Программа «Умелец»

Искусство работы по дереву в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям – является важным средством для воспитания в детях уважения к культурно-историческому наследию своей страны, развитию у них художественно-творческих способностей, формированию таких важных качеств, как уважение к труду и умение красиво выполнять свою работу.

 

Занимаясь изготовлением изделий из дерева, подрастающее поколение приобщается к самостоятельному посильному труду, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.

 

Обработки древесины – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности.

 

Актуальность данной программы обусловлена заинтересованностью ребят возможностью изготовить различные декоративные изделия из дерева для личного пользования. Тем, что, усваивая ее, дети приобщаются к специфическому виду трудовой деятельности, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местных художественных промыслов, знакомятся с основами экономических знаний, что в дальнейшем дает (или даст) им возможность применить знания в профессии.

 

Новизна программы обусловлена её конструктивной и технической значимостью. Воспитанники приобретают опыт работы тем, что учатся обрабатывать дерево – шлифовать работая с тисками, зачищать наждачной бумагой, склеивать с помощью струбцин, забивать в дерево гвозди, красить различные части и конечно же моделировать свои изделия, развивать начальные инженерные навыки. Изготовление поделок из дерева требует от детей не только наглядно-действенных практических операций, но и предварительного размышления, анализа стоящей задачи, выделения главного, существенного при ее решении.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе решения творческих задач обучающиеся получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные представления о художественно-декоративной композиции. В программу внесены раздел «Декоративно-прикладное искусство» с целью знакомства с историей возникновения народного промысла, обогащения духовной жизни обучающихся, развития фантазии творческих способностей учащихся.

Педагоги

Мальцев Владимир Петрович, педагог дополнительного образования.

1 квалификационная категория

Расписание

Занятия проходят по адресу: ул.Пролетарская, 81

Вторник:       

с 13:00ч. до 13:45ч.

с 14:00ч. до 14:45ч.

Воскресенье:         

с 11:00ч. до 11:45ч.

с 12:00ч. до 12:45ч.

Содержание программы

Обучение по данной программе рассчитано на 2 года в объёме 360 часов:

Первый год обучения – 144 часа (2 занятия в неделю по 2 часа),

Второй год обучения – 216 часов (2 занятия в неделю по 3 часа).

 

Учебный план 1 года обучения:

Теория – 18 ч.:

1. Вводное занятие. Презентация объединения – 2 ч.
2. Древесные материалы – 2 ч.
3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной – 2 ч.
4. Изготовление деталей из древесины – 2 ч.
5. Сборка изделий из древесины – 2 ч.
6. Сборка изделий на клеи – 2 ч.
7. Технология выпиливания лобзиком – 2 ч.
8. Творческая деятельность (проект) – 2 ч.

 

Практика – 126 ч.:


1. Древесные материалы – 8 ч.
2. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной – 6 ч.
3. Изготовление деталей из древесины – 14 ч.
4. Сборка изделий из древесины – 14 ч.
5. Сборка изделий на клеи – 14 ч.
6. Отделка изделий из древесины и фанеры – 28 ч.
7. Технология выпиливания лобзиком – 12 ч.

8. Творческая деятельность (проект) – 18 ч.

 

Учебный план 2 года обучения:

Теория – 32 ч.:

1. Основы материаловедения – 2 ч.
2. Технология приёмов выжигания – 4 ч.
3. Основы композиции – 4 ч.

4. Отделка изделия – 4 ч.
5. Роль красок в искусстве выжигания – 4 ч.
6. Технология декорирования изделий выжиганием – 4 ч.
7. Технология декорирования художественных изделий выжиганием – 4 ч.
8. Технология выпиливания лобзиком – 4 ч.
9. Творческая деятельность (проект) – 2 ч.

Практика – 184 ч.:

1. Основы материаловедения – 6 ч.
2. Технология приёмов выжигания – 28 ч.
3. Основы композиции – 6ч.

4. Отделка изделия – 14 ч.
5. Роль красок в искусстве выжигания – 14 ч.
6. Технология декорирования изделий выжиганием – 28 ч.
7. Технология декорирования художественных изделий выжиганием – 24 ч.
8. Технология выпиливания лобзиком – 46 ч.
9. Творческая деятельность (проект) – 18 ч.

 

 

 

Цели программы

Цель программы: Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами изготовления изделий из дерева

создание условий и возможностей для психологической и практической подготовки детей к труду, к выбору профессии, что достигается через решение следующих задач:

 

Задачи программы:

 

Предметные

- научить учащихся познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

- освоить технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

- научить приемам и технике выжигания по дереву;

- познакомить с видами декоративно – прикладного искусства;

- формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности;

-научить работать различными инструментами, приспособлениями, приборами;

 

Метапредметные

– воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе;

– формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;

– приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству; – формировать художественный вкус.

 

Личностные

– развивать творческую активность учащегося;

– развитие образного мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного;

– развивать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;

– раскрывать индивидуальные способности.

 

Результат программы

Планируемые результаты обучения:

 

Личностные результаты:

  •  умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками:
  •  умение пользоваться электровыжигателем (пирографом), применение знаний способов и различных техник выжигания по дереву,
  • умение использовать дополнительные приспособления, применение различных приемов оформления изделий.
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями; 

 

Метапредметные результаты:

  • формирование способности осознавать свои возможности, умения, качества;
  • формирование способности соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • формирование способности ориентироваться в межличностных отношениях;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения; 

 

Предметные результаты:

  • овладение элементарными навыками и умениями,
  • усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в деревообработке;
  • освоение правил техники безопасности при работе с электрооборудованием и работе на сверлильном станке;
  • овладение зрительным восприятием формы предмета;
  • читать простейшие технологические рисунки;
  • наносить разметку на поверхность изделия различными способами;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  • изготавливать изделия из древесины.

Материально-техническая база

 Материально-техническое обеспечение:

· Инструменты и приспособления: электровыжигатели (пирографы), ножницы, линейки, карандаши простые, кисточки для красок, кисточки для лака, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная шкурка (мелкая и средняя наждачная бумага).

· Материалы: заготовки из фанеры, деревянные предметы домашней утвари (ложки, лопатки, расчески, скалки, разделочные доски и т.д.), краски акварельные, гуашь, альбомы для рисования, рамки, лак, растворитель.

 

Организационное обеспечение:

· Кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными местами – 6 шт.

· верстак – 3 шт.

· Стол педагога – 1;

· стулья;

· станок деревообрабатывающий;

· Компьютер