Программа «Плавание»

Плавание – одно из направлений (так называемая разновидность) активной физической деятельности человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.

 

Виды плавания:

  • спортивное
  • оздоровительное
  • игровое
  • фигурное (художественное, синхронное)
  • прикладное
  • подводное

Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании – подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

В спортивном плавании существуют 4 стиля:

Кроль – самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.

Кроль на спине – стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременным поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой над водой.

Брасс – вид плавания, в котором спортсмен лежит на груди, а руками и ногами выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной поверхности.

Баттерфляй – один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.

В плавание существует вольный стиль, под ним принято понимать дисциплину, в которой спортсмену разрешается плыть любым способом. В настоящее время все спортсмены используют кроль, так как он является самым быстрым стилем.

По скорости самым быстрым является кроль на груди, затем баттерфляй, кроль на спине и брасс.

Оздоровительное плавание – использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные – спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. 

Игровое плавание – использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Разнообразные игры и развлечения широко применяются в оздоровительных лагерях, при организации водных праздников. Одна из таких игр – водное поло – стала олимпийским видом спорта.

Фигурное (художественное, синхронное) плавание – совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Может выполняться индивидуально и группами. Используется при организации водных праздников и представлений. Синхронное плавание является и отдельным видом спорта, входящим в олимпийскую программу соревнований.

Прикладное плавание – способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Например, человек идет в бассейн, чтобы за какое-то время научиться плавать. Он не хочет быть спортсменом, он не хочет или не может заниматься оздоровительным плаванием, но он хочет овладеть навыком плавания, чтобы выжить в экстренной ситуации, оказавшись в воде, помочь пострадавшим и т. д. Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. 

Подводное – плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений (не путать с нырянием). Большое распространение в настоящее время получил дайвинг как часть активного и экстремального туризма. Подводное плавание существует и как вид спорта.

Педагоги

  1. Волков Игорь Владимирович тренер-преподаватель высшей категории, педагогический стаж работы 25 лет, образование высшее НГПУ.
  2. Григорьева Виктория Васильевна тренер-преподаватель , педагогический стаж работы 2 года, образование высшее, средне-специальное учитель физической культуры.
  3. Жданов Юрий Валерьевич тренер-преподаватель высшей категории, педагогический стаж работы 26 лет, образование высшее НГПУ, средне-специальное учитель физической культуры.
  4. Медведкина Надежда Алексеевна тренер- преподаватель высшей категории, педагогический стаж работы 28 лет, образование высшее СибГУФК. 

Содержание программы

1 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 16 часов.
  • Общая физическая подготовка – 68 часов.
  • Вид спорта – 68 часов.

 

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 20 часов.
  • Специальные навыки - 66 часов.
  • Спортивное и специальное оборудование – 10 часов.
  • Промежуточная аттестация – 2 часа.

 

2 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 16 часов.
  • Общая физическая подготовка – 68 часов.
  • Вид спорта – 68 часов.

 

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 20 часов.
  • Специальные навыки - 64 часа.
  • Спортивное и специальное оборудование – 10 часов.
  • Промежуточная аттестация – 2 часа.

 

3 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 18 часов.
  • Общая физическая подготовка – 80 часов.
  • Вид спорта – 80 часов.

 

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 18 часов.
  • Спортивное и специальное оборудование – 10 часов.
  • Специальные навыки - 80 часов.
  • Промежуточная аттестация – 2 часа.

 

4 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 20 часов.
  • Общая физическая подготовка – 90 часов.
  • Вид спорта – 90 часов.


Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 16 часов.
  • Спортивное и специальное оборудование – 12 часов.
  • Специальные навыки – 98 часов.
  • Промежуточная аттестация – 2 часа.

 

5 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 26 часов.
  • Общая физическая подготовка – 80 часов.
  • Вид спорта – 146 часов.

 

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 14 часа.
  • Специальные навыки - 126 часов.
  • Спортивное и специальное оборудование – 42 часа.
  • Промежуточная аттестация – 4 часа.

 

6 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 26 часов.
  • Общая физическая подготовка – 80 часов.
  • Вид спорта – 146 часов.

 

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 12 часов.
  • Специальные навыки - 126 часов.
  • Спортивное и специальное оборудование – 14 часов.
  • Промежуточная аттестация – 4 часа.

 

7 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта –30 часов.
  • Общая и специальная физическая подготовка – 44 часов.
  • Вид спорта – 182 часов.
  • Основы профессионального самоопределения – 44 часов.


Вариативные предметные области

  • Специальные навыки - 142 часа.
  • Судейская подготовка – 16 часов.
  • Спортивное и специальное оборудование – 16 часов.
  • Промежуточная аттестация – 6 часов.

 

8 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта –30 часов.
  • Общая физическая подготовка – 44 часа.
  • Вид спорта – 182 часов.
  • Основы профессионального самоопределения – 44 часа.

 

Вариативные предметные области

  • Специальные навыки - 142 часа.
  • Судейская подготовка – 16 часов.
  • Спортивное и специальное оборудование – 16 часов.
  • Промежуточная аттестация – 6 часов.

Цели программы

Цель: Выполнение требований к уровню физической подготовленности обучающихся по виду спорта «Плавание», освоение и выполнение норм и требований, установленных Единой всероссийской спортивной классификацией для присвоения спортивных разрядов и званий.

Задачи:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в обществе, укрепление здоровья обучающихся;
  • формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
  • получение начальных знаний, умений, навыков по виду спорта "Плавание";
  • удовлетворение потребностей в двигательной активности;
  • подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта;
  • отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития;
  • подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.

Результат программы

• Знание истории развития спорта;
• Знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе;
• Знание основ законодательства в области физической культуры и спорта;
• Знания, умения и навыки гигиены;
• Знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;
• Знание основ здорового питания;
• Знание истории развития избранного вида спорта;
• Знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни;
• Знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил;
• Знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований;
• Знание возрастных особенностей детей и подростков, влияния на спортсмена занятий избранным видом спорта;
• Знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта;
• Знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом;
• Знание основ судейства по избранному виду спорта.
• Укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;
• Повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки;
• Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
• Формирование двигательных умений и навыков;
• Освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений;
• Получение коммуникативных навыков, опыта работы в команде (группе);
• Специальная психологическая подготовка, направленная на развитие и совершенствование психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий избранным видом спорта;
• Развитие организаторских качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии;
• Приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;
• Умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев.

Особые условия проведения

Зачисление производится при наличии:

  1. Обучающиеся допускаются на тренировочные занятия при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, не имеющих медицинских противопоказаний.
  2.  Заявления родителя или опекуна.
  3. Копии свидетельства о рождении (паспорта)
  4. Анкетных данных учащегося и родителей, фотографии учащегося.

Материально-техническая база

Включает в себя наличие:

  • зала для занятий ОФП на суше;
  • чаши бассейна для занятий в воде;
  • раздевалки и душевые для обучающихся;
  • спортивный инвентарь для занятий на суше (набивные мячи, скакалки, фитболы, секундомер) и воде ( доска для плавания, ласты, настенный секундомер);
  • шапочки для плавания;
  • очки тренировочные.