Программа «Художественная гимнастика»

Художественная гимнастка соревнуется в техническом мастерстве и в выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметом под музыку. Специфика ее проявляется в выполнении большого количества технических движений свободного характера объединенных в композицию.

Основными ее средствами являются:

  • упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
  • упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
  • элементы классического танца;
  • элементы народных танцев;
  • элементы историко-беговых и современных танцев;
  • акробатические упражнения;
  • ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
  • элементы пантомимы;
  • элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
  • упражнения из других видов спорта.

Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (и полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях (пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Педагоги

  1. Бубёнова Екатерина Алексеевна тренер-преподаватель высшей категории, педагогический стаж работы 26 лет, образование высшее БГПИ по специальности "Физическая культура".
  2. Гаденина Наталья Петровна тренер-преподаватель первой категории, педагогический стаж работы 38 лет, образование высшее УГПИ имени И.Н. Ульянова.
  3. Гладковская Полина Владимировна тренер-преподаватель высшей категории, педагогический стаж работы 8 лет, образование высшее НГПУ, средне-специальное по специальности "Физическая культура".
  4. Чумова Екатерина Евгеньевна тренер-преподаватель, педагогический стаж работы 5 лет, студентка 3 курса ГАПОУ НСО Куйбышевский педагогический колледж.

Содержание программы

1 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 16 часов
  • Общая физическая подготовка – 68 часов
  • Вид спорта – 68 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 20 часов
  • Хореографическая подготовка – 66 часов
  • Акробатика – 10 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

2 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 16 часов
  • Общая физическая подготовка – 68 часов
  • Вид спорта – 68 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 20 часов
  • Хореографическая подготовка – 64 часов
  • Акробатика – 10 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

3 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 20 часов
  • Общая физическая подготовка – 90 часов
  • Вид спорта – 90 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 18 часов
  • Хореографическая подготовка –98 часов
  • Акробатика – 12 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

4 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 20 часов
  • Общая физическая подготовка – 90 часов
  • Вид спорта – 90 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 16 часов
  • Хореографическая подготовка – 98 часов
  • Акробатика – 12 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

5 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 26 часов
  • Общая физическая подготовка – 80 часов
  • Вид спорта – 146 часов


Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 14 часов
  • Хореографическая подготовка – 126 часов
  • Акробатика – 14 часов
  • Промежуточная аттестация – 4 часа

 

6 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 26 часов
  • Общая физическая подготовка – 80 часов
  • Вид спорта – 146 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 12 часов
  • Хореографическая подготовка – 126 часов
  • Акробатика – 14 часов
  • Промежуточная аттестация – 4 часа

 

7 год обучения

Обязательные предметные области

Теоретические основы физической культуры и спорта –36 часов
Общая специальная физическая подготовка – 52 часа
Вид спорта – 212 часов
Основы профессионального самоопределения – 52 часа

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта – 10 часов
  • Хореографическая подготовка – 170 часов
  • Акробатика – 18 часов
  • Промежуточная аттестация – 6 часов

 

8 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта –36 часов
  • Общая специальная физическая подготовка – 52 часа
  • Вид спорта – 212 часов
  • Основы профессионального самоопределения – 52 часа

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта – 10 часов
  • Хореографическая подготовка – 168 часов
  • Акробатика – 18 часов
  • Промежуточная аттестация – 6 часов

Цели программы

Цель: Выполнение требований к уровню физической подготовленности обучающихся по виду спорта «Художественная гимнастика», освоение и выполнение норм и требований, установленных Единой всероссийской спортивной классификацией для присвоения спортивных разрядов и званий.

Задачи:

  1. Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
  2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в обществе, укрепление здоровья обучающихся;
  3. Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
  4. Получение начальных знаний, умений, навыков по виду спорта "Художественная гимнастика";
  5.  Удовлетворение потребностей в двигательной активности;
  6.  Подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта;
  7. Отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития;
  8. Подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.

Результат программы

  • Знание истории развития спорта;
  • Знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе;
  • Знание основ законодательства в области физической культуры и спорта;
  • Знания, умения и навыки гигиены;
  • Знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;
  • Знание основ здорового питания;
  • Знание истории развития избранного вида спорта;
  • Знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни;
  • Знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил;
  • Знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований;
  • Знание возрастных особенностей детей и подростков, влияния на спортсмена занятий избранным видом спорта;
  • Знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта;
  • Знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом;
  • Знание основ судейства по избранному виду спорта;
  • Умение развивать профессионально необходимые физические качества;
  • Умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении физических упражнений;
  • Умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками;
  • Умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев;
  • Развитие физических способностей (силовых,скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • Развитие организаторских и качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии.

Особые условия проведения

Зачисление производится при наличии:

  1. Обучающиеся допускаются на тренировочные занятия при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, не имеющих медицинских противопоказаний.
  2. Заявления родителя или опекуна.
  3. Копии свидетельства о рождении (паспорта)
  4. Анкетных данных учащегося и родителей, фотографии учащегося.

Материально-техническая база

Спортивные сооружения: 

  • спортзал с гимнастической стенкой, ковром 13×13м., площадкой для самостоятельной работы, с потолком не менее 8 метров;
  • зал хореографии с зеркалом и станком.


Техническое оснащение:

  • магнитофон для записи;
  • магнитофон для проведения соревнований;
  • усилитель;
  • колонки;
  • магнитофоны для проведения учебно-тренировочных занятий.

Инвентарь:

  • гимнастические скамейки;
  • маты большие;
  • гимнастический ковер;
  • мячи гимнастические;
  • скакалки;
  • обручи;
  • булавы;
  • ленты;
  • гимнастические палки;
  • длинные скакалки;
  • инвентарь для показательных выступлений.


Оборудование размещается в спортивном зале так, чтобы его было удобно использовать для занятий. Личный спортинвентарь (спортивный костюм, наколенники, бинты) занимающиеся приносят с собой на каждое занятие.