Программа «Поём вместе»

Хоровой класс в детской школе искусств занимает важное место в системе
музыкального воспитания и образования. Хоровое пение-одна из самых массовых форм приобщения к миру прекрасного, имеет глубокие традиции в нашей стране.

   

Также специфика хорового пения как коллективного творчества способствует решению задач социальной адаптации ребёнка в обществе: участие в коллективной хоровой деятельности формирует у ребёнка умение общаться, объективно оценивать свои действия, осознавать имеющиеся недостатки ( качество слуха и голоса, певческие умения и навыки). Совместно осваивая трудности, участвуя в коллективном исполнении, участники хора влияют друг на друга, способствуя активности восприятия, творческому отношению к музыкальным занятиям.

   

Данная программа ориентирована на учащихся хорового класса со сроками освоения 5 лет. Учебная нагрузка по дисциплине «Хоровое пение» на хоровом отделении составляет 3,5 часа в неделю. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: контрольные уроки, праздничные выступления, участие в конкурсах, в конце года – отчётный концерт хорового отделения.

Педагоги

Евсюкова Ольга Александровна - преподаватель по классу хорового пения, 1 категория, стаж 20 лет. Образование: среднее специальное -НОККиИ, высшее педагогическое - НГПУ. Курсы повышения квалификации – 2018 год (АНО «СПБ ЦДПО»). Свидетельство участника региональной творческой мастерской для вокалистов «Живой звук»- 2018 год.

Содержание программы

Данная программа комплексная и предполагает изучение следующих предметов: хор, инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, предмет по выбору (вокал)

Срок реализации – 5 лет.

1 год обучения 7 часов в неделю:

  •  Хор – 3.5 часа.
  • Инструмент – 1 час.
  •  Сольфеджио – 1.5 часа.
  •  Предмет по выбору (вокал) – 1 час.

2 год обучения 8 часов в неделю:

  •  Хор – 3.5 часа.
  •  Инструмент – 1 час.
  •  Сольфеджио – 1.5 часа.
  •  Музыкальная литература – 1 час.
  •  Предмет по выбору (вокал) – 1 час.

3 год обучения 8 часов в неделю:

  •  Хор – 3.5 часа.
  •  Инструмент – 1 час.
  •  Сольфеджио – 1.5 часа.
  •  Музыкальная литература – 1 час.
  •  Предмет по выбору (вокал) – 1 час .

4 год обучения 8 часов в неделю:

  •  Хор – 3.5 часа.
  •  Инструмент – 1 час.
  •  Сольфеджио – 1.5 часа.
  •  Музыкальная литература – 1 час.
  •  Предмет по выбору (вокал) – 1 час.

5 год обучения 8 часов в неделю:

  •  Хор – 3.5 часа.
  •  Инструмент – 1 час.
  •  Сольфеджио – 1.5 часа.
  •  Музыкальная литература – 1 час.
  •  Предмет по выбору (вокал) – 1 час .

Содержание учебного предмета "Хор":

Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Пение – это комплексный процесс, затрагивающий физическую, эмоциональную, интеллектуальную сферы ребенка, в результате которой происходит развитие творческой индивидуальности. Помимо этого, идет активная социализация обучающегося, так как хоровое пение – это вид коллективного творчества.

Содержание учебного предмета "Инструмент":

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с достижениями мировой музыкальной культуры.

Содержание учебного предмета "Сольфеджио":

Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование интонационно чуткого слуха, способного осмысливать происходящие в музыке события, наблюдать за ее течением, музыкальной формой, понимать логику гармонического развития, чувствовать эстетическую красоту и содержание музыкального произведения.


Содержание учебного предмета "Музыкальная литература":

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Содержание учебного предмета «Вокал» (предмет по выбору):

Предмет «Вокал» развивает певческий аппарат ребёнка, раскрывает его индивидуальные особенности, расширяет репертуарные возможности.

Цели программы

Цель программы:

Развитие музыкального слуха у детей, формирование их эмоциональной сферы, приобщение к общечеловеческим ценностям через знакомство с хоровой музыкальной культурой.

 

Достижение данной цели реализуется через решение следующих задач:

Образовательные:

  •  Формирование у учащихся основных вокально-хоровых навыков: певческая установка, звукообразование, звуковедение, дыхание, дикция;
  •  Активное умение пользоваться знанием нотной грамоты и навыками сольфеджио;
  •  Умело сочетать пение по нотам с пением по слуху ( способствует развитию музыкальной памяти);
  •  Формирование навыков ансамблевого пения;
  •  Расширение музыкально-художественного кругозора детей, отбирая для этого лучшие произведения русской и зарубежной классики, народную и современную музыку разнообразных жанров .

 

Развивающие:

  •  Развитие основных свойств певческого голоса ( звуковысотный и динамический диапазон, тембр, дикция);
  •  Развитие творческой и познавательной активности учащегося;
  •  Развитие музыкального восприятия и мышления ( умение переживать и чувствовать музыку, умение понимать художественный смысл хорового произведения).

 

Воспитательные:

  •  Воспитывать у детей любовь к музыке, к коллективному музицированию;
  •  Через совместную коллективную деятельность формировать у детей нравственные, духовные, патриотические чувства;
  •  Формировать коммуникативные умения и социальную активность в процессе урочной и внеурочной деятельности.

 

Метапредметные:

  • Развитие позитивного отношения к занятиям;
  • Развитие творческого потенциала как основы дальнейшего становления личности;
  • Развитие коммуникативных навыков и способностей обучающихся.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • Знания и представления о хоровом исполнительстве, музыкальная грамота, стили музыки, музыкальная терминология.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • Исполнять хоровые и сольные произведения различных стилей;
  • Уметь анализировать музыкальное произведение;
  • Участвовать в творческой самодеятельности.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • Трудолюбие, отзывчивость, терпеливость;
  • Высокая культура личности, целеустремленность, внимательность; 
  • Желание проявить себя в творчестве. 

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

  •  Наличие дома музыкального инструмента (фортепиано, синтезатор);
  •  Наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
  •  Приобретение канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради и т.д.).

Материально-техническая база

  • Отдельный кабинет для индивидуальных занятий, имеющий звукоизоляцию;
  • Учебная аудитория для групповых занятий;
  • Фортепиано, цифровое пианино;
  • Стулья, музыкальный центр; 
  • Наглядные пособия, учебно-методическая и нотная литература;
  • Микшерный пульт, микрофоны, стойки для микрофонов.

Дидактические материалы:

  • Учебно – методические комплексы по программе "Хоровое пение"

Информационное обеспечение:

  • Видеоуроки;
  • Ноутбук;
  • Аудио и видеозаписи.