Программа «Все цвета, кроме чёрного»

Актуальность данной проблемы обусловлено тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания.  Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, социальных учреждений. Вопросов много. Одно можно сказать, что оставленные без внимания дети, если ничего не изменить, составят угрозу для общества.

 

Программа «Все цвета, кроме черного» это комплекс мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Программа рассчитана на 4 года обучения. Время, отведенное на занятия, предусматривает теорию и практику.

 

В первый год обучения предусматривается знакомство детей со строением и особенностями функционирования детского организма, азбукой здоровья – сообщения им о еде, витаминах, одежде, о себе. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения. Практические занятия  помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научаться рассказывать о себе другим. Дети почувствуют, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо управлять ими.

 

Во второй год обучения предусматривается совершенствование знаний и умений необходимых каждому человеку. Практические занятия направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Они способствуют тому, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.

 

В третий год обучения практические занятия направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды.

 

Программа четвёртого года обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка, наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития.

Педагоги

Козлакова Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Образование: высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический университет.

Педагогический стаж: 32 года.

Содержание программы

1 год обучения:

1. Уроки здоровья – 10 часов:

Знакомство – презентация – 1 час.

Главный лепесток цветика - семицветика – 1 час.

Как черные братья решили мир завоевать – 1 час.

Планета по имени я – 1 час.

Физкульт – ура – 2 часа.

Главная одежда человека – 2 часа.

Полезно и вкусно – 2 часа.

 

2. Учусь понимать себя – 22 часа:

Твои новые друзья – 2 часа.

Как ты растешь – 2 часа.

Что ты знаешь о себе – 2 часа.

Твоё настроение – 2 часа.

Как ты познаешь мир – 3 часа.

Твои чувства – 2 часа.

Как изменяется твое настроение – 3 часа.

Твои поступки. Просмотр мультфильма – 2 часа.

Твои привычки – 2 часа.

Игра «Твой день» – 2 часа.

 

3. Волшебный экзамен – 2 часа.

4. Игры, конкурсы – 2 часа.

Итого: 36 часов.

 

2 год обучения:

1. Уроки здоровья – 10 часов:

О жителях страны Здоровья – 1 час.

О злых чародеях Алкоголе и Никотине – 1 час.

Как работает наш организм – 1 час.

Физкульт-ура – 2 часа.

Законы питания – 2 часа.

Таинственный незнакомец – 1 час.

Золотые ключики к сердцам людей – 2 часа.

 

2. Учусь понимать других – 20 часов:

Что изменилось за год – 2 часа.

Как научиться разговаривать с людьми – 3 часа.

Что такое интонация – 3 часа.

Как научиться преодолевать трудности вместе – 3 часа.

Как понять друг друга без слов – 3 часа.

Для чего нужна улыбка – 3 часа.

Умеешь ли ты дружить – 3 часа.

 

3. Волшебный экзамен – 2 часа.

4. Конкурс знатоков – 3 часа.

5. Итоговое занятие – 1 часа.

Итого: 36 часов.

 

3 год обучения:

1. Уроки здоровья – 12 часов:

Сделай правильный вывод ( о еде ) - 2 часа.

Умей сказать «Нет!» – 1 час.

Дари сердечное тепло – 1 час.

Прощай тетушка скука! – 2 часа.

Мы сильнее черных братьев – 2 часа.

Посеешь привычку – пожнешь характер – 1 час.

Моя семья – 2 часа.

Давай дружить – 1 час

 

2. Учусь общаться – 20 часов:

Что вы знаете друг о друге – 2 часа

Твой класс – 2 часа

Кто твой друг – 2 часа

Как научиться жить дружно – 2 часа

Как помириться после ссоры – 2 часа

Какой у тебя характер – 2 часа

Как воспитать свой характер – 2 часа

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение – 3 часа

Фантастическое путешествие – 3 часа

Волшебный экзамен – 2 часа

Конкурс знатоков – 1 час

Игры – 1 час.

Итого: 36 часов 

 

4 год обучения:

1. Кто жить умеет по часам – 7 часов:

Режим дня – 2 часа.

Твоё настроение в течение недели – 1 час.

Чтение отрывка из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» – 1 час.

Работоспособность – 1 час.

Нарисуй плакат, который поможет расстаться с вредной привычкой – 2 часа.

 

2. Внимание: внимание! – 3 часа:

Распределённость внимания – 1 час.

Устойчивость внимания – 1 час.

Чтение отрывка из романа М.Твена – 1 час

 

3. Секреты нашей памяти – 4 часа:

Зрительная память – 2 часа.

Механическая память – 1 час.

Образная память – 1 час.

 

4. Homo sapiens-человек разумный – 8 часов:

Логические задачи – 2 часа.

Мозаика из квадратов – 2 часа.

Работа с ребусами – 2 часа.

Поделки из бумаги – 2 часа.

 

5. Какой ты человек – 8 часов:

Опиши свой характер – 3 часа.

Чтение отрывка из романа Д.Дефо Робинзон Крузо – 3 часа.

 

6. Что я знаю о себе (проект) – 2 часа.

7. Волшебный экзамен – 2 часа.

8. Конкурс знатоков – 1 час.

9. Игры – 1 час.

Итого: 36 часов. 

  •  

     

 



 

Цели программы

 Цель программы:

Формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

 

Задачи программы:

Обучающие задачи:

1. Расширить знания детей о правилах здорового образа жизни.

2. Формировать у детей представление о ценности здо­ровья и необходимости бережного отношения к нему.

3. Формировать представления об особенностях своего характера.

 

Воспитательные задачи:

1. Формировать умение противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

2. Формировать умение оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей.

3. Формировать навыки управления своим поведением, эмо­циональным состоянием.

 

Развивающие задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков (умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов).

2. Развитие у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  1. правила здорового образа жизни;
  2. особенности своего характера;
  3. основы здорового образа жизни,ценность здоровья и необходимость бережного отношения к нему;

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  1. оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
  2. предупреждать свое возможное приобщение к одурманивающим веществам;
  3. управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

 

В результате реализации программы у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  1. коммуникабельность;
  2. открытость;
  3. дружелюбие и взаимопонимание;
  4. эмоциональная и психологическая устойчивость.

Материально-техническая база

  • Помещение: учебный кабинет, оборудованный ученической мебелью, школьной доской, и соответствующий требованиям СанПиН.
  • Оборудование: ноутбук.
    Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
    Слайды, соответствующие тематике программы.
    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.
  • УМК:
  1. М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова – "Все цвета, кроме черного«.- М: Центр «Вентана-Граф», 2003г.
  2. И. В. Плющ, А. П. Третьякова, Н. О. Герьянская – «Организация деятельности по профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях». – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004г.
  3. С. Б. Белокурова, В. Ю. Климович -«Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивление распространению наркомании». - М: Центр "Планетариум", 2003г.