Программа «С чего начинается Родина»

В последние годы в нашей стране происходят огромные изменения, это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории, изменилось и отношение людей к Родине. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

 

Социально-коммуникативное развитие очень важно для детей дошкольного возраста, так как его основной целью является – позитивная социализация дошкольников, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является сегодня очень актуальной и одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 

Направленность программы «С чего начинается Родина» по содержанию является патриотической; по функциональному назначению – познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – длительной. Программа разработана с учетом требований основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида.

 

Новизна программы заключается в обновлении традиционных форм и методов работы, с использованием современных образовательных технологий и рефлексии, создании модели образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно – ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО. Содержание патриотического воспитания обогащено посредством включения в него регионального компонента.

 

Патриотическое воспитание входит в область «Социально – коммуникативное развитие» и направленно на расширение представлений о родном крае, о его достопримечательностях, о Москве, Российской Армии, героях космоса, формирование любви к Родине, чувства гордости за её достижения, воспитание интернациональных чувств и уважении к людям разных национальностей и их обычаям, любви к Родине, чувства гордости за её достижения.

 

Формы взаимодействия с детьми: виртуальные и обычные экскурсии, проектная и исследовательская деятельность.

Педагоги

Березан Валентина Николаевна – заведующий ДОУ.

Ренье Ирина Геннадьевна – воспитатель, высшая квалификационная категория.

Шалагина Наталья Владимировна – воспитатель, первая квалификационная категория.

Богомазова Татьяна Александровна – воспитатель, высшая квалификационная категория.

Казанцева Светлана Алексеевна – воспитатель, первая квалификационная категория.

Келлер Татьяна Павловна – воспитатель, первая квалификационная категория.

Шмакова Елена Николаевна – воспитатель, первая квалификационная категория.

Никулина Светлана Викторовна – воспитатель, первая квалификационная категория.

Штоппель Мария Сергеевна – воспитатель, высшая квалификационная категория.

Кислицина Наталья Васильевна – воспитатель, первая квалификационная категория.

Пилипенко Наталья Алексеевна – воспитатель, первая квалификационная категория.

Морщакина Ирина Викторовна – старший воспитатель, высшая квалификационная категория.

Нельзина Татьяна Ивановна – старший воспитатель высшая квалификационная категория.

Борисова Елена Владимировна – музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория.

Ушакова Оксана Сергеевна – музыкальный руководитель, первая квалификационная категория.

Пчелина Ольга Ивановна – инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория.

Пинигина Анастасия Николаевна – инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория.

Содержание программы

Первый год (старшая группа)

Сентябрь
1. «Моя семья – моя радость». Беседа с творческим заданием.
2. «Герб моей семьи». Конкурс.

Октябрь
3. «Мой замечательный поселок» Просмотр фильмов. Экскурсии.
4. «Сад на окошке». Акция.
5. «Уважения достойны». Беседа о пожилых людях.

Ноябрь
6. «Рождение поселка». Сотрудничество с библиотекой. Экскурсия в музей.
7. «Наш – поселок». Знакомство с картой – схемой поселка.
8. «Символика поселка» (герб, флаг). Беседа.

Декабрь
9. «История поселка в названиях улиц». Презентация исследовательских семейных проектов.
10. «Достопримечательности поселка». Экскурсия.

Январь

11. «Кто живет с нами рядом». Знакомство с народами, живущими в районе.

12. «Мы все такие разные». Конкурс рисунков.
13. «Традиции нашего народа». Развлечение.

Февраль
14. «В гостях у предков». Сказочный марафон.
15. «Памятные места поселка». Экскурсия.
16. «Вам, защитники Отечества!». Акция.

Март
17. «Природа вокруг нас». Просмотр видеофильма.
18. «Пусть цветы радуют глаз». Творческая деятельность.
19. «Что это? Кто это?». Составление кроссвордов о животных, растениях района.
20. «Как растения дают нам кислород». Опыты, эксперименты.

Апрель
21. «Кому нужна моя помощь?». Разведка добрых дел.
22. «Весна в родном поселке». Экскурсия.

Май

23. «Этих дней не смолкнет слава». Акция.
24. «Зеленые ладошки земли». Десант чистоты и порядка на территории детского сада.
25. «Люблю тебя, Маслянинский район». Встреча с местными поэтами и композиторами.
26. «С чего начинается Родина?». КВН.

