Программа «Занимательная экология»

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Программный материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

 

 

Чтобы интерес к занятиям не исчезал, нельзя исключать и игровые ситуации, решение различных ситуативных задач, постановку различных проблем и самостоятельный поиск решении поставленной проблемы. Именно поэтому содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

 

 

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Педагоги

Марина Ивановна Гурова - педагог дополнительного образования, высшая категория, должность - учитель.

 

Содержание программы

1 год обучения

Введение – 1 ч.

Природа, красота явлений природы – 1 ч.

Объекты неживой природы – 3 ч.

Объекты живой природы – 2 ч.

Мой дом за окном – 10 ч.

Я и моё окружение – 13 ч.

Гигиена моего дома – 6 ч.

Итого: 36 часов

2 год обучения

Вода – источник жизни – 9 ч.

Солнце и свет в нашей жизни – 12 ч.

Воздух и здоровье – 2 ч.

Мой край – 8 ч.

Весенние работы – 5 ч.

Итого: 36 часов

3 год обучения

Новосибирская область на карте России – 2 ч.

Растительный мир Новосибирской области – 14 ч.

Насекомые Новосибирской области – 7 ч.

Рыбы, обитающие в Новосибирской области – 7 ч.

Солнце и свет в нашей жизни – 6 ч.

Итого: 36 часов

Цели программы

Создание условий для формирования основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи:

Обучающие

  • формирование интереса к изучению природы и окружающего мира;
  • приобретение знаний о природных сообществах и охраняемых территориях области;
  • формирование представления о месте и роли человека в биосфере.

Развивающие (или метапредметные)

  • формирование интереса к познанию мира природы;
  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;
  • формирование навыков работы с литературой.

Воспитательные (или личностные)

  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование осознанной необходимости ведения здорового образа жизни;
  • формирование бережного отношения к природе и чувства ответственности за свои поступки.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

 

· природные сообщества и охраняемые территории области;

· место и роль человека в биосфере;

· правила здорового образа жизни.

 

Обучающиеся должны уметь:

 

· видеть в самом обычном необычное и удивительное;

· работать с литературой;

· изучать и исследовать конкретные объекты природы.

 

Личностные и метапредметные результаты:

 

· проявление интереса к познанию мира природы;

· владение начальными формами исследовательской деятельности.

· сформированность коммуникативных навыков;

· наличие осознанной необходимости ведения здорового образа жизни;

· проявление бережного отношения к природе и чувства ответственности за свои поступки.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Учебный кабинет, обеспеченный техническими средствами обучения (компьютер, видеопроектор, микроскоп), в котором находятся подборка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, видеотека.