Программа «Шахматы в школе»

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли.  Шахматы – часть мирового культурного пространства.

 

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

 

Программа дополнительного образования детей направлена на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; укрепление психического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

 

Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

 

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Педагоги

Буслаев Сергей Викторович, педагог дополнительного образования

Расписание

Занятия проходят в МКОУ "Раисинская средняя школа"

Младшая группа:

Среда:

с 13.55 ч. 

Пятница:

с 13.55 ч.

 

Старшая группа:

Понедельник:

с 15.40 ч. 

Вторник:

с 15.40 ч.

 

 

Содержание программы

Продолжительность программы 1 год, 96 часов.

 

Теория – 51 ч:

  1.  Шахматная доска −11 ч
  2.  Простейшие окончания −7 ч
  3.  Три стадии шахматной партии – 3 ч
  4.  Некоторые основные понятия – 4 ч
  5.  Как начинать партию – 3 ч
  6.  Дебют – 3 ч
  7.  Миттельшпиль – 2 ч
  8.  Эндшпиль – 15 ч
  9.  Шахматные задачи – 1 ч
  10.  Короткие партии и ловушки – 2 ч

 

Практика – 93 ч:

  1.  Шахматная доска −11 ч
  2.  Простейшие окончания −21 ч
  3.  Три стадии шахматной партии – 3 ч
  4.  Некоторые основные понятия – 4 ч
  5.  Как начинать партию – 3 ч
  6.  Дебют – 9 ч
  7.  Миттельшпиль – 4 ч
  8.  Эндшпиль - 15 ч
  9.  Шахматные задачи – 17 ч
  10.  Короткие партии и ловушки – 3 ч
  11. Соревнования - 4 ч 

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой одаренной личности через занятия шахматами.

 

Достигается указанная цель через решение следующих задач:

 

Обучающие:

· Ознакомить с историей шахмат;

· обучить правилам игры;

· дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

 

Развивающие:

· Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

· сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;

· формировать навыки запоминания;

· вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

 

Воспитывающие:

· Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

· прививать навыки самодисциплины;

· способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы.

· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Метапредметные результаты освоения программы.

· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

· Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

· Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

· Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

· Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные результаты освоения программы.

· Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

· Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

· Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Материально-техническая база

Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

электронная программа по шахматам "От простого к сложному";

шахматные часы;

комплекты шахматных фигур с досками.