Второй год (подготовительная к школе группа)

Сентябрь

1. «Почему меня так назвали». Презентация детских проектов.

2. «Мои права и обязанности» Беседа.

Октябрь
3. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью». Беседа.
4. «Спешите творить добро!». Ситуативный практикум.
5. «По каким правилам мы живем». Игра.

Ноябрь
6. «Мой папа – мастер на все руки». Презентация семейных творческих работ.
7. Золотые руки мамы.

Декабрь
8. «Поселок в котором я живу». Конкурс рисунков.
9. Люблю тебя, Маслянино. Изготовление макета поселка.

Январь.
10. «Полезные богатства края». экспериментирование.
11. «Кто живет в лесах Маслянинского района». Виртуальная экскурсия .
12. «Песни и стихи для тебя, Маслянинский район». Музыкально – литературная гостиная.

Февраль
13. «Дорогая моя столица». Заочное путешествие по городу Новосибирску.
14. «Из истории области». Рассказы детей, подготовленные совместно с родителями.
15. «Богатыри земли Русской. Занятие – вернисаж.
16. «Города и села Новосибирской области на карте». Исследовательская деятельность.

Март
17. «Флаги и гербы». Беседа с творческим заданием.
18. «Животные – рекордсмены». Просмотр видеофильма.

Апрель

19. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.
20. «Животные нашего края». Изготовление макета природных зон.
21. «Растения нашего леса». Изготовление альбома.
22. «Земля наш общий дом». Викторина.

Май
23. «Аллея славы героев». Экскурсия.
24. «Там, где погиб неизвестный солдат». Выставка рисунков.
25. Как живут наши друзья. Целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений.
26. «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь». Фестиваль художественного творчества.

Цели программы

Цель. Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

 

Задачи.

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, района.

• Формировать знания о природных богатствах района, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.

• Способствовать социализации воспитанников.

• Обогатить знания дошкольников о поселке Маслянино, его истории, достопримечательностях, богатствах района, людях-тружениках.

 

Развивающие:

• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства поселка, района.

 

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать уважение к труду маслянинцев, создающих красивый поселок.

• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения;
  • наиболее важные исторические события истории родного поселка и района;
  • символику поселка и района;
  • писателей и поэтов Маслянинского района, их творчество;
  • национальный состав района, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • вести самостоятельные наблюдения в природе;
  • узнавать изученные растения и животных;
  • работать с элементами народного творчества;
  • применять игры разных народов для организации собственного досуга;
  • применять полученных знаний о Маслянино в добрых делах и поступках на благо родного поселка;
  • творчески мыслить и рассуждать.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • интерес к жизни родного посёлка;
  • сформирована гендерная, семейная и гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу;
  • сформировано уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде;
  • расширенны представления об истории семьи;
  • чувство привязанности к семье и дому;
  • уважение к Российской Армии, защитникам Отечества, к памяти павших бойцов;
  • чувство гордости за свою Родину.

Особые условия проведения

Ограничений по состоянию здоровья при реализации программы нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: групповые комнаты, музыкальный и физкультурный залы, районный краеведческий музей, районная детская библиотека, детская школа искусств.

 

Материально-техническое обеспечение:

● Компонент дидактический включает в себя: Познавательные книги, Атласы, Тематические альбомы, Серии картин с изображением природных сообществ, Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

● Компонент оборудования включает в себя: приборы-помощники: Лупы, увеличительные стекла, Весы, безмен, Песочные, механические часы, Компас, Магниты; Портновский метр, линейки, треугольник т.д.

● Компонент стимулирования включает в себя: – разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; -сита, воронки разного размера и материала; – природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; – утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; – технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; – разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; – красители: непищевые (гуашь, акварельные краски ); – медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.; – прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

Информационное обеспечение: центр «Знайкины университеты» – собраны книги о Маслянинском районе, областном центре и России; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов.

Педагогические технологии: проектные, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные, квест- технологии, ТРИЗ – технологии, личностно-ориентированные, лэпбук.

Дидактические материалы:

Уголок «Поселок мой Маслянино», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о поселке современном и старинном; решать познавательные задачи о поселке и областном центре; путешествовать по районам (карта);

-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;

– «Лаборатория Знайки», где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях.

Стоимость

Бесплатно.