Программа «АФК»

Программа для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является общеразвивающей программой, направленной на физическое воспитание и оздоровление инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получение ими начальных знаний о адаптивной физической культуре и адаптивном спорте.

 

Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.

 

Программа для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) направлена на воспитание моральных, волевых и физических качеств с целью их социализации и подготовке к общественно-полезному труду.

 

Адаптивная физкультура занимает одно из ведущих мест в подготовке обучающихся с ограниченными возможностями и является важным средством успешной социальной адаптации таких детей в общество. Программа позволит детям с ограниченными возможностями замедлить развитие патологических процессов и способствовать восстановлению нарушенных двигательных функций организма посредством адаптивной физкультуры.

 

Программа позволит детям с ограниченными возможностями замедлить развитие патологических процессов и способствовать восстановлению нарушенных двигательных функций организма посредством адаптивной физической культуры. Под влиянием физических упражнений будут активизироваться физиологические процессы, совершенствоваться строение, улучшаться деятельность всех органов и систем человека, повысится работоспособность, укрепится здоровье. Кроме того, данная программа способствует привлечению обучающихся к регулярным занятиям адаптивной физкультурой, на которых они смогут научиться преодолевать психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни, ориентироваться в окружающем мире

Педагоги

Рудницкая Татьяна Федоровна, тренер-преподаватель первой квалификационной категории, образование высшее (Омский государственный институт физической культуре, в 08.05.1993 г. по специальности физическая культура и спорт, квалификация преподаватель физической культуры, стаж педагогической работы (по специальности) - 12 лет, в данной должности 7 лет. 

 

Повышение квалификации:

1) АНО ДПО «ИСТИМ», г. Москва, 13.05.2019 г. по теме «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт».

2) НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург по дополнительной профессиональной программе «Инновационные технологии адаптивной физкультуры, физкультуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения», 21.11.2019 г.

Содержание программы

Базовый уровень - 1 год обучения.

Общий объем часов - 108:

  1. Теоретическая подготовка – 9 часов.
  2. Общая физическая подготовка – 30 часов.
  3. Специальная физическая подготовка – 20 часов.
  4. Легкая атлетика - 15 часов. 
  5. Спортивные игры – 10 часов.
  6. Подвижные игры– 20 часов.
  7. Тестовые испытания – 4 часа

Цели программы

Цель программы – гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и самоопределения для дальнейших занятий физической культурой и спортом, в соответствии с индивидуальными способностями детей с инвалидностью и с ОВЗ.

 

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • Освоить системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
  • Сформировать знания о роли физической культуры и спорта в современном обществе;
  • Обучить комплексам общеразвивающих упражнений.
  • Сформировать навык ориентировки собственного тела в пространстве.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию двигательных качеств.
  • Способствовать формированию и развитие двигательных навыков прикладного характера.
  • Ознакомить с теоретическими сведениями по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

  • Сформировать потребность в поддержании здорового образа жизни.
  • Способствовать формированию навыков и умений личной гигиены и укрепления здоровья.

Воспитательные задачи:

  • Воспитать в детях чувство внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
  • Воспитать нравственные и морально-волевые качества осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелость, настойчивость.
  • Воспитать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.
  • Сформировать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни

Результат программы

Личностными результатами освоения программы является формирование следующих навыков:

  • умение общаться в коллективе;
  • умение слушать других;
  • умение работать в коллективе;
  • принимать мнение других
  • способность адаптироваться к социуму
  • потребность в здоровом образе жизни.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
  • проявлять интерес, стремиться открывать для себя что-то новое. 

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности;
  • анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • умение выполнять ранее изученные приёмы;
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью тренера. 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение работать в коллективе;
  • распределять обязанности;
  • умение слушать тренера;
  • умение строить доверительное дружеское отношение;
  • умение высказывать свое мнение.

Предметными результатами освоения курса является формирование следующих умений:

  • самостоятельно выполнять комплексы общеразвивающих упражнений
  • самостоятельно выполнять разминку для различных видов спорта;
  • выполнять бег на короткие и длинные дистанции на время;
  • выполнять прыжок в длину с места;
  • выполнять кросс без учета времени;
  • выполнять поднимание туловища за 30 сек;
  • выполнять базовые элементы спортивных игр.
  • применять двигательную рекреакцию в жизни

Особые условия проведения

Обучающийся должен быть в возрасте от 6 до 18 лет.

Для допуска к занятиям необходимо иметь:

- детям инвалидам:

• справка МСЭ,

• программу реабилитации или абилитации (ИПРА),

• справку-допуск с указанием диагноза, рекомендации относительно ограничений выполнения каких-либо физических упражнений

- детям с ограниченными возможностями здоровья:

• справку-допуск с указанием диагноза, рекомендации относительно ограничений выполнения каких-либо физических упражнений

Материально-техническая база

- Учебное помещение:

Спортивный зал расположенный по адресу: Новосибирская область, г.Барабинск, ул. Ленина, 107; стадион «Локомотив» по адресу: ул.Коммунистическая, 10а.

- Материально-техническое обеспечение:

  • волейбольные мячи;
  • баскетбольные мячи;
  • футбольные мячи;
  • кегли или городки; скакалки;
  • теннисные мячи; теннисные ракетки;
  • мячи разных размеров;
  • гимнастическая стенка;
  • гимнастические скамейки;
  • сетка волейбольная;
  • щиты с кольцами;
  • лыжи, палки;
  • секундомер;
  • гимнастические маты;
  • обручи;
  • гимнастические палки;
  • набор для игры в бочча и паралимпийское бочче;
  • тренажеры;
  • фитболы;
  • диск здоровья;
  • дартс;
  • шашки.

 

- Информационное обеспечение:

  •  Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2014. - 400 c.

  • Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2017. -28c.

  • Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура,2013. - 248 c.

  • Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 424 c.

  • Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2015. -47c.

  • Евсеев, С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2014. - 308 c.

  • Евсеев, Сергей Петрович Адаптивная физическая культура в практике работы / Евсеев Сергей Петрович. - М.: Советский спорт, 2014. -990c.

  • Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2017. -210c.

  • Кунчевская, Светлана Адаптивная физическая культура с детьми дошкольного возраста / Светлана Кунчевская. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 88 c.

  • Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140с.