Программа «Журналистика»

Для ребят активных, любознательных школьная газета станет своеобразным катализатором и генератором идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Ребята смогут пополнить словарный запас и значительно расширить кругозор.

 

У детей появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи. Это, в свою очередь, не может положительно не сказаться на успеваемости по русскому языку и литературе.

 

Школьная газета становится важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы. Перед учащимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Им предоставляется возможность попробовать себя в роли писателей, выразить свои чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам.

 

Занятия  заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.

Педагоги

Ефанова Ольга Валентиновна, педагог дополнительного образования, участник международного фестиваля юношеских СМИ и киностудий «Волжские встречи», организатор конкурса "Лучший репортаж года", организатор мастер классов по журналистике и компьютерному дизайну.

Бахарева Марина Сергеевна  участник международного фестиваля юношеских СМИ и киностудий «Волжские встречи», организатор конкурса "Лучший репортаж года",   организатор мастер классов по журналистике и компьютерному дизайну.   

Расписание

ПН 14:50 – 17:30

ВТ 14:50 – 17:30

СР 14:50 – 17:30

ЧТ 14:50 – 17:30

ПТ 14:50 – 17:30

СБ 14:50 - 17:30

Содержание программы

Тематический план. Всего 324 часа

Введение в программу. Знакомство с "Журналистикой" 12 часов

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Журналистика», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов, выбор актива кружка.

Практика: Анкетирование: Почему вы выбрали этот кружок? Чему бы вы хотели научиться?

Журналистика История журналистики в России. 24 часа
Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.

Практика:

Тренинг "Творческий потенциал юного журналиста".

Упражнения на развитие умения. Понимать чувства и эмоции других людей, развитие навыков эффективного слушания. Самостоятельный сбор информации на заданную тему. Самостоятельная работа "Основные понятия журналистики"

Газета в моих руках. Современные газеты. 12 часов
Практическая работа: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение, ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность.

Составление плана для рассказа о печатном издании. Презентация «Газета в моей семье». Практическая работа: презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).

Журналистика как профессия 6 часов
Работа редакции. Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты. Практическая работа: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в редакции школьной газеты. Юнкор школьной газеты. Теория: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы. Практическая работа: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации). Презентация газеты. Практическая работа – подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация школьной газеты для всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты. Посвящение в юные журналисты. Практическая работа: подготовка клятвы юного корреспондента, организация мероприятия, проведение мероприятия перед школьниками всех классов. Вручение юнкорам рабочих инструментов: рабочего блокнота журналиста и профессиональной ручки.


Функции журналистики 6 часов
Теория: Функции журналистики – информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы. Практическая работа: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьѐй, заметкой.


Способы сбора информации 12 часов
Теория: Основные методы – это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование. Практическая работа: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

Мастерская информационных газетных жанров. 72 часа
Заметка. Теория: Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая работа: разбор видов заметок – работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

Интервью. Теория: Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью- зарисовка, коллективное интервью, анкета. Практическая работа: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью». Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.

Репортаж.

Теория: Отчѐт – это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета. Практическая работа: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Культура речи.24 часа
Теория: Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка. Практическая работа: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.

Знакомство с оформительским делом.
Структура газеты. Макет. Заголовок. Шрифт.24 часа
Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).

Теория: Понятие и основные функции заголовка.

Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на содержание (творческая работа кружковцев).

Теория: отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности

Жанра – оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее

авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет

читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Практическая работа: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему,

разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей,

дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным

материалом буклета "Я пишу репортаж«.

Отчѐт.

Теория: Знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати. Изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете. Практическая работа: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов.

Работа в программе CorelDraw
Отработка практических навыков работы за компьютером 24 часа
Иллюстрация в газете. Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков». Практическая работа: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных.

Обработка фотографий и рисунков в программе Open Office. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией (рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление

названия газеты и обработка фотографий с помощью программы

Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты. 24 часа
Теория: Устройство фотоаппарата, видеокамеры и диктофона. Основные технические термины.

Правила работы с аппаратурой.

Практическая работа: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом, видеокамерой и

диктофоном (работа в подгруппах).

Подготовка статей для школьной газеты.36 часов
Практическая работа: Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи,

обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Компьютерное редактирование. Верстка газеты.36 часов
Теория: "Компьютерная вѐрстка газеты«.

Практическая работа: Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение

материалов на принтер.

Подведение итогов работы кружка12 часов
Теория: Подведение итогов занятий за год.

Цели программы

Цель: раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.

 

Задачи:

Предметные:

учить выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

Учить специфике и структуре основных газетных жанров (умение различать информацию, заметку, интервью, статью);

учить грамотно излагать информацию в этих жанрах

 

Метапредметные:

  • Обучить первоначальным навыкам работы в программе CorelDraw, в процессе создания лицейской газеты.
  • Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.

 

Личностные:

  • Дать представление о сущности профессии журналиста.
  • Учить давать самооценку результатам своего труда. 

Результат программы

Обучающиеся будут знать: основные навыки работы в программе CorelDraw, в процессе создания лицейской газеты.

Обучающиеся будут уметь: работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества: представление о сущности профессии журналиста, способность адекватно оценить результат  своего труда.

 

Особые условия проведения

Занятия проводятся в специализированном учебном заведении аэрокосмического профиля.

 

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Компьютерный класс. Компьютер, принтер, сканер, фото- видеокамера, диктофон (библиотека). Нетбуки (25 шт., кабинет русского языка No300). Компьютерные программы:CorelDraw, Индизайн.

Дидактического материала и атрибутов:

  • компьютерной сети для монтажа школьной газеты.
  • наличие соответствующего программного обеспечения на компьютерах (программы CorelDraw, inDesing).
  • принтера, сканера, цифрового фотоаппарата, диктофона.