Программа «Белая ладья»

Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей. Расширяет круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет  детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

 

«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд. А, главное, воспитывают характер» – отметил Президент РФ В.В.Путин в послании участникам чемпионата Мира 2004 г.

 

Актуальность данной программы заключается в том, что занятиям шахматами в  школе уделяют  не достаточное время.  Система шахматных занятий в системе дополнительного образования позволяет выявлять и развивать индивидуальные способности каждого, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию подростка.

 

Преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Положительно влиять на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, через различные дидактические задания, разыгрывая положения с ограниченным количеством фигур, и блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.

 

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

 

Новизна этой программы по обучению детей игре шахматам является то, что она насыщена большим количеством дидактических игр и заданий разного уровня сложности, а совместная деятельность составлена по принципу интегрированных видов деятельности, с учётом личностного ориентированного подхода к ребѐнку.Программа помогает выявить шахматные дарования среди детей, привлечь родителей к развитию таланта у своего ребѐнка.

Педагоги

Мальцев Владимир Петрович, педагог дополнительного образования.

1 квалификационная категория

Расписание

Занятия проходят по адресу: ул. Матросова,1

Воскресенье:

с 15.00 ч. до 15.45 ч.

с 16.00 ч. до 16.45 ч.

Вторник:

с 15.00 ч. до 15.45 ч.

с 16.00 ч. до 16.45 ч.

Содержание программы

Обучение по данной программе рассчитано на 1 год, занятия организуются 2 раза в неделю.– 144 часа (2 занятия в неделю по 2 часа).

Теория – 60 ч.

  1. Введение. Знакомство с Шахматами – 2 ч.
  2. Шахматная доска – 2 ч.
  3. Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур – 6 ч.
  4. Ходы и взятие фигур – 8 ч.
  5. Цель шахматной партии – 14 ч.
  6. Простейшие окончания – 8 ч.
  7. Некоторые основные понятия- 4 ч.
  8. "Мат" разными фигурами – 6 ч.
  9. Соревнования (турниры) – 2 ч.

 

Практика – 84 ч.

  1. Шахматная доска – 2 ч.
  2. Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур – 6 ч.
  3. Ходы и взятие фигур – 8 ч.
  4. Цель шахматной партии – 14 ч.
  5. Простейшие окончания – 16 ч.
  6. Некоторые основные понятия- 12 ч.
  7. "Мат" разными фигурами – 12 ч.
  8. Шахматные задачи - 10 ч.
  9. Соревнования (турниры) – 6 ч.

Цели программы

Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

Задачи:

Предметные

- обучить учащихся теоретическим и практическим знаниям по шахматной игре, без нарушений правил шахматного кодекса;

-ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

- обучить умению находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

 

Метопредметные:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность);

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- расширять представления об окружающем мире, вводить в мир логической красоты и образного мышления

 

Личностные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки,

- воспитание уважения к чужому мнению;

- потребность в здоровом образе жизни.

- бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

- прививать навыки самодисциплины;

- воспитание волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы.

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 

Метапредметные результаты освоения программы.

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения;

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметные результаты освоения программы.

– формирование первоначальных представлений о игре в шахматы, о ее позитивном влиянии на развитие человека;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

 

К концу учебного года дети должны знать:

– шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

– правила хода и взятия каждой фигуры.

 

К концу учебного года дети должны уметь:

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

– рокировать;

– объявлять шах;

– ставить мат;

– решать элементарные задачи на мат в один ход.

Материально-техническая база

На занятиях используются:

· магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

· шахматные часы – 2 штуки;

· словарь шахматных терминов;

· комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.

Дидактические и наглядные пособия;

методическая литература;

электронная программа по шахматам "От простого к сложному".