- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- Гимнастика
- Программа «Художественная гимнастика»
Программа «Художественная гимнастика»
Художественная гимнастка соревнуется в техническом мастерстве и в выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметом под музыку. Специфика ее проявляется в выполнении большого количества технических движений свободного характера объединенных в композицию.
Основными ее средствами являются:
- упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
- упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
- элементы классического танца;
- элементы народных танцев;
- элементы историко-беговых и современных танцев;
- акробатические упражнения;
- ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
- элементы пантомимы;
- элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
- упражнения из других видов спорта.
Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (и полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.
Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.
Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость.
Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
Педагоги
- Бубёнова Екатерина Алексеевна тренер-преподаватель высшей категории, педагогический стаж работы 26 лет, образование высшее БГПИ по специальности "Физическая культура".
- Гаденина Наталья Петровна тренер-преподаватель первой категории, педагогический стаж работы 38 лет, образование высшее УГПИ имени И.Н. Ульянова.
- Гладковская Полина Владимировна тренер-преподаватель высшей категории, педагогический стаж работы 8 лет, образование высшее НГПУ, средне-специальное по специальности "Физическая культура".
- Чумова Екатерина Евгеньевна тренер-преподаватель, педагогический стаж работы 5 лет, студентка 3 курса ГАПОУ НСО Куйбышевский педагогический колледж.
Содержание программы
1 год обучения
Обязательные предметные области
- Теоретические основы физической культуры и спорта – 16 часов
- Общая физическая подготовка – 68 часов
- Вид спорта – 68 часов
Вариативные предметные области
- Различные виды спорта и подвижные игры – 20 часов
- Хореографическая подготовка – 66 часов
- Акробатика – 10 часов
- Промежуточная аттестация – 2 часа
2 год обучения
Обязательные предметные области
- Теоретические основы физической культуры и спорта – 16 часов
- Общая физическая подготовка – 68 часов
- Вид спорта – 68 часов
Вариативные предметные области
- Различные виды спорта и подвижные игры – 20 часов
- Хореографическая подготовка – 64 часов
- Акробатика – 10 часов
- Промежуточная аттестация – 2 часа
3 год обучения
Обязательные предметные области
- Теоретические основы физической культуры и спорта – 20 часов
- Общая физическая подготовка – 90 часов
- Вид спорта – 90 часов
Вариативные предметные области
- Различные виды спорта и подвижные игры – 18 часов
- Хореографическая подготовка –98 часов
- Акробатика – 12 часов
- Промежуточная аттестация – 2 часа
4 год обучения
Обязательные предметные области
- Теоретические основы физической культуры и спорта – 20 часов
- Общая физическая подготовка – 90 часов
- Вид спорта – 90 часов
Вариативные предметные области
- Различные виды спорта и подвижные игры – 16 часов
- Хореографическая подготовка – 98 часов
- Акробатика – 12 часов
- Промежуточная аттестация – 2 часа
5 год обучения
Обязательные предметные области
- Теоретические основы физической культуры и спорта – 26 часов
- Общая физическая подготовка – 80 часов
- Вид спорта – 146 часов
Вариативные предметные области
- Различные виды спорта и подвижные игры – 14 часов
- Хореографическая подготовка – 126 часов
- Акробатика – 14 часов
- Промежуточная аттестация – 4 часа
6 год обучения
Обязательные предметные области
- Теоретические основы физической культуры и спорта – 26 часов
- Общая физическая подготовка – 80 часов
- Вид спорта – 146 часов
Вариативные предметные области
- Различные виды спорта и подвижные игры – 12 часов
- Хореографическая подготовка – 126 часов
- Акробатика – 14 часов
- Промежуточная аттестация – 4 часа
7 год обучения
Обязательные предметные области
Теоретические основы физической культуры и спорта –36 часов
Общая специальная физическая подготовка – 52 часа
Вид спорта – 212 часов
Основы профессионального самоопределения – 52 часа
Вариативные предметные области
- Различные виды спорта – 10 часов
- Хореографическая подготовка – 170 часов
- Акробатика – 18 часов
- Промежуточная аттестация – 6 часов
8 год обучения
Обязательные предметные области
- Теоретические основы физической культуры и спорта –36 часов
- Общая специальная физическая подготовка – 52 часа
- Вид спорта – 212 часов
- Основы профессионального самоопределения – 52 часа
Вариативные предметные области
- Различные виды спорта – 10 часов
- Хореографическая подготовка – 168 часов
- Акробатика – 18 часов
- Промежуточная аттестация – 6 часов
Цели программы
Цель: Выполнение требований к уровню физической подготовленности обучающихся по виду спорта «Художественная гимнастика», освоение и выполнение норм и требований, установленных Единой всероссийской спортивной классификацией для присвоения спортивных разрядов и званий.
Задачи:
- Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в обществе, укрепление здоровья обучающихся;
- Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- Получение начальных знаний, умений, навыков по виду спорта "Художественная гимнастика";
- Удовлетворение потребностей в двигательной активности;
- Подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта;
- Отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития;
- Подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.
Результат программы
- Знание истории развития спорта;
- Знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе;
- Знание основ законодательства в области физической культуры и спорта;
- Знания, умения и навыки гигиены;
- Знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;
- Знание основ здорового питания;
- Знание истории развития избранного вида спорта;
- Знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни;
- Знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил;
- Знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований;
- Знание возрастных особенностей детей и подростков, влияния на спортсмена занятий избранным видом спорта;
- Знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта;
- Знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом;
- Знание основ судейства по избранному виду спорта;
- Умение развивать профессионально необходимые физические качества;
- Умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений;
- Умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками;
- Умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев;
- Развитие физических способностей (силовых,скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- Развитие организаторских и качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии.
Особые условия проведения
Зачисление производится при наличии:
- Обучающиеся допускаются на тренировочные занятия при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, не имеющих медицинских противопоказаний.
- Заявления родителя или опекуна.
- Копии свидетельства о рождении (паспорта)
- Анкетных данных учащегося и родителей, фотографии учащегося.
Материально-техническая база
Спортивные сооружения:
- спортзал с гимнастической стенкой, ковром 13×13м., площадкой для самостоятельной работы, с потолком не менее 8 метров;
- зал хореографии с зеркалом и станком.
Техническое оснащение:
- магнитофон для записи;
- магнитофон для проведения соревнований;
- усилитель;
- колонки;
- магнитофоны для проведения учебно-тренировочных занятий.
Инвентарь:
- гимнастические скамейки;
- маты большие;
- гимнастический ковер;
- мячи гимнастические;
- скакалки;
- обручи;
- булавы;
- ленты;
- гимнастические палки;
- длинные скакалки;
- инвентарь для показательных выступлений.
Оборудование размещается в спортивном зале так, чтобы его было удобно использовать для занятий. Личный спортинвентарь (спортивный костюм, наколенники, бинты) занимающиеся приносят с собой на каждое занятие.