Программа «Художественное чтение»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Поэзия – зеркало души» кружка «Художественное чтение» направлена на развитие навыков художественного чтения детей и подростков, на расширение их эстетического кругозора.

 

Программа способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счёте, духовному обогащению личности.

 

Ключевая педагогическая идея, определяющая общую логику построения целостного образовательного процесса по данной программе, заключается в том, чтобы открыть возможности для многостороннего развития способностей обучающихся в творческом воплощении литературного произведения в звучащем слове.

 

Актуальность и педагогическая целесообразность программызаключается в том, чтобы научить детей и подростков с помощью художественного слова в полной мере чувствовать красоту правильной, образной, содержательной речи и компенсировать недостаток полноценного, «живого» общения с литературой, дать возможность понять и почувствовать всю ценность литературного языка как основы национальной культуры.

 

Авторским компонентом программы является то, что материалом для обучения художественному чтению служат произведения местных поэтов, участников районного поэтического клуба "Время".

Педагоги

Арнгольд Елизавета Александровна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

1 Год.

Раздел 1. Введение в программу (2 ч.).

Раздел 2. «Живое» слово и его значение (26 ч.).

Раздел 3. Выбор и разбор произведения (10 ч.).

Раздел 4. Азбука актерского мастерства (40 ч.).

Раздел 5. Воплощение произведения в звучащем слове (30 ч.).

Раздел 6. Обсуждение исполнения (20 ч.).

Раздел 7. Участие в мероприятиях (14 ч.).

Раздел 8. Итоговое занятие (2 ч.).

Итого: 144 ч.

Цели программы

Цель программы – овладение обучающимися знаниями и умениями художественного чтения классической и современной поэзии, развитие творческого потенциала обучающихся для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове и обучение написанию собственных сочинений.

 

Задачи:

 

Воспитывающие:

 

· воспитать умения работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу;

· воспитать ответственность за результат индивидуальной и коллективной работы;

· воспитать самостоятельность в выборе произведения для художественного чтения.

 

Развивающие:

 

· развить ассоциативно-образное мышление;

· развить внимание, фантазию и воображение;

· развить и сформировать художественный вкус;

· развить эмоциональную сферу.

 

Обучающие:

 

· обучить основам художественного чтения;

· обучить технике речи: дикция, дыхание, голос;

· обучить анализу литературного произведения;

· обучить логическому разбору текста;

· обучить элементам актёрского мастерства;

· обучить воплощению художественного произведения в звучащем слове.

Результат программы

В результате обучения по программе обучающиеся будут

 

знать:

 

• что входит в понятие "художественное чтение";

• что входит в понятие "техника речи";

• основные дикционные упражнения;

• основные дыхательные упражнения;

• элементы актерского мастерства: внимание, воображение;

• основные принципы работы над текстом литературного произведения.

 

уметь:

 

• правильно выполнять артикуляционную гимнастику;

• выполнять основные дикционные упражнения;

• выполнять несколько дыхательных упражнений;

• посылать звуки в соответствии с заданным расстоянием;

• объяснить заголовок текста;

• определять основную мысль произведения с помощью педагога;

• пересказывать текст своими словами с учетом основной мысли и рассказывать слушателям (не читать);

• выражать в чтении свое отношение к событиям и героям произведения;

• подготовить к творческому отчету 3 −5 произведений различного жанра;

• участвовать в районных конкурсах (подростки);

• участвовать в концертной и культурно-досуговой деятельности.

 

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие УУД:

 

Личностные:

 

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной творческой деятельности, доброжелательная позиция по отношению друг к другу на конкурсных площадках.

 

Регулятивные: ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

 

Познавательные: умение самостоятельно подбирать произведение для прочтения, соответствующее личным индивидуальным исполнительским особенностям исполнения.

 

Метапредметные:

 

· умение входить в художественный образ, проявляя фантазию и воображение;

· умение эмоционально воздействовать на слушателей, передавая характер произведения;

 

Предметные:

 

· умение исполнять художественные произведения, применяя изученные техники речи;

· умение разбирать и анализировать произведение с целью последующего воплощения произведения в художественном слове и актерского исполнения.

Материально-техническая база

- просторное помещение;

- мебель;

- магнитофон;

- микрофон.