Программа «Лыжные гонки»

  • (1)

Лыжные гонки – это соревнование в передвижении на равнинных (беговых, гоночных) лыжах на установленную дистанцию, проложенную в естественных природных условиях, как правило, по пересечённой местности. Оценкой результата служит время прохождения дистанции. Относятся к циклическим видам спорта.

Современные лыжные гонки – один из самых массовых среди зимних олимпийских видов спорта в России.

Существует две значительно различающиеся техники катания на лыжах: классический стиль и коньковый ход.

В классическом ходе лыжи должны находиться параллельно направлению движения, а лыжник передвигается «шагами», подобными обычному шагу, однако при каждом шаге происходит легкое отталкивание и скольжение. Ощущение такое, как если бы Вы скользили по гладкому полу в носках. Такая техника предпочтительна для начинающих, так как ее проще изучить, нежели технику конькового хода; она более естественна и требует меньшей физической подготовки.

Техника конькового хода больше похожа на катание на коньках или на роликах. Чтобы передвигаться спортсмены должны отталкиваться краями лыж, а затем скользить. В этой технике отталкивание палками и развитие мускулатуры играет большую роль.

Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и так полезного для человека вида спорта. Лыжные гонки бывают следующих видов:

Соревнования с раздельным стартом.

При раздельном старте спортсмены стартуют с определенным интервалом в определенной последовательности. Как правило, интервал составляет 30 секунд. Последовательность определяется жеребьевкой или текущим положением спортсменов в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус "стартовое время«.

Соревнования с масс-стартом.

При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее хорошие места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования.

Гонки преследования (персьют) представляют собой совмещенные соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило, в лыжных гонках персьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой – свободным стилем. Гонки преследования делятся на гонки преследования с перерывом, гонку преследования без перерыва (дуатлон).

Эстафеты.

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырех спортсменов (реже – трех). Лыжные эстафеты состоят из четырех этапов (реже – трех), из которых 1 и 2 этапы бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы – свободным стилем. Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьевкой или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус "стартовое время первого члена команды".

Индивидуальный спринт.

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации, которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом. Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30 человек. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт.

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

Педагоги

Титов Олег Сергеевич тренер-преподаватель 1 категории, педагогический стаж работы 21 год, образование средне-специальное учитель физической культуры.

Воробьев Анатолий Иванович тренер-преподаватель, педагогический стаж работы 43 года, образование высшее.

Мишкинов Сергей Александрович тренер-преподаватель высшей категории, педагогический стаж работы 37 лет, образование высшее.

Тырышкин Павел Николаевич тренер-преподаватель,педагогический стаж работы 18 лет, образование высшее. 

Содержание программы

1 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 26 часов
  • Общая физическая подготовка – 52 часов
  • Вид спорта – 78 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 38 часов
  • Развитие творческого мышления 14 часов
  • специальные навыки 26 часов
  • Спортивное и специальное оборудование – 14 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

2 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 26 часов
  • Общая физическая подготовка – 52 часов
  • Вид спорта – 78 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 38 часов
  • Развитие творческого мышления 14 часов
  • Специальные навыки 26 часов
  • Спортивное и специальное оборудование – 14 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

3 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 35 часов
  • Общая физическая подготовка – 70 часов
  • Вид спорта – 105 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 35 часов
  • Развитие творческого мышления 20 часов
  • Специальные навыки 40 часов
  • Спортивное и специальное оборудование – 20 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

4 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 35 часов
  • Общая физическая подготовка – 70 часов
  • Вид спорта – 105 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 35 часов
  • Развитие творческого мышления 20 часов
  • Специальные навыки 40 часов
  • Спортивное и специальное оборудование – 20 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

5 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 44 часа
  • Общая физическая подготовка – 88 часов
  • Вид спорта – 132 часов


Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 60 часов
  • Развитие творческого мышления 18 часов
  • Специальные навыки 48 часов
  • Спортивное и специальное оборудование – 18 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

