Программа «Техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Техническое моделирование» разработана для обучающихся 11-13 лет.

 

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет техническую направленность и предусматривает развитие творческих способностей обучающихся.

 

Уровень программы: программа обеспечивает ознакомительный уровень обучения. Обучающиеся знакомятся со сведениями по работе с картоном, древесиной, металлом, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые в объединении в течении первого полугодия.  Программа предусматривает развитие логического мышления, память и индивидуальные способности детей. Сочетание теоретических и практических форм обучения: игра, беседа, практические задания и др., позволяют разнообразить учебные занятия.

 

Актуальность данной программы  в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. У обучающихся развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.


Современность

Программа даёт возможность обучающимся как можно более полно раскрыть роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), физика, химия.

 

Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий.

 

Обучающиеся всегда имеют возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Они могут заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника.

 

Целесообразность

В силу того, что каждый обучающийся является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора технического творчества помогает обучающимся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, раскрывая огромную ценность изделий.

 

Учебные занятия формируют у обучающихся  умения и навыки в  техническом моделировании,  позволяют овладеть более глубокими знаниями по данному направлению. Внеурочная деятельность дает возможность шире познакомить детей  с техникой, с общими принципами устройства и действия машин и механизмов, с азбукой технического моделирования и конструирования, научить различным методикам и техникой выполнения работ по данному виду деятельности.

 

Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Программа целесообразна для детей основного звена потому, что дополняет технический труд в школьном курсе, так как в школе  отводится мало часов.

Педагоги

Голяк Елена Геннадьевна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Расписание

Четверг:

17:00 – 18:45

 

Количественный состав группы 11 человек.

Содержание программы

  1. Вводное занятие - 1 ч.
  2. Материалы и инструменты - 1 ч.
  3. Графическая грамота - 2 ч.
  4. Технические и технологические понятия - 4 ч.
  5. Конструирование из плоских деталей - 12 ч.
  6. Конструирование объемных моделей, предметов - 18 ч.
  7. Техническое моделирование - 18 ч.
  8. Технические игры и аттракционы - 6 ч.
  9. Заключительная часть - 2 ч.

    Всего часов: 64 ч. из них теории- 13 ч., практики – 51 ч.

Цели программы

Цель: создание условий для воспитания творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному моделированию.

 

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при работе;

- изготовление как простейших технических изделий так и конструировании объемных поделок;

- макетов транспортных средств, мебели или зданий;

- учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;

- научить распознавать и использовать основные виды отделки;

- осваивать навыки организации и планирования работы.

 

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал обучающихся, его познавательную активность;

- развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к своей работе;

- предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;

- развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;

- предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности.

 

Воспитательные:

- привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

- прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям;

- чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и обучающимися.

Результат программы

Оценка личностных результатов

 

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

 

- самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

 

- смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

 

- морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении.

 

Содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания. Оценка личностных результатов осуществляется в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

 

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать теоретические и практические задания.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются для каждого обучающегося.

 

В результате занятий по предложенной Программе обучающиеся будут знать:

- новые технологические приёмы обработки различных материалов;

- новые инструменты для обработки материалов или новые функции уже известных инструментов;

- навыки трудовой деятельности в коллективе;

- дизайн и оформлении класса, школы, своего жилища;

- достичь оптимального решения для каждого уровня развития;

- практические навыки и приёмы художественной обработки бумаги;

- работу с бумагопластикой, конструирование автомобилей, кораблей, самолетов, детских игрушек.

 

В результате занятий по предложенной Программе обучающиеся будут уметь:

- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

- оформлять класс, школу, свое жилище различными приемами и техническими средствами;

- четко работать с ножницами, линейкой, циркулем, канцелярским ножом;

- самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами:

- планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

- работать с отвертками, монтажной пеной и другими подручными материалами.

Особые условия проведения

Внеклассная работа всегда способствует формированию у обучающихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемой образовательной области, самостоятельности.

Обучающиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно в моделировании.

Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение пользоваться разнообразными инструментами, оборудованием, приспособлениями, а так же умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли.

 

Программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействие внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых обучающихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими дисциплинами.

Материально-техническая база

Помещение, где проходят занятия – это кабинет в образовательном учреждении.

Кабинет оснащен компьютером, проектором, экраном, учебными столами для обучающихся. Кабинет уютный, освещение в норме. Все практические работы выполняются в соответствии с требованиями по технике безопасности.

 

Дидактический материал:

- разработки к учебным занятиям, презентации;

- методическая и учебная литература.