Программа «Музыкальный инструмент балалайка (домра)»

  • (1)

В современной музыкальной культуре России искусство игры на балалайке, домре занимает особое место. Существенный пересмотр традиционных представлений о самом инструменте и совершенствование его конструкции, рост исполнительского мастерства, обогащение средств музыкальной выразительности и расширение репертуара вывели балалаечное и домровое искусство на качественно новый художественный уровень.

 

Актуальность программы определяется, с одной стороны, востребованностью и достаточным набором обучающихся, соответствием уставных задач школы, запросов обучающихся и их родителей, с другой стороны, решением задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, созданием основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ, решением духовно- нравственных и эстетических задач, определенных в Федеральном законе  «Об Образовании в Российской Федерации», Концепции художественного образования в РФ, федеральных и региональных программах.

Педагоги

Власова Инна Александровна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Первый год обучения

1. Вводное занятие.

2. Постановка инструмента и посадка.

3. Практическая работа на инструменте.

4. Техническое развитие.

5. Знакомство с нотной грамотой, основы сольфеджирования.

6. Работа с метрономом.

7. Чтение нот с листа.

8. Работа над произведениями простой формы.

9. Произведения средней сложности.

10. Воспитание навыков самостоятельной работы.

 

Второй год обучения

1. Вводное занятие. Подготовка номеров. Анализ исполняемых произведений.

2. Повторение пройденного материала.

3. Формирование разминочного комплекса.

4. Работа с метрономом. Настройка инструмента.

5. Углубление знаний нотной грамоты.

6. Произведения простой формы.

7. Произведения средней сложности.

8. Изучение гитарной техники.

9. Произведения концертной формы.

 

Третий год обучения

1. Вводное занятие. Подготовка номеров. Анализ исполняемых произведений.

2. Повторение пройденного материала.

3. Чтение с листа. Подбор по слуху. Аккомпанемент.

4. Работа с метрономом. Новый материал.

5. Углубление знаний нотной грамоты.

6. Работа над произведениями.

7. Тонкости балалаечной техники.

8. Разные жанры. Виртуозные пьесы.

9. Игра в ансамбле.

 

Четвертый год обучения

1. Вводное занятие.Подготовка номеров.Анализ произведений

2. Составление репертуара

3. Углубляем знания нотной грамоты

4. Работа с произведениями

5. Тонкости балалаечной техники. Навыки чтения с листа, аккомпанемента, импровизации

6. Игра в ансамбле

7. Концертная деятельность

Цели программы

Цель программы – общее развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о балалаечном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на балалайке (домре), устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Программа направлена на решение следующих задач:

Воспитательные:

· формирование эстетических ценностей и идеалов личности эмоциональной отзывчивости;

· приобщение к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· содействие формированию и развитию таких личностных качеств, как: трудолюбие, чувство долга, ответственность, самодисциплина, чуткость, доброта, взаимовыручка;

· создание условий и помощь в формировании у детей музыкальной культуры и коммуникативных умений и навыков.

 

Обучающие:

· ознакомление детей с балалайкой, домрой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры; формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

· приобретение знаний в области музыкальной грамоты; приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

· внимательное и точное проигрывания детьми авторского текста, вслушивания в свое исполнение, повышение требовательности к качеству звукоизвлечения, анализирование технических трудностей.

 

Развивающие:

· развитие внимания, музыкальной памяти, художественного мышления, творческих способностей;

· развитие способностей к самореализации творческого потенциала, проявлению художественно-творческой активности и объективной самооценки;

· психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья.

Результат программы

На выпуске обучающийся должен знать: основы правильной посадки и постановки рук, правильного и качественного звукоизвлечения, иметь теоретическую систему знаний, комплекс духовно- нравственных и эстетических ценностей.

 

Обучающийся должен уметь: концентрировать свое внимание, анализировать музыкальное произведение, владеть артикуляционными средствами, различными штриховыми приемами; осознавать цели и задачи своей работы, технически осваивать произведение в тесной взаимосвязи с его художественно – содержательной стороной; исполнять программу, соответствующую по сложности году обучения. Владеть навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

 

У учащегося должны быть сформированы: навыки целостного видения грифа балалайки, правильного выбора аппликатуры, чтении нот с листа, подборе по слуху; развит гармонический, мелодический, полифонический и тембро-динамический слух; навыки слухо-двигательных представлений, самостоятельной работы, способности к анализу собственных действий; воспитаны воля, трудолюбие; развиты масштабность и глубина мышления, художественный вкус.

 

Результативность первого года обучения

За год обучающийся должен освоить 2-3 этюда; 12-16 пьес различной степени завершенности. Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание.

 

В течение первого года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные: Ми, Фа, Соль мажор, упражнения на приемы игры – пиццикато, арпеджиато, бряцание. Также должен иметь первые навыки в настройке инструмента (настраивать учимся в течение всего процесса обучения. Весь комплекс изученных упражнений и произведений поддерживает руки обучающегося в приемлемой форме и стимулирует желания дальнейшего изучения инструмента).

 

Результативность второго года обучения

В течение второго года обучения учащийся должен пройти: гаммы однооктавные: Фа, Ми, Соль, Ля мажор, арпеджио; упражнения; 3-4 этюда; 10-12 разнохарактерных пьес различной степени завершенности. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.

 

Результативность третьего года обучения

По окончании третьего года обучения обучающиеся достаточно свободно исполняют до 8 пьес средней сложности, включающие серьёзные технические приёмы. До трёх больших концертных пьес, раскрывающих всю музыкальность и уровень обучающегося. В работе, либо уже исполняют виртуозное произведение большого объёма с техническими элементами сложности. Ориентируются в различных стилях, могут их демонстрировать. Вполне могут выступать на внутренних мероприятиях.

 

Продолжение знакомства с основными музыкальными термина­ми. Знакомство с циклической формой (сюита). Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Результативность четвёртого года обучения

По окончании четвёртого года обучающиеся владеют определённым репертуаром, содержащим до 8 произведений различной формы. Могут самостоятельно разбирать достаточно серьёзный сложный нотный текст. Продолжение знакомства с музыкальными терминами, знакомство с крупной формой (сонатина, рондо, вариации, концерт). Желательно включение в репертуар произведений В.Андреева, Б.Трояновского, А.Шалова. Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы взамен одной сольной пьесы.

Материально-техническая база

  1. Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима.
  2. Балалайка.
  3. Нотная библиотека (нотные сборники, фрагменты которых используются как раздаточный материал).
  4. Стулья.
  5. Пюпитры.
  6. Подставка для ног.
  7. Метроном.