Программа «Васильки»

  • (3)

К изучению традиционной народной культуры в рамках программы «Музыкальный фольклор» применяется комплексный подход, который позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:

· комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;

· духовно-нравственные ценности, народные идеалы;

· опыт традиционного воспитания и народную этику;

· народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка);

· систему празднично-обрядовой деятельности;

· фольклорно-этнографические тексты.

Педагоги

Баздырева Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Первый год обучения "Потешный фольклор"

1. Вводное занятие. «Мир фольклора – мир народной мудрости». Освоение песенного материала: «Во поле орешина», «Чёрный баран», хоровод «Во поле берёза стояла».

2. Покров День. История, традиции праздника. Потешки: «Скок-скок», «Тише мыши», Освоение песенного материала: «Как пошли наши подружки», «Самовар».

3. Прибаутки: «Уж ты Катя!», «Зелены луга». Освоение песенного материала: «Хохлома», «Ягода».

4. Осенние посиделки «Праздник загадки» (игра-презентация). Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, люлька.

5. «Мамина песня». Особенности колыбельной песни – обсуждение прослушанного, выяснение настроения, характера, формы, сюжета.

6. «Новый год, новый год, он стоит у ворот!!» Разучивание зимних песен: «Как на тоненький ледок», «Новогодняя ярмарка».

7. «В зимний холод всякий молод» Скороговорки. Разучивание новогодних песен, хороводов.

8. Праздник «СВЯТКИ». Колядки, праздничные посиделки.

9. Знакомство с традициями и обычаями, связанными с зимним временем года. Уточнение знаний о зимних, пернатых друзьях. Песня «Воробышек». Исполнение знакомых народных песен.

10. «Масленичный репертуар». Игры «Шёл козёл по лесу», «Селезень». Разучивание и исполнение сольно, дуэтом, хором, а капельно.

11. Праздник «Масленница –кривошейка!!» фольклорный праздник-концерт.

12. «На страже Родины» «Солдатушки – бравы ребятушки!! «Ну разве могут быть солдаты из девчонок?».

13. Весна. Знакомство с традициями и обычаями, связанными с весенним временем года. Разучивание песен : «Мама», «Ласковое слово».

14. Пестушки. Разучивание пестушек. Встреча весны. Традиция закликания жаворонков. «Ой бежит ручьём вода».

15. Освоение репертуара Пасхи. Подготовка к празднику, разучивание пасхальных песен, праздничного сценария.

16. Праздник ПАСХИ.

17. «КРАСНАЯ ГОРКА». История праздника. Разучивание народных песен, исполнение сольно, дуэтом, хором, аккапельно: «Жаворонушки», «Весна-красна», «Как под наши ворота».

18. Обобщение пройденного материала. Исполнение знакомых народных песен, хороводов, игр.

19. Игра-презентация «Золотая россыпь народной мудрости». Итоги года.

 

Второй год обучения "Выразим себя в фольклоре"

1. Вводное занятие «У наших ворот всегда хоровод».

2. Театр народной песни. Освоение песенного материала посиделок.

3. Народная драма. Освоение песенного материала посиделок и его реализация в досуговых формах осенних посиделок и празднике Кузьмы и Демьяна, Покрова.

4. Кукольный театр. Освоение святочного репертуара.

5. Театр Петрушки. Освоение святочного репертуара с последующим исполнением на Рождество, Васильев вечер, Крещение. «Рождественский лужок» фольклорный праздник с игрой-презентацией.

6. Городские увеселения. Освоение масленичного репертуара, веснянок.

7. Балаганы. Освоение масленичного репертуара, веснянок и реализация его в рамках свадебного мясоеда, масленицы, праздника Сорок Сороков.

8. Скоморошьи потехи. Освоение репертуара Красной горки, Зеленых святок.

9. Межвежья потеха. Освоение репертуара Красной горки, Зеленых святок, реализация его в рамках праздничной весенне-летней обрядности.

10. Итоговое занятие в форме музыкальной прогулки «Мы по ярмарке гуляли и частушки распевали» с игрой-презентацией «В яблочко!». Конкурс на лучшую инсценировку русской народной песни.

 

Третий год обучения «Русские календарные обрядовые песни»

1. Вводное занятие: «Весной косы точили, летом травы косили, осенью на возочке возили».

2. Жнивные песни.

3. Заклички.

4. Колядки.

5. Масленичные песни.

6. Волочебные песни.

7. Игровые песни. Хороводы.

8. Итоговое занятие – посиделки «В хороводе были мы». Тестирование.

Цели программы

Цель программы – художественно-эстетическое развитие детей средствами традиционной народной культуры.

Для достижения поставленной цели решается ряд задач воспитательной, образовательной и развивающей направленности.

 

Воспитательные задачи:

- воспитать бережное отношение к традициям русской народной культуры, родной природе;

- воспитать основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, доброжелательность, вежливость и культуру поведения.

 

Образовательные задачи:

- познакомить обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками;

- разучить музыкально-поэтические тексты;

- способствовать формированию у обучающихся знаний основ народной традиционной культуры.

 

Развивающие задачи:

- развивать личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторику и координацию движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).

Результат программы

По окончании курса ребенок должен:

Знать: разнообразие жанров музыкального фольклора.

Уметь: петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках.

Научиться: ансамблевому пению, коллективному творчеству, элементам народной хореографии, самостоятельно провести народную игру, ориентироваться в пространстве (пластика).

 

К концу первого года обучения дети должны:

Знать: о фольклоре как источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора. Понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент, «запевала».

Уметь: произносить звук «Я» без напряжения, протяжно, на опертом дыхании с живой речевой интонацией; выполнять упражнения по методике Е. Назаровой; самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы, считалки. Петь грудным звуком, спокойно брать дыхание, петь без напряжения и крика. Владеть унисонным пением, точно воспроизводить календарные праздники.

 

К концу второго года обучения дети должны:

Знать: особенности русского народного пения; определять характер песен; названия простейших музыкальных инструментов. Понятия – ритм, темп, динамические оттенки.

Уметь: петь песни «а капелла» и с музыкальным сопровождением, своевременно начинать и заканчивать мелодию; самостоятельно инсценировать песни; выразительно петь знакомые песни.

 

К концу третьего года обучения дети должны:

Знать: историю происхождения обрядов: «Жниво», «Коляда», «Масленица». Понятие – лад, ладовая переменность, длительность, размеры. Виды закличек, их место в жизни людей, виды колядок, названия колядных песен, масленичные песни, жанровые особенности народной песни и ее обрядовую принадлежность.

Уметь: пропеть жнивную песню, закличку, приговорку, колядку, масленичную песню. Петь «а капелла» и с аккомпанементом, а так же под фонограмму, пользоваться ручными знаками для фиксации песенных вариантов. Петь прерываясь на разговорную речь в диапазоне сексты – септимы при грудном звучании голоса. Владеть навыками игры на русских народных инструментах: трещетках, бубне, свистульках и др. Исполнять песни на два голоса.

Материально-техническая база

- просторный кабинет;

- музыкальные инструменты: балалайка, трещотки, бубен, свистульки;

- dvd проигрыватель и dvd диски с записями фольклорного материала, ноутбук;

- соответствующий реквизит для проведения праздников;

- народные костюмы для выступлений.