, позволяют им продолжать самостоятельные за­нятия в этой области декоративно-прикладного искусства, совер­шенствуя приемы контурного, геометрического, рельефного ви­дов резьбы.

 

Преимущество обучения по Программе:

Ребёнок вливается в новый разновозрастной коллектив (возраст обучающихся 11-16 лет), включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками, старшими товарищами и педагогом.

 

Форма занятий на различных этапах обучения: групповая, по подгруппам, индивидуальная.

 

Теоретическое и практическое обучение школьников производится одновременно, при некотором опережении в изучении теоретического материала.

  

Отличительные особенности Программы:

Данная программа отличается от уже существующих («Мастерок», «Волшебная мастерская») тем, что ориентирована не только знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения.

 

Следует отметить, что резьба по дереву не только процесс выполнения определенных заданий – это ход их мыслей, умение представить себе творческую задачу, процесс выполнения работы, ее результат. 

Педагоги

Сабадаш Юрий Анатольевич, высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования.

Общий педагогический стаж: 30 лет.

Педагог дополнительного образования: 6 лет.

 

Индивидуальные профессиональные достижения педагога:

- Благодарственное письмо по итогам районного творческого отчёта «Мы – дети планеты Творчества», 2019 г.

 

Сведения о повышении квалификации:

НИПКиПРО курсы повышения квалификации по теме: «Проектная деятельность как средство саморазвития личности в образовательном процессе», 72ч. (08 – 31.10.2018 г.)

 

Подготовленные электронные учебные материалы:

Презентации по теме: «Инструменты», "Обработка древесины".

 

Список используемой литературы:

- Матвеева Т.А. «Мозаика и резьба по дереву», Высшая школа 2002 г.

-Соколов Ю.В. «Альбом для выпиливания», М. 2001 г.

-Прозоровский Н.И. "Технология отделки столярных изделий«.М. 2003 г.

-Хворостов А.С., Хворостов Д.А. «Художественные работы по дереву», М. 2000 г.

-Федотов Г. «Волшебный мир дерева», М. 2001 г.

 

Достижения обучающихся:

- Районный творческий отчёт «Мы – дети планеты Творчества», 2019 г. (диплом за участие в выставке)

- Победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников  

Расписание

Вторник: 11.00 −13.10

Среда:  11.00 – 13.10

 

 

Содержание программы

1. Вводное занятие - 2 часа.

2. Основные сведения о древесине -14 часов.

3. Обработка древесины-16 часов.

4. Склеивание и обработка склеенных заготовок- 16 часов.

5. Инструменты - 16 часов.

6. Соединение деталей - 16 часов.

7. Отделка и украшение деталей - 16 часов.

8. Изготовление поделок из древесины - 16 часов.

9. Выполнение творческих проектов - 16 часов.

 Всего: 128 часов.

Цели программы

Цель: формирование творческой личности, обладающей практическими умениями и навыками, активной жизненной позицией, владеющей способами конструктивного взаимодействия.

 

 Задачи:

Образовательные / предметные:

- формирование знаний обучающихся по техники обработки древесины;

- обучение различным приемам резьбы по дереву;

- формирование самостоятельности и творческой активности обучающихся;

- обучение теоретическим сведениям в области декоративно-прикладного творчества.


Развивающие/ метапредметные:

- развитие познавательного интереса к истокам, традициям народной культуры;

- развитие технического, художественного мышления;

- развитие эстетического и художественного вкуса обучающихся.


Воспитательные / личностные:

- воспитание бережного отношения к художественным материалам;

- воспитание доброго отношения друг другу;

- профориентация ребенка (чертежник, токарь, художник-оформитель). 

Результат программы

В результате обучения по данной программе обучающиеся будут знать:

- исторические сведения в области декоративно-прикладного творчества;

- технику безопасности и правила поведения в школьной мастерской;

- основные породы древесины;

- технологию заготовки, хранения, обработки природного материала;

- виды геометрической резьбы;

- материалы, инструменты, используемые при резьбе;

- технологию изготовления изделий.

 

В результате обучения по данной программе обучающиеся будут уметь:

- соблюдать технику безопасности;

- пользоваться инструментами;

- экономно расходовать материал;

- самостоятельно применять полученные знания на практике;

- составлять схему, эскиз изделия по собственному замыслу;

- комбинировать различные приемы работы.

 

Быть:

- аккуратным, точным, внимательным при работе с инструментами, при работе на токарном станке;

- вежливым по отношению к товарищам и взрослым.

 


У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

 

 

Оценка метапредметных результатов предполагает:

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;

- соотнесение целей с возможностями;

- определение временных рамок;

- определение шагов решения задачи;

- видение итогового результата;

- распределение функций между участниками группы;

- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение задавать вопросы;

- умение получать помощь;

- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой;

- построение логической цепи рассуждений.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);

- способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

- способность работать в команде;

- выслушивание собеседника и ведение диалога.

 

Предметные результаты:

- рациональное использование дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

- владение способами графического представления технической и технологической информации;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда.

Особые условия проведения

Набор в группу осуществляется на основании заявления от родителей.

 

Возраст обучающихся 11-16 лет.

 

Ограничений по здоровью программа не предполагает.

 

Конкурсный отбор не предполагается.

Материально-техническая база

Учебное помещение: мастерская МКОУ КСШ № 1.

 

Для оказания первой доврачебной помощи имеется аптечка с подбором медикаментов.

 

1.Режущий инструмент:

- ножовки (широкая и узкая, с разной величиной зуба);

- лобзик;

- шерхебель;

- рубанок одинарный и двойной;

- комплект стамесок (8-25 мм);

- комплект полукруглых стамесок (6-15 мм);

- рашпиль;

- комплект напильников с различным сечением и насечкой;

- нож, резаки (различной ширины и формы);

- комплект сверл.

 

2. Монтажный инструмент (и вспомогательный):

- молоток (массой 200-300 гр.);

- отвертки (плоская и фигурная);

- киянка;

- шило;

- клещи;

- коловорот;

- дрель;

- брусок.

 

3. Приспособления:

- сусла распиловочные;

- колодки шлифовальные;

- универсальные сверла;

- точило;

- токарный станок.

 


Для достижения положительного результата в образовательной деятельности вариативно используются разнообразные формы и методы работы.

 

Методы:

- устного контроля и самоконтроля (при устной проверке знаний);

- объяснительно-иллюстративный (педагог сообщает информацию с использованием демонстраций, а обучающиеся воспринимают осмысливают и запоминают её);

- репродуктивный (способствует формированию знаний, на основе заучивания, умений и навыков, через систему упражнений);

- метод самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (при работе по заданному образцу, по правилам, требующим творческого подхода).

 

 

Формы обучения:

1. Групповая – в процессе которой предполагается сотрудничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля.

(используется на практических занятиях, в самостоятельной работе).

 

2. Индивидуальная – когда учебное задание выполняется каждым подростком самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей (используются при подготовке и выполнении творческих работ)

 

Типы занятий:

-вводные;

-традиционные;

-практические;

-ознакомительные.

 
Измерительный и разметочный инструмент: линейка, карандаш, угольник, циркуль, рейсмус, резинка, схемы, таблицы, тесты.

Стоимость

Программа реализуется на бесплатной основе