6 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 44 часа
  • Общая физическая подготовка – 88 часов
  • Вид спорта – 132 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 60 часов
  • Развитие творческого мышления 18 часов
  • Специальные навыки 48 часов
  • Спортивное и специальное оборудование – 18 часов
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

7 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта – 52 часа
  • Основы профессионального самоопределения – 76 часов
  • Общая и специальная физическая подготовка – 75 часов
  • Вид спорта – 80 часов

Вариативные предметные области

  • Различные виды спорта и подвижные игры – 25 часов
  • Развитие творческого мышления 24 часа
  • Специальные навыки 24 часа
  • Спортивное и специальное оборудование – 18 часа
  • Промежуточная аттестация – 2 часа

 

8 год обучения

Обязательные предметные области

  • Теоретические основы физической культуры и спорта –60 часов
  • Основы профессионального самоопределения – 86 часов
  • Общая и специальная физическая подготовка – 90 часов
  • Вид спорта – 120 часов

Вариативные предметные области

  • Судейская подготовка – 24 часа
  • Спортивное и специальное оборудование – 24 часа
  • Самостоятельная работа – 24 часа
  • Промежуточная аттестация – 4 часа

Цели программы

Цели:

  • учитывать требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным услугам, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья обучающихся, сохранность их имущества, а также методы контроля в соответствии с национальными стандартами;
  • учитывать психофизиологические, возрастные и индивидуальные, в том числе гендерные, особенности обучающихся.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  2. Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
  3. Получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;
  4. Удовлетворение потребностей в двигательной активности;
  5. Подготовка к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки в сфере образования и педагогики, в области физической культуры и спорта;
  6. Отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития;
  7. Подготовка к освоению этапов спортивной подготовки.

Результат программы

  • Знание истории развития спорта;
  • Знание места и роли физической культуры и спорта в современном обществе;
  • Знание основ законодательства в области физической культуры и спорта;
  • Знания, умения и навыки гигиены;
  • Знание режима дня, основ закаливания организма, здорового образа жизни;
  • Знание основ здорового питания;
  • Знание истории развития избранного вида спорта;
  • Знание значения занятий физической культурой и спортом для обеспечения высокого качества жизни;
  • Знание основ общероссийских и международных антидопинговых правил;
  • Знание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по избранному виду спорта, а также условий выполнения этих норм и требований;
  • Знание возрастных особенностей детей и подростков, влияния на спортсмена занятий избранным видом спорта;
  • Знание требований к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке в избранном виде спорта;
  • Знание требований техники безопасности при занятиях избранным спортом;
  • Знание основ судейства по избранному виду спорта;
  • Укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, способствующее улучшению приспособленности организма к изменяющимся условиям внешней среды;
  • Повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию как основы дальнейшей специальной физической подготовки;
  • Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
  • Формирование двигательных умений и навыков;
  • Освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих физических упражнений;
  • Получение коммуникативных навыков, опыта работы в команде (группе);
  • Специальная психологическая подготовка, направленная на развитие и совершенствование психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий избранным видом спорта;
  • Развитие организаторских качеств и ориентация на педагогическую и тренерскую профессии;
  • Приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;
  • Умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владение средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев.

Особые условия проведения

Зачисление производится при наличии:

  1.  Обучающиеся допускаются на тренировочные занятия при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, не имеющих медицинских противопоказаний.
  2. Заявления родителя или опекуна.
  3. Копии свидетельства о рождении (паспорта)
  4. Анкетных данных учащегося и родителей, фотографии учащегося.

Материально-техническая база

  • Лыжная база;
  • Лыжный инвентарь;
  • Набивные мячи;
  • Гантели, блины;
  • Эспандеры;
  • Мячи резиновые;
  • Маты;
  • Гимнастические скамейки;
  • Скакалка;
  • Лыжные трассы;
  • Тренажерный комплекс;
  • Стадион для тренировочных мероприятий;