Программа «Основы пешеходного туризма»

Пешеходный туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. Пешие походы и путешествия не требуют дополнительных средств передвижения (как лыжный, водный, велосипедный и др.), специального снаряжения (как горный и спелеологический) и совершаются в основном в бесснежные периоды года.

Пешеходный туризм был и остаётся наиболее доступным.

 

Актуальность программы

Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать одновременно, в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

 

Занятия туризмом, краеведением предполагают погружение обучающихся во многие области знаний как общеобразовательного цикла (история, география, и др.), так и дополнительного образования.

 

Отличительные особенности программы

По целевому ориентированию и уровню сложности данная программа является программой стартового (ознакомительного) уровня и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного процесса, минимальную сложность предлагаемого программой учебного материала. Освоение программы позволит обучающимся определить перспективы дальнейших занятий по базовым и углубленным программам в избранном виде туризма.

 

Занятия туризмом, краеведением предполагают погружение обучающихся во многие области знаний как общеобразовательного цикла (история, география, и др.), так и дополнительного образования.

Педагоги

Люфт Галина Геннадьевна – педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж: 30 лет.

Уровень образования: высшее профессиональное.

 

Профессиональная компетентность: инструктор детско-юношеского туризма с 2017 года.

Повышение квалификации:

  • "Психолого-педагогическая компетентность инструктора детско-юношеского туризма (ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО) 2016 г.)
  • "Инструктор детско-юношеского туризма" (ФГБОУ ДО «ФЦДЮТиК», 2017 г.)
  • «Оказание первой помощи» (АНО ДПО СПН «Первая помощь», 2019 г.)
  •  «Подготовка педагогов дополнительного образования – инструкторов детско-юношеского туризма» ( ФГБОУ ВО «НГУЭУ «НИНХ», 144 часа, 2020г.).

Содержание программы

Учебная программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю).

 

Учебный план содержит следующие основные разделы:

1. Введение – 1 час.

2. Основы туристской подготовки – 35 часов.

3. Топография и ориентирование в походе – 14 часов.

4. Краеведение – 6 часов.

5. Основы гигиены туриста. Первая доврачебная помощь – 6 часов.

6. Физическая подготовка туриста – 10 часов.

 

Практические занятия составляют большую часть программы (50 часов).

Порядок изучения тем и отдельных вопросов определяется педагогом в календарном учебном графике с учетом возрастных психофизических особенностей обучающихся, а также сезонных климатических изменений и местных природных особенностей.

Туристское путешествие вне сетки часов.

Цели программы

Цель: приобретение учащимися основных знаний о своем крае, технике пешего туризма, ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи.

 

Задачи программы:

Развивающие:

  • расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, ОБЖ, физической подготовке;
  • расширение и углубление знаний обучающихся по истории родного края и области.

Обучающие:

  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  • приобретение знаний по основам пешеходного туризма, краеведению, основам гигиены туриста и первой доврачебной помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспитательные:

  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • формирование гуманного отношения к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе;
  • физическое совершенствование школьников;
  • выполнение норматива на присвоение звания "Юный турист".

Результат программы

  • Получение учащимися теоретических, практических и универсальных знаний, умений и навыков по разделам программы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение, основы гигиены и первая доврачебная помощь;
  • Получение учащимися опыта участия в туристских соревнованиях, в пешеходных туристских маршрутах;
  • Формирование навыка оказания первой доврачебной помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях;
  • Формирование навыка работы с информацией, полученной при проведении похода и навыка составлении отчета о походе, с последующим представлением его перед аудиторией;
  • Развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
  • Воспитание патриотизма и верности своей Родине.

Освоение программы позволит обучающимся определить перспективы дальнейших занятий по базовым и углубленным программам в избранном виде туризма.

Особые условия проведения

Отсутствие у обучающихся медицинских противопоказаний для занятий в объединениях туристско-краеведческой направленности.

Материально-техническая база

  1. Учебное помещение на базе "МКОУ ООШ п. Александровский".
  2. Доска настенная для маркера, маркеры, линейка, угольник.
  3. Переносной проектор, ноутбук, экран проекционный.
  4. Стулья и столы ученические.
  5. Палатки туристские.
  6. Тенты.
  7. Рюкзаки.
  8. Спальные мешки.
  9. Коврики туристские.
  10. Варочная туристская посуда.
  11. Топоры, пилы.
  12. Веревки основные и вспомогательные.
  13. Системы страховочные.
  14. Каски.
  15. Карабины, жумары, спусковые устройства.
  16. Ремонтный набор.
  17. Аптечка.
  18. Учебные наглядные пособия, картографический материал, компасы, курвиметр, секундомер, линейки.